Взаимосвязь предварительного и судебного следствия

В отличие от дознания предварительное следствие по уголовным делам производит­ся следователями, которые, как уже отме­чалось, обладают процессуальной самосто­ятельностью. Следственные подразделения в настоящее время имеются в прокурату­рах, а также в органах внутренних дел, ор­ганах министерства национальной безопасности. Предварительное следствие согласно ст.ст. 215 и 430 УПК обязательно по  наибо­лее сложным делам и по   всем делам о пре­ступлениях, совершенных несовершенно­летними, или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту, а равно об общественно опасных деяниях невменяемых. Предварительное следствие может иметь место и по преступ­лениям, по которым согласно закону произ­водство такового не обязательно. Следова­тель в данной ситуации вправе приступить к уголовному процессу, только если это признают необходимым суд или прокурор.

Основное   "различие, - отмечает М.С.Строгович,— между дознанием и пред­варительным следствием состоит в том, что предварительное следствие есть высшая и более сложная форма расследования, при­меняемая по делам о более серьезных пре­ступлениях. Дознание - это форма рассле­дования, вспомогательная по отношению к предварительному следствию, заключаю­щаяся в закреплении следов преступления и совершении первоначальных и неотлож­ных следственных действий, с тем чтобы полнее и всестороннее расследование дела было произведено на предварительном следствии".[2]

Предварительное следствие, как и любая другая форма предварительного расследо­вания, состоит из процессуальных действий и процессуальных решений. Оно включает в себя производство следственных действий, применение мер принуждения, привлечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уголовном процессе защитника, законных представителей, гражданских ис­тцов и других субъектов уголовного процес­са, ознакомление участников с материала­ми дела и многое другое. Первоначальный срок предварительного следствия установ­лен в размере двух месяцев. Однако он может быть продлен прокурором в установ­ленном законом порядке (ст. 218 УПК АР).

Согласно ст. 85 УПК АР при производстве предвари­тельного следствия все решения о направ­лении следствия и производстве следствен­ных действий следователь принимает само­стоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции (согласия и т.п.) от прокурора, и несет пол­ную ответственность за их законное и свое­временное проведение.

В случае несогласия следователя с ука­заниями прокурора о привлечении в каче­стве обвиняемого, о квалификации пре­ступления и объеме обвинения, о на­правлении дела в суд или о прекраще­нии дела следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письмен­ным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу дру­гому следователю.

По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания действий, предусмотренных ст. 214 УПК АР.

Следователь по расследуемым им делам вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от ор­ганов дознания содействия при производст­ве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания следователя даются в письменном виде и являются для органов дознания обязательными.

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обяза­тельны для исполнения всеми предприятия­ми, учреждениями, организациями, долж­ностными лицами и гражданами.

Следователь вправе задержать и допро­сить лицо, подозреваемое в совершении преступления, в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 147 и 148 УПК АР.

Следователь вправе при наличии к тому оснований предъявить лицу обвинение в совершении любого, подследственного ему преступления. Это право следователя не может быть ограничено тем обстоятельст­вом, что обвинение предъявляется в совер­шении не того преступления, в связи с об­наружением признаков которого возбужде­но уголовное дело.1

На следователя закон возложил и ряд обязанностей. Он обязан возбуждать уго­ловное дело, избирать меру пресечения, выносить постановление о прекращении уголовного преследования, принимать иные процессуальные решения при наличии в его распоряжении соответствующих оснований. Следователь, также как и лицо, производя­щее дознание, должен выявлять причины преступления и условия, способствовавшие его совершению, принимать меры к их уст­ранению. Если свои обязанности следова­тель не выполнил, суд укажет об этом в частном определении (постановлении) и, при наличии к тому оснований, поставит перед вышестоящим органом вопрос об от­ветственности следователя.

Значимость решений и действий, пред­принимаемых следователем,  позволило за­конодателю за незаконное осуществление некоторых из них ввести уголовную ответст­венность.

Преступлением считается:

а) привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности          (ст. 290 УК);

б) незаконное освобождение от уголов­ной ответственности (ст. 291 УК);

в) незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 292 УК);

г) принуждение к даче показаний (ст. 293 УК);

д) фальсификация доказательств (ст. 294 УК).

Совершение преступления неизбежно порождает ряд правовых последствий, важнейшим из которых является возникновение уголовно-правовых отношений между государством и лицом, совершившим преступление.

Сущность уголовно-правовых отношений состоит в том, что государство вправе и обязано определить основания и пределы ответственности лица за содеянное, основания освобождения от ответственности или поставить вопрос о применении к виновному мер общественного воздействия. Совершивший же преступление вправе законными средствами защищаться от необоснованного обвинения, незаконного осуждения и несправедливого наказания, а также обязан подчиниться мерам воздействия со стороны органов власти.

Однако до тех пор, пока орган государства (следователь, прокурор) не возбудит уголовное дело и не начнет производство предварительного следствия, уголовно-правовые отношения носят потенциальный, скрытый характер.

Уголовно-правовые отношения всегда предшествуют уголовно-процессуальным, являются их основой и в них реализуются. Иными словами, уголовно-процессуальные отношения есть способ практического применения уголовно-правовых отношений, поскольку «процесс есть только форма жизни  закона, следовательно, проявление его внутренней жизни».

Уголовно-правовые отношения  без уголовно-процессуальных отношений не могут быть реализованы именно как правовые, т. е. основанные на праве, отношения. Применение уголовно-правовых норм без соблюдения уголовно-процессуальных форм будет означать либо самосуд (внегосударственное принуждение), либо государственное, но не правовое принуждение[3].

Уголовно-процессуальные отношения возникают лишь с момента возбуждения уголовного дела — первой стадии уголовного судопроизводства. Начиная с этого момента протекает конкретная процессуальная деятельность отдельных ее участников. Причем эта деятельность не может быть беспредельной, неопределенной или зависящей от усмотрения и желания самих участников судопроизводства. Напротив, деятельности каждого участника присущи определенные свойства, наличие которых обязательно, так как это гарантирует правовой характер этой деятельности и является необходимым условием выполнения задач, стоящих перед уголовным судопроизводством.

Основными свойствами процессуальной деятельности участников уголовного судопроизводства является ее правовой характер (т. е. точная регламентация нормами уголовно-процессуального закона). Участниками этой деятельности выступают субъекты уголовно-процессуальных прав и обязанностей. Кроме того, уголовно-процессуальные действия участников процесса служат средством реализации их прав и обязанностей, а их процессуальная деятельность приводит (или может привести) к возникновению новых, изменению или прекращению ранее существовавших уголовно-процессуальных отношений.

Уголовно-процессуальные отношения, так же как и уголовно-процессуальная деятельность, выступают только в форме правоотношений, органически связаны с последними, возникают, развиваются и прекращаются в неразрывной связи с уголовно-процессуальной деятельностью, характеризуются особым кругом субъектов, которые имеют специфичные права и обязанности.

Характер уголовно-процессуальных отношений на различных этапах уголовного судопроизводства различен и определяется сущностью и задачами данной стадии уголовного процесса. Так, при производстве предварительного следствия правоотношения между участниками этой стадии подчинены задаче быстрого и полного раскрытия любого преступления, изобличения каждого преступника, чтобы ни один виновный не ушел от наказания и ни один невиновный не был привлечен к ответственности, задаче предупреждения новых преступлений, выявления и устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений.

Рассматривая вопрос о деятельности участников процесса и их правоотношениях, нельзя упускать из виду и то, что при производстве следствия правоотношения между участниками этой стадии процесса складываются так, что одним из участников двусторонних или многосторонних отношений всегда является следователь или прокурор. Однако «каковы бы ни были взаимные процессуальные права и обязанности участников уголовного судопроизводства, каждый из них так или иначе связан с компетентным органом государства (дознания, следствия, прокуратуры, суда), вне направляющей и решающей роли которого невозможно осуществление взаимных прав и обязанностей участников уголовного судопроизводства».[4] На предварительном следствии конкретным носителем прав и обязанностей компетентного органа государства... следует признать представителя органа дознания или следствия, которому поручено расследование. Следственная и судебная практика убеждает нас в том, что строгое соблюдение участниками процесса — представителями государства прав других участников процесса - граждан, равно как и в полную меру использование своих прав всеми участниками процесса, содействует успешной деятельности следственных и судебных органов по выполнению задач, поставленных перед ними.[5]

Конечно, нельзя отрицать и того, что участники процесса - государственные органы осуществляют свою руководящую, направляющую и решающую роль в ходе уголовного процесса и его результатах.

Анализ законодательства, а также изучение следственной практики и процессуальной литературы дают основание сделать вывод о том, что участником предварительного следствия в  уголовном процессе должен быть признан тот субъект уголовно-процессуальной деятельности, который:

1)     осуществляет практическую деятельность по выполнению всех или некоторых задач, стоящих перед данным этапом уголовного судопроизводства;

2)     участвует в осуществлении одной или нескольких уголовно-процессуальных функций;

3)     выполняет определенные обязанности или отдельные процессуальные    действия, а также пользуется соответствующими правами для отстаивания 

4)     ных интесредством доказывания, средством фиксации доказательств или же средством общения между другими участниками данной стадии процесса. Причем для признания участником предварительного следствия вовсе не требуются все указанные свойства или их совокупность, а достаточно лишь одного из них.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты