Билеты по предпринимательскому праву
p>
15. Понятие и виды монополистической деятельности. Монополистическая деятельность – это противоречащее антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Виды монополистической деятельности: 1)
Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов. Ее разновидностями являются: 1. индивидуальная моноп. деят-ть, которая проявляется как злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке. Субъектом такой деятельности выступает хозяйствующий субъект, в отношении которого антимонопольным органом установлен факт доминирования, независимо от внесения в Реестр. В зависимости от целей злоупотребления могут проявляться в виде: - изъятия товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышения цен; - навязывания контрагенту условий дог., не выгодных для него или не относящихся к предмету дог., включения в договор дискриминирующих условий; - создания препятствий в доступе на рынок для других хозяйствующих субъектов; - нарушения предписанного нормативными актами порядка ценообразования, установления монопольно высоких или монопольно низких цен; - сокращения или прекращения производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства. 2. коллективная моноп. деят-ть в виде соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. В зависимости от субъектного состава различают: а) соглашения конкурирующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более
35 процентов. б) соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком). 2) Монополистическая деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в зависимости от числа участников также м.б.: 1) индивидуальной. Формами ее проявления являются акты или действия гос-ых органов и органов местного самоуправления. 2) коллективной, осуществляемой в форме соглашений. Запрещается заключение соглашений гос-ых органов и омсу с др. органом власти или управления либо с хозяйствующим субъектом, если они могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. Целями подобных соглашений м.б. поддержание, повышение или снижение цен; раздел рынка; ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов.

19. Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий.
Отношения, которые возникают на товарных рынках и в которых участвуют субъекты естественных монополий, регулируются ФЗ от 17 августа 1995 г. №
147-ФЗ «О естественных монополиях». Следует также учитывать, что субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке и на них распространяются запреты, предусмотренные Законом о конкуренции. Деятельность указанных субъектов регулируется и актами специального характера. К ним, в частности, относятся: ФЗ от 16 февраля
1995 г. «О связи», ФЗ от 25 августа 1995 г. «О федеральном железнодорожном транспорте», ФЗ от 14 апреля 1995 г. «О гос-ом регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» и др. Естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектами естественных монополий м.б. только хозяйствующие субъекты, которые являются юр. лицами и заняты производством товаров в условиях естественной монополии. Законод-ом предусмотрено два основных метода регулирования деятельности субъектов естест-ых монополий:
1) ценовой метод, который осуществляется посредством установления цен или их предельного уровня. 2) неценовой метод: - определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию; - установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии. В целях проведения эффективной гос-ой политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий осуществляется гос-ый контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий. Такой контроль м.б. 2 видов: 1)
Предварительный контроль предусматривает обязательное представление в соотв. орган ходатайства о даче согласия на совершение ряда сделок, а также иной необходимой информации. 2) Последующий контроль предусматривает обязательное уведомление органа регулирования естественной монополии о действиях, предусмотренных п.4 ст.7 ФЗ «О естественных монополиях». В частности, необходимо уведомлять о сделках по приобретению более чем 10 % общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный капитал субъекта естественной монополии.

21. Лицензирование предпринимательской деятельности. Лицензирование представляет собой вид гос-го контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности гос-ва. Лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Правовой основой лицензирования предпр-ой деятельности в настоящее время является ст.49 ГК РФ, Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», акты субъектов РФ, определяющие порядок лицензирования. Кроме того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется соотв. положениями, которые утверждаются Правительством РФ. 8 августа 2001 г. Президентом РФ подписан новый ФЗ №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Лицензирование может осуществляться федеральными органами гос-ой власти, а также органами гос-ой власти субъектов РФ в соотв. с Конституцией РФ и федеральными законами. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2000 г.
№ 326 «О лицензировании отдельных видов деятельности» утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование. В
Москве эту деятельности осуществляет специально создания Московская лицензионная палата. Лицензирующим органам закон предоставляет весьма широкие права, связанные с их деятельностью. Так, в рамках контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, лицензирующие органы имеют право проводить проверки деятельности лицензиата; запрашивать и получать необходимые объяснения и справки; составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату. Новым законом о лицензировании вводится принцип установления единого перечня лицензируемых видов деятельности. В силу данного принципа перечень лицензируемых видов деятельности может определяться только ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения соответствующих дополнений в данный Закон. Для того, чтобы стать лицензиатом, то есть лицом, имеющим лицензию на осуществление конкретного вида деятельности, соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы: 1) Заявление о выдаче лицензии. 2) Копия учредительных документов и свидетельства о гос-ой регистрации в качестве юр.лица или соответственно копия свидетельства о гос-ой регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. 3) Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; 4) Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления. Новый
Закон предусмотрел твердый размер лицензионного сбора за рассмотрение заявления – 300 рублей. Основанием для отказа в выдаче лицензии м.б.: а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; б) несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Отказ в выдаче лицензии м.б. обжалован соискателем. Основанием переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, для юридического лица является его преобразование либо изменение наименования или местонахождения. Для индивидуальных предпринимателей основанием переоформления является изменение имени или места жительства. Кроме того, основанием для переоформления является утрата подтверждающего лицензию документа. Лицензирующие органы наделены правом приостанавливать действие лицензии в случае выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Лицензия теряет юр. силу: - в случае ликвидации юр. лица или прекращения действия свидетельства о гос-ой регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя; - в случае реорганизации юр. лица, за исключением преобразования. Законом о лицензировании также предусмотрены основания для аннулирования лицензии. Можно выделить две группы таких оснований и соответствующие два порядка аннулирования лицензии. 1) В административном порядке, то есть самим лицензирующим органом без обращения в суд, лицензия может быть аннулирована в случае неуплаты лицензиатом лицензионного сбора за предоставление лицензии в течение трех месяцев; 2. В судебном порядке на основании заявления лицензирующего органа лицензия аннулируется: - если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, а также обороне и безопасности гос-тв, культурному наследию народов РФ; - в случае неустранения лицензиатом неоднократных или грубого нарушения лицензионных требований и условий после приостановления действия лицензии.


24. Дилерская деятельность как объект регулирования в предпринимательском праве. Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам. Кроме цены дилер имеет право объявить иные существенные условия договора купли-продажи ценных бумаг: минимальное или максимальное количество покупаемых и (или) продаваемых ценных бумаг, а также срок, в течение которого действуют объявленные в договоре цены.
Порядок ведения дилерской деятельности регламентируется ст. 3 Закона о РЦБ, а также Правилами осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг.

25. Правовое регулирование денежных обязательств в предпринимательском праве. О нарастании в Российском обществе интересе к деньгам, к долгам, к денежным обязательствам свидетельствует тот факт, что законодатель далеко продвинулся в начатом им пути разграничении понятий. Однозначно деньги – один из видов имущества, вместе с тем отличается обособленностью денег в имущественной массе. Такая автономия объясняется тем, что не все юридические свойства имущества присущи деньгам. Роль денег как обособленного имущества определяется не их естественным происхождение, а своими правилами (правила денежных обращений эмиссия). Для денег характерно режим обязательных предписаний установленных государством, поэтому у денег фактически один правовой регулятор – это нормативно-правовой акт. Деньги в духовном смысле – это наличные деньги, безналичные деньги в банках. В условиях социалистической экономики при слаборазвитом денежном обороте и товарного дефицита не было надобности в разграничении и регулировании денежных и товарных потоков (его и не было в ТК РСФСР). В тех случаях, когда законодатель использует собирательное название статьи, как в ст.1109 незаконное обогащение не подлежит возврату», он в каждом из 4х пунктов конкретизирует, что надо иметь в виду деньги, имущество или и то и другое.
В процессуальном праве разграничение этих терминов давно. В широком смысле деньги – это и задолженность, долги и денежные обязательства. Правовой режим их различен, но связывает их то, что в отличие от собственно денег они ближе к традиционному имуществу, поэтому при работе с ними могут быть задействованы кроме законов и такие гражданско-правовые как договор делового оборота. Законодатель довольно часто оперирует денежные обязательства и денежный долг – он их пока не раскрывает, но рыночная осторожность потребовала, и теперь при процедуре банкротства может использоваться понятие денежные обязательства. В Постановлении Пленума ВС
РФ о практическом применении положений ГК РФ о процентах за пользование….средствами от 08.08.98 г., также на раскрывается понятие денежных обязательств, хотя сделаны 3 существенные оговорки: 1) не признаются денежные обязательства, в которых денежные знаки используются в качестве погашения денежного долга, а например обязанности клиента сдавать наличные деньги в банк – обязанности переводчика. 2) Последствия, предусмотренные ст. 395 ГК не применяются и к обязательствам, в которых валюта (деньги) исполняет роль товара (сделки по обмену валюты).
Следовательно, наличие определенного понятие «деньги» не всегда автоматически превращает обязательства в денежные. 3) деньги могут быть, как обязательство в целом, так и обязательном одной из сторон в обязательстве (оплата товаров, работ, услуг). Анализ 1й позиции позволяет сделать вывод, что когда речь идет о денежном долге, обязательство признается денежным. Надлежащим исполнением денежного обязательства признается (если известны реквизиты счета кредитора) зачисления соотв. суммы на банковском счете кредитора, если известен адрес кредитора внесение денежной суммы в депозит нотариуса. О задолженности можно говорить только с позиции договорного права, когда кредитору противостоит заемщик, а не должник. Задолженность, которая будет погашена в срок – нормативное явление для рыночной экономики с ее предпринимательским риском.
17. Правовое регулирование товарных потоков в предпринимательской деятельности. Надо особо подчеркнуть, что роль товарных потоков в России недооценивается. Бесспорно, деньги способны делать деньги с помощью процентов и очень быстро. В то время когда далеко не всегда и не сразу удается превратить товар в деньги, хотя в экономике другой страны немало примеров, когда в период острой инфляции общество любой ценой пытается превратить деньги в товар и, наоборот, в деньги. У денег по сравнению с товаром есть бесспорное преимущество, они могут быть мгновенно переведены в любую точку планеты. Необратимый спад в экономике США объясняется тем, что американское общество незаметно для себя превратилось в потребителя чужих товаров, что в итоге привело к дисбалансу товарной и денежной массы, поэтому все вывезенные доллары не имеют товарного покрытия. Продукт неиспользуемый для личного семейного бытового потребления, может рассматриваться как товар, если он предназначен для продажи или обмена.
Основными инструментами, регулирующими движение товарной массы являются: 1. договор купли-продажи (поставки) включая все его виды и модификации, и договор комиссии на вторичном рынке. Эти договоры предусматривают переход права собственности на товар покупателя. 2. разновидности договора аренды, предусматривающие передачу имущества на срок во временное пользование на возмездной основе. Сюда можно отнести пока неработающий договор безвозмездного пользования (ссуды) и договор доверительного управления имуществом. 3. новые для Российской экономики инструменты – договор товарного кредита, договор товарообмена (бартера), коммерческий кредит, которые приобрели популярность у российских предпринимателей.

20. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (на примере раздела продукции). Инвестиционная деятельность — это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. Инвестиционный проект — это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно- сметная документация. Объектами капитальных вложений в РФ являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.
Инвесторы — субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать: • органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами; • граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица; • иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации. Одним из видов инвестиционной деятельности является осуществление инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на условиях соглашений о разделе продукции. Правовые основы возникающих в процессе осуществления данного вида инвестиционной деятельности отношений регулируются ФЗ от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Соглашение о разделе продукции – это договор, в соотв. с которым РФ предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку и добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения. В частности, оговаривается: - компенсационная продукция, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению; - порядок раздела между гос-ом и инвестором прибыльной продукции, т.е. произведенной продукции за вычетом ее части, используемой для уплаты платежей за пользование недрами и компенсационной продукции; - порядок распределения между РФ и субъектом РФ, на территории которого расположен участок недр, гос-ой доли продукции. Фед-ыми законами определены участки недр, в том числе месторождения полезных ископаемых, право пользования которыми м.б. предоставлено на условиях раздела продукции. По каждому из перечисленных данными Законами объектов Правительством образованы комиссии, в функции которых входит разработка условий пользования недрами и подготовка проекта соглашения.
23. Правовое регулирование российского рынка возмездных услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. •
Договор возмездного оказания услуг является консенсуальным, двусторонним, возмездным. Правилами о договоре возмездного оказания услуг регулируются договоры оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг и иных услуг, за исключением указанных в главах 37, 38, 40, 41, 44- 47, 49, 51, 53 ГК. 3. Заказчик обязан: • оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, предусмотренные в договоре; • оплатить услуги в полном объеме в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, если иное не предусмотрено законом или договором; • возместить исполнителю фактически понесенные им расходы в случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, если иное не предусмотрено законом или договором. Исполнитель обязан: • оказать услуги лично. Если иное не предусмотрено договором, исполнитель не вправе передать обязанности по оказанию услуг третьему лицу. Заказчик вправе: • отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (при возмещении реального ущерба). Исполнитель вправе: • отказаться от исполнения обязательств по договору лишь при условии полного возмещения убытков заказчика, включая упущенную выгоду.



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты