Договор подряда и договор об организации перевозок

Условиями договора строительного подряда – право сторон внесения изменений в техническую документацию (ст. 744 ГК); обязательство о возмещении расходов одной из сторон, связанных с осуществлением сотрудничества (ст. 750 ГК).

Классификационные признаки договоров

Гражданско-правовые договоры характеризуются большим разнообразием, поэтому необходимо классифицировать их, сведя в группы по определенным признакам.


Рассмотрим договор перевозки груза автомобильным транспортом:

На автомобильном транспорте перевозки различаются, прежде всего, по территориальному признаку, а именно:

а) городские (в пределах черты города, другого населенного пункта);

б) пригородные (за пределы города или другого населенного пункта на расстояние до 50 км включительно);

в) междугородные (за пределы указанных выше населенных пунктов на расстояние более 50 км);

г) межреспубликанские (на территории нескольких субъектов РФ);

д) международные (за территорию субъектов РФ).

Перевозки автомобильным транспортом принято также разделять на централизованные и децентрализованные. При централизованных перевозках автотранспортная организация заключает договор с отпра­вителем (поставщиком либо грузообразующим пунктом — складом, пунктом продаж и пр.), по указанию которого грузы доставляются к получателям. При децентрализованных перевозках автотранспортная организация за­ключает договор с каждым из получателей, по заданию которых и доставляет им грузы. Для автомобильной перевозки характерно условие договора о том, кем будут экспедироваться грузы — отправителем или получателем.

Транспортировке грузов всегда предшествует согласование ос­новных условий перевозки (сроков и количества транспортных средств, необходимых для перевозки, а также объемов и характера перевозимых грузов). Основная задача согласования состоит в наиболее рациональном и экономичном использовании перевозочных средств, отвечающем запросам рынка.

Цель договора (что видно из существа сделки) – перевозка груза по наиболее выгодным условиям для обеих сторон.

Перевозчик, и получатель имеют права и несут обязанности, следовательно, договор перевозки взаимный, реальный, так как он считается заключенным с момента сдачи груза транспортной организации. Условия перевозки груза и ответственность сторон определяются соглашением сторон – перевозчика и отправителя – свободный договор.

Сдача груза к перевозке оформляется товарно-транспортной на­кладной, которая является формой договора. Перевозка однородных грузов от одного отправителя в адрес одного получателя на одно и то же расстояние может оформляться актом замера или актом взвешивания суммарно на весь объем перевозок, выполненных автомобилем в тече­ние смены. Пользование автомобилем с оплатой его работы по повре­менному тарифу оформляется обычно записями отправителя (получателя) в путевом листе.


Таким образом, договор поставки груза является:

~     консесуальным по моменту возникновения обязательств, т.к. для его заключения достаточно соглашения сторон (без передачи каких-либо вещей);

~     имущественным по содержанию регулируемой договорами деятельности (по выполнение работ);

~     в пользу участников в зависимости от требуемого лица, т.к. должник (перевозчик) обязан произвести исполнение кредитору (поставить груз получатель), а не третьему лицу;

~     основной в зависимости от юридической направленности;

~     возмездным по характеру перемещения материальных благ, т.к. одна сторона (перевозчик) должна получить плату от получателя (отправителя) своих обязанностей;

~     свободный по основанию заключения;

~     договор взаимосвязанный в зависимости от способа заключения;

~     взаимным в зависимости от распределения прав и обязанностей между сторонами;

~     каузальным в зависимости от определенности правового основания сделки;

~     простой письменной формой.


Договор строительного подряда является:

~     консесуальным по моменту возникновения обязательств, т.к. помимо соглашения требуется передача вещи (самого груза) от одной стороны другой: В отличие от иных консенсуальных договоров, подряд не может быть исполнен непосредственно в момент заключения договора, поскольку для достижения требуемого результата следует затратить известное время на выполнение работы. Консенсуальный характер договора сохраняется и в случае, если подрядчик приступает к исполнению работы немедленно после заключения договора либо выполняет работу в присутствии заказчика.

~     основной в зависимости от юридической направленности;

~     имущественным по содержанию регулируемой договорами деятельности (т.к. производиться выполнение работ);

~     в пользу участников в зависимости от требуемого лица, т.к. подрядчик обязан выполнить определенную работу и результат работы передать заказчику, а не третьему лицу;

~     свободный – заключение договора по соглашению сторон;

~     взаимосвязанный в зависимости от способа заключения – условия договора устанавливаются обеими сторонами;

~     каузальный в зависимости от определенности правового основания сделки, т.е. для его заключения достаточно соглашения сторон.

Из анализа пункта 1 статьи 743 ГК РФ следует, что подрядчик обязан осуществить строительство и связанные с ним работы в соответствии со сметой, определяющей цену работ. А в соответствии с пунктом 1 статьи 746 ГК РФ заказчик оплачивает работы, которые выполнил подрядчик, в размере, предусмотренном сметой. Таким образом, договор является:

~                        возмездным по характеру перемещения материальных;

~                        взаимным в зависимости от распределения прав и обязанностей между сторонами;

~                        форма договора в большинстве случаев простая письменная, что объясняется в числе прочего также и необходимостью придать подрядным отношениям большую стабильность, учитывая их, как правило, длящийся характер. Причем договор составляется в виде единого документа, подписываемого сторонами. В ряде случаев при составлении данного вида договоров используются примерные формы договоров строительного подряда, рекомендованные для отдельных видов строительных работ, а также ведения строительства в различных отраслях.

 

Краткая характеристика договоров, их особенностей, отличия от других и области применения

В отличие от перевозки груза на морском транспорте, которая оформляется коносаментом, перевозка груза автомобильным транспортом оформляется товарно-транспортной накладной. Она содержит все существенные условия договора и по существу является формой договора перевозки. Накладную заполняет отправитель в установленной форме и вручает перевозчику с грузом. В ней указываются наименование отправителя, получателя, место отправления и доставки груза, число мест, масса груза, род упаковки и характеристика перевозимого груза.

Срок доставки определяется в зависимости от вида транспорта и от расстояния между пунктом отправления и пунктом назначения. Если при перевозке железнодорожным транспортом сроки доставки исчисляются в зависимости от вида скорости (большая скорость, грузовая скорость), то при перевозке автомобильным транспортом такого указанной зависимости нет.

Перевозка грузов должна осуществляться по кратчайшему рассто­янию, открытому для движения автомобильным транспортом, за исключением случаев, когда по дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличением пробега. В этих случаях автотранспортное предприятие должно поставить в известность заказчика об увеличении расстояния перевозки.

Получение груза должно быть надлежащим образом оформлено, что охватывается понятием раскредитование документов или выкуп груза и удостоверяется соответствующим образом на накладной (коносамен­те). Для выполнения этой обязанности получатель должен быть уве­домлен о прибытии груза в порядке и сроки, установленные на соответствующем виде транспорта. Лишь при автомобильных перевоз­ках, которые обеспечивают доставку груза прямо на склад получателя, не всегда возникает необходимость в уведомлении последнего о при­бытии груза. Нарушение этой обязанности перевозчиком лишает его права взыскать с грузополучателя плату за сверхнормативное хранение груза и простой перевозочных средств.

При перевозке грузов возникает необ­ходимость выполнения целого комплекса вспомогательных операций, свя­занных с отправкой и получением грузов: в частности, их упаковка, марки­ровка, погрузка и выгрузка, доставка на станцию (в порт) отправления или со станции (порта) назначения на склад получателя и др. При эпизодических перевозках эти операции могут выполнить сами грузоотправители и грузо­получатели. В случаях, когда поток отправляемых или прибывающих в ад­рес того или иного лица грузов достигает значительных размеров, самостоя­тельное выполнение указанных операций становится обременительным и экономически неоправданным. С большей эффективностью это могут де­лать лица, специально подготовленные и уполномоченные на такую дея­тельность. Они выступают в качестве посредников между перевозчиками и их клиентурой. Такая деятельность по обслуживанию клиентуры транспорт­ных организаций называется экспедиционной (от лат. expeditio — отправле­ние). Договор экспедиции относится к числу вспомогательных договоров, связанных с оказанием транспортных услуг.


Предметом договора строительного подряда является результат деятельности подрядчика, имеющий конкретную овеществленную форму. Какие же это могут быть работы?

Во-первых, работы по строительству или реконструкции предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта (п.2 ст.740 ГК РФ).

Во-вторых, предметом договора подряда могут быть монтажные, пусконаладочные и иные работы, неразрывно связанные со строящимся объектом (п.2 ст.740 ГК РФ). Все подобные работы будут являться предметом договора строительного подряда только в том случае, если они ведутся на строящемся объекте.

Основной сферой применения договора строительного подряда является предпринимательская деятельность.

Цена, указанная в договоре строительного подряда, может быть твердой или приблизительной. Размер твердой цены нельзя изменить, если только не меняются существенные условия самого договора. Приблизительную цену договора устанавливают в том случае, когда есть предположения, что в ходе строительства могут появиться затраты, не учтенные в первоначально согласованной смете. При этом все изменения стоимости затрат по отношению к первоначально согласованной цене подрядчик должен подтвердить документально. Стороны должны иметь в виду, что изменить даже приблизительную смету не может одна сторона договора, например подрядчик. В соответствии с пунктом 5 статьи 709 ГК РФ подрядчик, который считает, что необходимо существенно увеличить приблизительную смету на стоимость дополнительных работ, обязан предупредить об этом заказчика. Заказчик либо соглашается на изменение цены, либо отказывается от договора, оплатив подрядчику выполненную часть работы. Если же подрядчик приступит к дополнительным работам, не уведомив заказчика, то заказчик может не оплачивать эти работы. Стороны имеют право не указывать стоимость работ в тексте самого договора подряда. Соглашение о размере цены и ее виде можно оформить в протоколе (ведомости) согласования договорной цены, сделав в договоре необходимую отсылку.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты