Бизнес-план малого предприятия: методика и расчет реального проекта
Министерство высшего и профессионального образования Российской Федерации
Уральский государственный технический университет
Нижнетагильский филиал
Кафедра экономики и управления
Курсовая работа
РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ:
МЕТОДИКА И РАСЧЕТ РЕАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Преподаватель:
В.А.Боженко
Студент: Н.Л.Попов гр. 497
Нижний Тагил, 1997
СОДЕРЖАНИЕ
1. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА 3
1.1 Введение в бизнес-планирование 3
1.2 Этапы составления бизнес-плана 9
1.2.1 Краткое содержание 9
1.2.2 Отрасль, создаваемая компания и ее продукт или услуга 10
1.2.3 Исследования и анализ рынка 12
1.2.4 Экономика предприятия 15
1.2.5 План маркетинга 15
1.2.6 План технической доработки продукта 18
1.2.7 План производства 19
1.2.8 Управленческая команда 20
1.2.9 Общее расписание по созданию предприятия 21
1.2.10 Оценка риска 22
1.2.11 Финансовый план 23
1.2.12 Предложения по уровню финансирования 25
1.3 Выводы 26
2. РАСЧЕТ РЕАЛЬНОГО ПРОЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 27
2.1 Раздел 1. Краткое содержание 27
2.2 Раздел 2. Описание отрасли и создаваемого предприятия 28
2.3 Раздел 3. Исследования и анализ рынка 29
2.4 Раздел 4. План производства 32
2.5 Раздел 5. Производственные расходы и прибыль 34
2.6 Раздел 6. План маркетинга 35
2.7 Раздел 7. Возможные риски проекта 38
2.8 Раздел 8. Финансирование предприятия 38
3. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
1 МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА
1 Введение в бизнес-планирование
Планирование является неотъемлемой частью деятельности любого делового
предприятия независимо от того большое оно или нет. Бизнес-план - это
планирующий документ, который обобщает анализ возможностей для начала или
расширения бизнеса в какой-либо конкретной ситуации и дает четкое
представление о том, каким образом управленческий аппарат данной компании
намерен использовать эти возможности.
Постепенно проходят времена эйфории по поводу победы рыночного уклада
экономики над неповоротливостью планового хозяйства и место свободного
вздоха сменяет закономерный вопрос: «Что делать дальше?» Постепенно
приходят и ответы, а потому планирование, адаптированное к рыночным
условиям, прочно входит в повседневную практику предпринимательской
деятельности. Надо признать, конечно, что составление бизнес-планов,
являющееся предметом данной работы, основное свое применение находит при
участии предпринимателей в инвестиционных конкурсах и получении банковского
кредита, но и в целом в необходимости планирования убеждены большинство
бизнесменов.
Однако, по моему мнению, более подробный анализ состояния бизнес-
планирования может обнаружить, что в зависимости от размаха бизнеса
существуют значимые различия в подходах к составлению планов. Для сравнения
можно привести следующие соображения. Крупные предприятия понемногу
приспосабливаются к рыночным условиям хозяйствования и составление бизнес-
планов чаще всего у них имеет место при организационных преобразованиях
(например, в акционерное общество), смене собственника или руководителя,
при внутриорганизационном планировании. Большинство малых предприятий
чересчур мобильны, чтобы отражать в каких-либо планах текущее состояние
своих дел, так что к составлению бизнес-планов они прибегают, в основном,
для получения кредитов, поиска инвесторов, при участии в инвестиционных
конкурсах и приватизационных проектах.
Бизнес-план - это подробный, четко структурированный и тщательно
подготовленный документ, описывающий, к чему стремится фирма, как она
предполагает добиться поставленных целей и как будет выглядеть после их
достижения. Это удобная, общепринятая форма ознакомления потенциальных
инвесторов с проектом, в котором им предлагается принять участие.
Рассмотрим, сначала, само существо бизнес-планирования и выясним, в чем
его необходимость. Предпринимая первые шаги в бизнесе представители малого
бизнеса сталкиваются, во-первых, с нехваткой финансовых средств, во-вторых
- с множеством непредвиденных обстоятельств, которые могут увести ваше
предприятие в сторону от выбранного курса. Чтобы этого избежать, необходимо
предварительно изложить свои цели, оценки и прогнозы на бумаге, то есть
составить бизнес-план.
Существуют две важнейшие причины для подготовки бизнес-плана:
- убедить посторонних инвесторов в целесообразности вкладывания денег в ваш бизнес или предоставления кредита;
- помочь сохранять избранный курс и не позволить случайным обстоятельствам отклонить вас от выбранной цели.
Однако это не означает, что все намеченное в плане будет непременно
выполнено: цели и задачи будут корректироваться по мере поступления
дополнительной информации и приобретения практического опыта. Бизнес-план
не гарантирует избавления от проблем, но осознанный, продуманный план
позволяет менеджеру лучше предвидеть кризисные ситуации и легче пережить
их. Зачастую дефицит времени, обилие текущих забот не оставляют времени для
планирования и заставляют действовать вслепую или использовать «реактивный
стиль» управления. Эффективность управления в этом случае, как правило,
гораздо ниже.
Основная цель бизнес-плана - достижение разумного и выполнимого
компромисса между тем, что фирма хочет и что может достичь. План призван
показать работникам и потенциальным инвесторам целостность предлагаемого
курса, продемонстрировать, как одно вытекает из другого.
Бизнес-план призван ответить на три ключевых вопроса (см. рис. 1.):
- Каково текущее состояние бизнеса?
- Каково желаемое состояние?
- Как наиболее эффективно достичь желаемого состояния?
[pic] Рис. 1. Контуры бизнес-плана
Бизнес-план должен показать, как эффективно перейти из нынешнего
состояния в желаемое, отразить как текущие задачи, так и задачи на средне-
и долгосрочный период.
Отмечу, что бизнес-план - это рабочий инструмент предпринимателя, он
имеет более важное значение для малой и развивающейся фирмы, чем для более
крупной и зрелой.
Бизнес-анализ внешней среды и текущего состояния предприятия является
необходимой предпосылкой разработки эффективного плана. Он нацелен на
получение и обобщение объективной информации о состоянии предприятия, его
соответствия требованиям внешней среды и внутренней организации. Структура
бизнес-анализа представлена в таблице 1.
Таблица 1
Структура бизнес-анализа
|Внешняя среда |Внутренняя среда |
|Перспективы |Маркетинг |
|развития отрасли и| |
|продукции | |
|Состояние |Финансы |
|конкуренции | |
|Потребители |Производственная |
|продукции |деятельность |
|Сбытовая |Человеческие |
|деятельность |ресурсы |
|Тенденции развития|Административная |
|макросреды |деятельность |
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого предприниматель или менеджер оценивает внешние опасности и возможности, которые могут затруднить или помочь достижению поставленных целей.
Самоанализ представляет собой методичную оценку всех сфер деятельности предприятия. Он направлен на выявление сильных и слабых сторон предприятия, призван помочь выявить те сферы, которые требуют более детального рассмотрения или совершенствования, а заодно посмотреть, какие задачи ставились в предыдущий период времени и были ли они выполнены, каковы были причины неудач.
Обычно при самоанализе рекомендуется исследовать пять основных функций управления: маркетинг, финансы, производство, управление персоналом и административную деятельностью.
Анализ необходим не только при составлении бизнес-плана, он полезен и в текущей деятельности. Многие западные фирмы регулярно (1-2 раза в год) проводят анализ своих позиций на рынке на определенную дату («моментальный снимок фирмы»).
Для фирмы, находящейся на ранней стадии развития, бизнес-план во многих отношениях представляет первую попытку стратегического планирования. План используется для установления ориентиров развития на ближайшие несколько лет. Предполагаемое направление развития должно быть ясным и точным, понятным сотрудникам фирмы и потенциальным кредиторам и инвесторам.
Период времени, на который разрабатывается бизнес-план, может быть самым разным, он зависит от специфики бизнеса и товара. Опыт показывает, что слишком продолжительный плановый горизонт приводит только к обессмысливанию всех расчетов. Обычно план составляется на два-три года с детальной проработкой первого года и укрупненным прогнозом на следующий период. Хотя план может быть составлен и на пять лет, и на один год.
Бизнес-план представляет собой общую стратегию деятельности фирмы на
определенном товарном рынке. Технология разработки бизнес-плана
представлена на рис. 2. Бизнес-план для уже существующей фирмы имеет под
собой надежное обоснование в виде результатов предыдущей деятельности. План
подкрепляется существующими финансовыми документами, историей фирмы,
описанием ее опыта и ошибок.
[pic]
Рис. 2. Технология разработки бизнес-плана
Вновь создаваемая фирма не имеет такой базы, поэтому основой составления
бизнес-плана в этом случае являются исследования рынка.
Качество плана существенно зависит от того, кто его разрабатывает.
Существуют разные мнения по поводу того, кто должен разрабатывать бизнес-
план. Одни считают, что это дело руководителя, которому могут помочь
специалисты предприятия и консультанты. Другой взгляд - надо как можно шире
привлекать к составлению бизнес-плана работников предприятия, используя
различные методы групповой работы. В этом случае генерируется больше идей,
меньше вероятность принятия заведомо невыполнимых решений, легче будет
реализовывать план по принципу: сами составляем - сами выполняем.
Конкретный путь составления плана зависит от поставленных целей, периода
планирования, личности руководителя, компетенции работников предприятия, их
опыта, знаний и многих других факторов.
Если предприниматель хорошо знает свое дело, свой проект, владеете
информацией, то написать бизнес-план не сложно. Однако определить
сравнительную ценность существующей информации представляет немалые
трудности. Объективный взгляд профессионала может многое улучшить в
разработанном бизнес-плане. Обычно профессионалы, не участвующие в данном
проекте, помогают реально оценить положение дел, задавая вопросы, которые
для предпринимателя кажутся очевидными, либо он о них просто не подумал,
упустил из вида.
По мнению авторов работы, идеальным является вариант, когда бизнес-план
составляет предприниматель или специалисты предприятия с привлечением
консультантов. Консультанты помогают правильно расставить акценты и придать
«товарный» вид бизнес-плану. Обычно важна роль консультантов при
составлении финансового плана и оценки рынка сбыта продукции.
Большинство менеджеров рассматривают бизнес-план как необходимый документ
для получения денег в банке или у другого инвестора, кредитора. По этой
причине предприятия, которым не требуется дополнительный капитал, не
составляют бизнес-план, не до конца понимая процесс бизнес-планирования,
его выгоды и преимущества.
Бизнес-план может быть использован в различных ситуациях и с выгодой для
различных людей - менеджеров, собственников, инвесторов.
Итак, бизнес-план необходим в следующих ситуациях:
- фирме требуется капитал для дальнейшего развития. Формы привлечения капитала могут быть различными. Чаще всего это является главным доводом для составления бизнес-плана.
- создается новая фирма или меняется собственник, поэтому разрабатывается стратегия развития.
- бизнес-план разрабатывается во время значительных изменений
- (реконструкция, покупка оборудования, переход на выпуск новой продукции и т.д.).
Если предприятие намерено использовать бизнес-план для привлечения
дополнительного капитала, то необходимо: