Билеты по предпринимательскому праву
1. Российское предпринимательское право как прикладная юридическая дисциплина. Понятие «предпринимательское право» может рассматриваться в четырех значениях. Предпринимательское право как система законодательства – это совокупность правовых норм, содержащихся в источниках права (нпа, обычаях делового оборота) и регулирующих порядок осуществления предпринимательской деятельности. Изучение предпр. законод-ва предполагает также анализ судебно-арбитражной практики с целью достижения единообразия в понимании и применении содержащихся в источниках права норм. Предпр-ое право как научная дисциплина, т.е. система знаний, совокупность представлений ученых о данной отрасли. Наука предпр-го права познает истоки его зарождения, этапы становления и прогнозирует, опираясь на сумму накопленной информации, направления развития. Предпр-ое право как учебная дисциплина – система обобщенных сведений о предпр-ом праве как отрасли, его законод-ве и практике применения, а также о науке. Предпр-ое право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по гос-му регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов гос-ва и общества. Предпр-ая деятельность характеризуется самостоятельностью. Условно можно выделить имущественную и организационную самостоятельность предпринимателя. Имуществ- ая самостоятельность определяется наличием у предпринимателя обособленного собственного имущества как экономической базы деятельности. Организационная самостоятельность – это возможность принятия самостоятельных решений в процессе предпр-ой деятельности, начиная от принятия решения заниматься такой деятельностью, выбора вида деятельности, организационно-правовой формы, круга учредителей. Предпр-ая деятельность сопряжена с риском и направлена на систематическое получение прибыли.
2. Конституционное право граждан и их объединений на занятие
предпринимательской деятельностью. В соотв. со ст.34 Конституции каждый
имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для
предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической
деятельности. Право на осуществление предпр-ой деятельности представляет
собой предоставленную лицу и обеспеченную законом (на) меру возможного
поведения, направленную на достижение преследуемых субъектом целей.
Конституционное право на осуществление предпр-ой деятельности обеспечено
гарантиями. Среди гарантий в первую очередь необходимо назвать возможность
судебной защиты прав в случае их нарушения, равную защиту всех форм
собственности. В соотв. со ст.55 Конст. и ст.1 ГК РФ гражданские права
могут быть ограничены только на основании фз и только в той мере, в какой
это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов др. лиц, обеспечения обороны страны и
безопасности гос-ва.
3. Граждане - субъекты предпринимательского права. Граждане вправе
заниматься предпринимательской деятельностью без образования юр. лица с
момента гос-ой регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. По
общему правилу пред-ой деятельностью граждане вправе заниматься с
шестнадцатилетнего возраста. Однако несоверш. могут вести предпр-ую деят-ть
только с согласия родителей. Их дееспособность является частичной. Это
означает, что лишь некоторые сделки, перечень которых приведен в ст.26 ГК
РФ, такие лица вправе совершать самостоятельно, остальные сделки – с
письменного согласия своих законных представителей – родителей,
усыновителей или попечителя. Занимающиеся пред-ой деятельностью несоверш.
могут быть объявлены полностью деесп. в порядке, определенном в ст.27 ГК
РФ. Этот порядок именуется «эмансипация». К предпр-ой деятельности граждан,
осуществляемой без образования юр. лица, применяются правила, которые
регулируют деятельность юр. лиц, являющихся коммерческими организациями.
Имущественная ответ-ть гражданина-предпринимателя является полной. Это
означает, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим
ему имуществом, за исключ. имущества, на которое в соотв. с законом не м.б.
обращено взыскание.
13. Специфика правовой работы с денежными долгами. Денежный долг – это
результат неисполнения надлежащим образом денежного обязательства. Правовые
аспекты денежного долга освещены слабо. Во многом это объясняется
деликатностью предмета исследования (деловая репутация с платеже и
кредитоспособностью, с уходом от наличного обложения чему во многом
способствует перемена сторон дог., предмет дог., и объективная растянутость
дог. (искл. банкротство). Долги в рыночной экономике рассматриваются как
нежелательные, но объективные явления потому они призваны быть денежным
регулятором на низовом предпринимательском уровне. Негативная природа
состоит в том, что он замедляет обращение денежной массы, а это усиливает
инфляцию. Спрос на долги возможен потому что они являются одним из способов
обеспечения обязательств, например предоставления кредита под долги
контрагентов, которому поставлены товары, выполнены услуги. Первоначально
кредитор передает долги, потому что ему сейчас нужны деньги, покупатель
долгов рассчитывает, что за счет растянутости исполнения во времени он на
проценты получает прибыль. Долги возникают из заемных операций или из-за
невозмещения оплаты в срок за товар, услуги. В рыночных услугах долг может
образоваться и в результате ненамеренных действий любого лица.
4. Государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов. Гос-
ое регулирование предприн-ой деятельности проводится по многим
направлениям. Необходимость гос-го регулирования предприн-ой деятельности
заключается в том, что в процессе ведения такой деятельности сталкиваются
частные интересы предпринимателей и публичные интересы общества. Эти
интересы д.б. уравновешены и не входить в конфликт друг с другом. Гос-ое
регулирование предприн-ой деятельности может быть прямым и косвенным.
Прямое регулирование более свойственно административной экономике и в н.в.
сдает свои позиции. Вместе с тем, в правовых актах содержится масса
директивных правил в отношении различных аспектов предприн-ой деятельности.
Прямое гос-ое регулирование можно рассматривать по следующим направлениям:
- установление требований, предъявляемых к предприн-ой деятельности; -
установление запретов на те или иные проявления при ее осуществлении; -
применение гос-ом санкций и мер ответ-ти; - создание хозяйствующих
субъектов, их реорганизация и ликвидации; - заключение дог. в целях
обеспечения целевых программ и для удовлетворения иных гос-ых нужд и др.
Вместе с тем, в рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается
косвенным методам регулирования с применением различных экономических
рычагов и стимулов. Косвенное гос-ое регулирование может как стимулировать
те или иные виды предпринимательства, так и быть направлено на
дестимулирование осуществления деятельности. Гос-ое регулирование предприн-
ой деятельности осуществляется различными способами. Нормативно-правовые
акты предусматривают использование для этой цели различных инструментов.
Среди таких инструментов можно назвать: - нормы, нормативы, например нормы
амортизационных отчислений; - лимиты, например выбросов загрязняющих
веществ в природную среду; - размеры ставок налогов, пошлин, иных
обязательных платежей; - квоты, например при экспорте товаров; -
коэффициенты, например изменения регулируемых цен (тарифов); - резервы,
например установление сумм, резервируемых коммерческими банками; - размеры
капиталов и фондов, например установление минимального размера уставного
капитала
5. Понятие предпринимательского договора (на примере договора
агентирования). Предприн. дог. – это разновидность гражданско-правового
дог. заключаемого ради осуществления конституционного права на занятие
предпринимательской деятельностью с субъектами зарегистрированными в этом
качестве. Пред. дог. считается дог. признанный таковым судом, в остальных
случаях надо проводить анализ дог., включенный в ГК РФ (если стор. являются
коммер. организации дог. будет всегда предпр.), в остальных случаях надо
руководствоваться тем, что для предпр. дог. характерно: 1) ослабление
принципа равенства сторон; 2) ограничение права выбора; 3) наличие
подстраховочных оговорок. В соотв. со ст. 1005 ГК по договору агентирования
одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению
другой стороны (принципала) юридические действия и иные действия от своего
имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала. По
сделкам, совершенным агентом с третьим лицом от своего имени и за счет
принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы
принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в
непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной
агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности
возникают непосредственно у принципала. Если поверенный действует только от
имени доверителя, а комиссионер – только от своего имени, в агентском
договоре можно использовать оба варианта. Варианты оформления дог.
сказываются на отношениях принципала, агента и третьего лица, в частности,
на защите прав. В случае подписания сделки агентом от имени принципала –
третье лицо вправе предъявлять иск только к принципалу, как стороне дог.
Если же агент действовал от своего имени, третье лицо может предъявить иск
либо к агенту, либо к принципалу. Иск к третьему лицу принципал может
предъявить во всех случаях, а агент – лишь при выступлении на рынке от
своего имени. Сфера действия агента представлена шире, чем действия
поверенного и комиссионера, поскольку агент, в отличие от поверенного и
комиссионера может совершать не только юр. действия, но и фактические
действия. По агентскому дог. агенту может быть предоставлено исключительное
право на заключение сделок от имени предпринимателя на определенной
территории. Предприниматель в этом случае не вправе назначать на этой
территории других торговых агентов или пользоваться услугами маклеров,
комиссионеров.
16. Понятие и формы недобросовестной конкуренции. Недобросовестная
конкуренция – любые направленные на приобретение преимуществ в предпр-ой
деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат
положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям
добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или
причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанести
ущерб их деловой репутации. Наиболее характерные формы недобросовестной
конкуренции: 1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений,
способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести
ущерб его деловой репутации; 2) введение потребителя в заблуждение
относительно характера, способа и места изготовления, потребительских св-,
качества товара; 3) некорректное сравнение хоз-щим субъектом производимых
им товаров с товарами других хоз-щих субъектов; 4) продажа товаров с
незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и
приравненных к ним средств индивидуализации юрид. лица, продукции, работ,
услуг; 5) получение, использование, разглашение научно-технической,
производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны,
без согласия ее владельца
6. Государственная регистрация юридических лиц – субъектов
предпринимательского права. Согласно п.2 ст.51 ГК юр. лицо считается
созданным с момента его гос-ой регистрации. Гос-ая регистрация –
заключительный этап создания коммерческой организации. Гос-ая регистрация
преследует цели: - осуществление гос-ого контроля за ведением хоз-ой
деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными
видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпр-ва;
- проведение налогообложения; - - получение гос-ых сведений статистического
учета для осуществления мер регулирования экономики; - предоставление всем
участникам хоз-го оброта, гос-ым органам власти и омсу информации о
субъектах предпр-ой деятельности. МРП (Московская регистрационная палата)
является компетентным органом исполнительной власти, осуществляющим гос-ую
регистрацию комм. организаций, создаваемых на территории г. Москвы. Следует
иметь в виду, что организации некоторых видов деятельности регистрируются в
ином предусмотренном законод-ом порядке. Так, некоторые организации с
иностр. инвестициями регистрируются в Гос. регистрационной палате при
Мин.юсте, кредитные организации – в ЦБ РФ. Процедура гос-ой регистрации
субъектов предпр. права урегулирована рядом на. На федеральном уровне это:
ГК, Указ Президента от 08.07.94 г. «Об упорядочении гос. регистрации
предприятий и предпринимателей на территории РФ», утвердивший Положение о
гос. регистрации субъектов предпр-ой деятельности. Субъектами РФ приняты
свои акты, определяющие порядок регистрации. Напр., в Москве действует
Положение о порядке регистрации предприятий в г. Москве, Положение о
порядке создания, реорганизации и ликвидации гос. и муницип-ых унитарных
предприятий и учреждений г. Москвы.