Комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности ОАО Вега на основе данных буххгалтерской финансовой отчетности
p>3. Доля маржинального дохода в выручке от продаж: dмд = п.6/п.1 dмд0 = 7390/29670 = 0,249 dмд1 = 11634/33304 = 0,349
4. «Критическая» точка безубыточности:
Nкр = п.5/п.7
Nкр0 = 4500/0,249 = 18072,3 тыс.руб.
Nкр1 = 6780/0,349 = 19426,9 тыс.руб.
5. Запас финансовой прочности:
ЗФП = п.1 – п.8
ЗФП0 = 29670 – 18072,3 = 11597,7 тыс.руб.
ЗФП1 = 33304 – 19426,9 = 13877,1 тыс.руб.
6. Уровень (коэффициент) запаса финансовой прочности: dзфп = п.9/п.1 х 100% dзфп0 = 11597,7/29670 х 100% = 39,1% dзфп1 = 13877,1/33304 х 100% = 41,7%
7. Прибыль от продаж = стр.050 форма №2.
8. Операционный рычаг (эффект операционного левериджа):
?МД/?РN = 157,4/167,96 = 2,16


ВЫВОД: Экономический смысл показателя операционного рычага заключается в том, что он отражает степень чувствительности валового дохода организации к изменению объема производства. В нашем случае данная степень 2,16.

Небольшое изменение рычага (левериджа) может привести к существенному изменению результативных показателей.

Помимо этого показателя, в таблице 10 рассчитывается

«критическая» точка безубыточности, которая за анализируемый период сместилась вследствие увеличения затрат на единицу продукции. Чем ниже точка безубыточности, тем меньше риск ведения дела и более безопасно инвестирование, т.е. в рассматриваемом случае риск возрастает, т.к. точка безубыточности в отчетном году выше на 1354,6 тыс.руб, темп прироста ее составил 107,5%.

Также увеличились такие показатели, как:

- запас финансовой прочности на 2279,4 тыс.руб., темп прироста составил 119,7%;

- коэффициент финансовой прочности на 2,6%, темп прироста составил 106,6%;

- прибыль от продаж на 1964 тыс.руб., темп прироста 167,96%;

- маржинальный доход (разность между выручкой и затратами на производство продукции) на 4244 тыс.руб., темп прироста составил 157,4%.

Таблица 11

Расчет влияния на выручку от продаж количества, структуры и цен реализованной продукции

ОАО «Вега» за 2002 г.

|Виды |Количество |Цена единицы |Выручка |Выручка с учетом|Выручка с учетом|Выручка |
|продукции |реализованной |продукции, тыс. руб.:|за | |коэффициента |за |
| |продукции, шт.: | |предыдущий|коэффициента |роста общего |отчетный |
| | | |год, тыс. |роста общего |количества |год, |
| | | |руб. |количества |продукции и |тыс.руб. |
| | | | |продукции*, |изменения ее | |
| | | | |тыс.руб. |состава в | |
| | | | | |отчетном году, | |
| | | | | |тыс. руб. | |
|А |Б |1 |2 |3 |4 |
|1. Прибыль до налогообложения, |Рдо н |2444 |3985 |+1541 |163,1 |
|тыс.руб. (стр. 140 форма №2) | | | | | |
|2. Рентабельность активов, % |[pic] |28,1 |43,1 |+15 |153,4 |
|(п.5 таблица 8) | | | | | |
|3. Уровень налогообложения прибыли,|Н |33,2 |31,4 |- 1,8 |94,6 |
|% | | | | | |
|4. Среднегодовая стоимость активов,|А |5800 |6346 |+546 |109,4 |
|тыс. руб. (п.4 таблица 7) | | | | | |
|5. 5. Проценты, уплаченные за |Пр |240 |655 |+415 |272,9 |
|пользование заемными средствами, | | | | | |
|тыс. руб. | | | | | |
|(стр.070 форма №2) | | | | | |
|6. Цена заемных средств, % |ЦЗС |7,5 |22,1 |+14,6 |294,7 |
|(п.5/п.7 х 100%) | | | | | |
|7. Среднегодовая стоимость заемного|ЗК |3200 |2964 |- 236 | |
|капитала, тыс.руб. (п.4 таблица 1) | | | | |92,6 |
|8. Среднегодовая стоимость |СК |2600 |3382 |+782 | |
|собственного капитала, тыс.руб. | | | | |130,1 |
|(п.2 таблица 7) | | | | | |
|9. Эффект финансового рычага, % |ЭФР |19,269|13,987 |- | |
| | | | |5,282 |72,6 |

Показатели для расчета эффекта финансового рычага
1. Уровень налогообложения прибыли:
Н = стр.150 форма №2/п.1 х 100%
Н0 = 812/2444 х 100% = 33,2%
Н1 = 1250/3985 х 100% = 31,4%

2. Эффект финансового рычага:
ЭФР = п.7/п.8 х (п.2 – п.6) х (1-0,24)
ЭФР0 = 3200/2600 х (28,1 – 7,5) х (1-0,24) = 19,269%
ЭФР1 =2964/3382 х (43,1 – 22,1) х (1 – 0,24) = 3,987%

ВЫВОД: Финансовый рычаг (финансовый леверидж) представляет собой показатель, отражающий степень чувствительности валового дохода организации к изменению капитала организации.

Значение этого фактора по ОАО «Вега» за анализируемый период изменилось на -5,282%, темп роста составил

72,6%, то есть ЭФР уменьшился, что произошло в результате снижения среднегодовой стоимости заемного капитала (на 236 тыс.руб.) и уровня налогообложения прибыли, а также вследствие увеличения цены заемных средств на 14,6%, темп роста составил

294,7%.

Таблица 13

Расчет влияния трудовых факторов на прирост выручки от продаж

ОАО «Вега» за 2002 г.


|Показатель |Условн|Предыду|Отчетны|Изменение|
| |ое |щий год|й год |(+; -) |
| |обозна| | | |
| |чение | | | |
|А |1 |2 |3 |4 |
|1. Среднесписочная численность |R |190 |210 |+20 |
|работников, чел. (стр.760 таблицы 7 из | | | | |
|приложения №5) | | | | |
|2. Количество рабочих дней |Дн |251 |250 |- 1 |
|3. Средняя продолжительность |t |7,9 |8,0 |+0,1 |
|одного рабочего дня, час | | | | |
|4. Выручка от продаж в расчете | [pic]|0,0788 |0,0793 |0,0005 |
|за 1 человеко-час, руб. | | | | |
|(п.5/ п.1 х п.2 х п.3) | | | | |
|5. Выручка от продаж, тыс. руб. |N |29670 |33304 |3634 |
|6. Влияние на изменение выручки от |?N |Х |Х |3634 |
|продаж факторов,| | | | |
|тыс.руб. - всего: | | | | |
|в том числе |х1 |Х |Х |3172 |
|а) среднесписочной численности | | | | |
|работников | | | | |
|б) количества рабочих дней |х2 |Х |Х |-120,536 |
|в) средней продолжительности одного |х3 |Х |Х |378,158 |
|рабочего дня | | | | |
|г) выручки от продаж в расчете |х4 |Х |Х |204,575 |
|за 1 человеко-час | | | | |

Факторный анализ выручки от продаж

Для расчета влияния факторов на показатель выручки от продаж рекомендуется использовать следующую факторную модель:

N = R·Дн·t·[pic]= x1 ·x2 ·x3 ·x4

1. Изменение выручки от продаж можно представить следующим образом:

?N = ?NX1 + ?NX2 + ?NX3 + ?N4X

2. Методом последовательных замен получим следующее:

?Nx1 = x41 ? x31 ? x21 ??x1 = ?RT1 ? t1 ? Дн1 ? ?R = 0,0793 ? 8 ? 250 ? 20
= 3172

?Nx2 = x41? x31? ?x2 ? x10 = ?RT1 ? t1 ? ?Дн ? R0 = 0,0793 ? 8 ? (-1) ? 190
= -120,536

?Nx3 = x41 ? ?x3 ? x20 ? x10 = ?RT1 ? ?t ? Дн0 ? R0 = 0,0793 ? 0,1 ?
251 ? 190 = 378,182
?Nx4 =?x4 ? x30 ? x20 ? x10 = ??RT ? t0 ? Дн0 ? R0 = 0,0005 ? 7,9 ?
251 ? 190 = 204,575
?N = 3172 – 120,536 + 378,182 + 204,575 = 3634,221 ? 3634

ВЫВОД: На изменение выручки от продаж в разной степени оказали влияние следующие факторы:

1. Среднесписочная численность работников оказала наибольшее

влияние (3172).

2. Количество рабочих дней оказало наименьшее влияние (-

120,536).

3. Средняя продолжительность одного рабочего дня (378,182).

4. Выручка от продаж в расчете за 1 человеко-час (204,575).

В целом за анализируемый период уменьшилось количество рабочих дней на 1 день, но в то же время увеличилась средняя продолжительность рабочего дня на 0,1 час.

Увеличилась среднесписочная численность работников на 20 чел., незначительно возросла выручка от продаж в расчете за 1 человеко-час.

Таблица 14

Расчет влияния использования основных средств

на прирост выручки от продаж ОАО «Вега» за 2002 г.

|Показатель |Условн|Предыду|Отчетны|Изменен|
| |ое |щий год|й год |ие (+; |
| |обозна| | |-) |
| |чение | | | |
|А |Б |1 |2 |3 |
|1. Среднегодовая балансовая величина |F |2095 |2247,5 |+152,5 |
|основных средств, тыс. руб. | | | | |
|2. Среднегодовая балансовая величина |FА |492 |1120,5 |+628,5 |
|активной части основных средств, тыс. | | | | |
|руб. | | | | |
|3. Доля активной части основных средств |d FА |0,235 |0,499 |+0,264 |
|в общей среднегодовой балансовой | | | | |
|величине основных средств (п.2/п.1) | | | | |
|4. Общее время работы активной части |tFA |1983 |1992 |+9 |
|основных средств, час. | | | | |
|5. Выручка от продаж в расчете за 1 час | |14,962 |16,719 |+1,757 |
| |[pic] | | | |
|работы активной части основных средств, | | | | |
|тыс. руб. (п.6/п.4) | | | | |
|6. Выручка от продаж, тыс. руб. |N |29670 |33304 |+3634 |
|7. Влияние на прирост выручки от продаж | | | |3634 |
|факторов, тыс.руб. – всего: |?N |Х |Х | |

Расчет показателей
1. Среднегодовая балансовая величина основных средств:
F = (стр.120 н. + стр.120 к.)/2
F1 = (2195 + 2300)/2 = 2247,5 тыс.руб.
2. Среднегодовая балансовая величина активной части основных средств:
Fа = (стр.363 + стр.364)/2 (для расчета используется таблица 3 приложения №5)
Fа1 = ((736 + 506) + (713 + 286))/2 = 1120,5 тыс.руб.

ВЫВОД: Расчет показателей для таблицы 14 произведен на основе формы №1 и приложения №5 к бухгалтерскому балансу.

Анализируя рассчитанные показатели можно сказать, что:

1. За анализируемый период увеличилась среднегодовая балансовая величина основных средств на 152,5 тыс.руб, среднегодовая балансовая величина активной части основных средств на 628,5 тыс.руб.

2. Увеличилось по сравнению с предыдущим годом общее время работы активной части основных средств на 9 часов.

3. Также возросла выручка от продаж в расчете за 1 час работы активной части основных средств на 1,757 тыс.руб.

Перечисленные факторы оказали влияние на изменение

(прирост) величины выручки от продаж (на 3634 тыс.руб.)

Таблица 15

Расчет влияния факторов на показатель себестоимости продукции

в расчете на 1 рубль выручки от продаж ОАО «Вега» за 2002 г.


|Показатель |Условное|Предыду|Отчетны|Изменен|
| |обозначе|щий год|й год |ие (+; |
| |ние | | |-) |
|А |Б |1 |2 |3 |
|1. Общий объем реализованной продукции в|qобщ |30811 |31618 |807 |
|количественном выражении, шт. | | | | |
|2. Сумма переменных расходов |Sпер |22280 |21670 |- 610 |
|(себестоимость проданной продукции), | | | | |
|тыс. руб. | | | | |
|(п.2 таблица 10) | | | | |
|3. Сумма переменных расходов в расчете |S[pic][p|0,723 |0,685 |-0,038 |
|на единицу реализованной продукции, тыс.|ic] | | | |
|руб. | | | | |
|4. Сумма условно-постоянных расходов, |Sпост |4500 |6780 |+2280 |
|тыс. руб. (п.2/п.1) | | | | |
|5. Полная себестоимость производства и |Sполн |26780 |28450 |+1670 |
|реализации продукции, тыс.руб. (п.5 | | | | |
|таблица 10) | | | | |
|6. Выручка от продаж, тыс. руб. |N |29670 |33304 |+3634 |
|(п.1 таблица 10) | | | | |
|7. Полная себестоимость производства и | |0,903 |0,854 |-0,049 |
|реализации продукции в расчете на 1 |dSполн | | | |
|рубль выручки от продаж (доля | | | | |
|себестоимости продукции в сумме выручки | | | | |
|от продаж), коэффициент | | | | |
|(п.5/п.6) | | | | |
|8. Влияние на изменение полной |?dSполн |Х |Х |-0,049 |
|cебестоимости производства и реализации | | | | |
|продукции в расчете на 1 рубль выручки | | | | |
|от продаж факторов, коэффициент – всего:| | | | |

ВЫВОД: За анализируемый период 2001 -2002 гг. в процессе деятельности

ОАО «Вега» снизилась полная себестоимость производства и реализации продукции в расчете на 1 рубль выручки от продаж под влиянием следующих факторов:

1. Общего объема реализованной продукции в количественном выражении, который увеличился на 807 шт.

2. Суммы переменных расходов в расчете на единицу реализованной продукции, которая уменьшилась на 0,038 тыс.руб.

3. Общей величины условно-постоянных расходов, которые возросли на 2280 тыс.руб.

4. Выручки от продаж, увеличившейся на 3634 тыс.руб.

Итак, при уменьшении переменных расходов (себестоимости проданной продукции) и увеличении общего объема реализованной продукции возросла выручка от продаж.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты