Организация электронной торговли и перспективы ее развития
p> Оборот электронной торговли в США увеличится с восьми миллиардов долларов в 1997 году до 300 миллиардов долларов в 2001 году.

Объем российского рынка Интернет-услуг в 1998 году составлял всего 160 миллионов долларов, причем большая часть этой суммы приходится на оплату услуг провайдеров, обеспечивающих доступ к сети. В стратегическом плане перспектива распространения в России различных видов электронного бизнеса обусловливается, прежде всего, теми преимуществами, которые он обеспечивает: заметное сокращение расходов на проведение торговых операций
(трансакционных издержек) и решение проблем, связанных с неудобным географическим расположением и порождаемых большими расстояниями (что весьма актуально для России) создание условий для прямых контрактных отношений между продавцами и покупателями, способствование появлению новых участников на растущем числе рынков. В этих условиях малые и средние предприятия получают возможность успешно конкурировать даже на международных рынках; повышение прозрачности рынков: покупатели и продавцы практически мгновенно получают информацию о ценах, качестве и условиях поставки, предлагаемых различными конкурентами (это обстоятельство особо важно при организации закупок для государственных нужд); препятствование таким негативным явлениям, как криминализация рыночных процессов, уклонение от налогов, утечка капиталов за рубеж и т.п.[14]

С этой точки зрения особую ценность имеет электронная торговля для
Белоруссии. Имея выгодное географическое положение предприятия республики могут более эффективно взаимодействовать как с Европой, так и с Азией через интернет.

2. Формы и виды электронной торговли

За последние 5 лет электронная торговля стала фактором глобального значения. Наблюдается стремительный ее рост в мире. В России в сети
Интернет функционирует более 500 электронных магазинов и торговых площадок.
Наиболее популярны магазины, торгующие книгами, компакт-дисками, программными продуктами, компьютерной техникой. Создаются отраслевые торговые площадки (металл, ценные бумаги). Появились холдинги, объединяющие ряд Интернет-магазинов и декларирующие ежегодный доход в несколько млн. долл. США.

Наряду с традиционными секторами торговли "бизнес-бизнес" и "бизнес- потребитель" в настоящее время на рынке услуг ЭТ можно выделить сегменты pc- commerce, m-commerce, t-commerce. К сожалению, достаточно четкой российской терминологии в области электронной торговли еще не сложилось. Основные формы ЭТ реализуются с использованием персональных компьютеров и сети
Интернет: Интернет-магазины, электронные торговые площадки, электронные аукционы и Интернет-биржи.

В странах Западной Европы и США получили распространение системы интерактивного кабельного и спутникового телевидения (t-commerce), с помощью которых пользователи не только могут смотреть видеофильмы, но и заказывать различные товары и услуги. Эти системы, по оценке большинства специалистов, более надежны, поскольку в отличие от Интернет-магазинов реализуются в замкнутых сетях без прямого доступа покупателей к глобальным информационным сетям.

Новым направлением развития электронной торговли является использование средств мобильного доступа к сети Интернет для осуществления покупок (m-commerce). В условиях России, имеющей значительную территорию и низкую плотность населения, а также недостаточно развитую наземную телекоммуникационную инфраструктуру в удаленных регионах, беспроводные технологии подключения к сети Интернет могут иметь серьезную перспективу.

Принято выделять четыре направления электронной коммерции:

. бизнес - бизнес (business-to-business, B2B);

. бизнес - потребитель (business-to-consumer, B2C);

. бизнес - администрация (business-to-administration, B2A);

. потребитель - администрация (consumer-to-administration, C2A).

Направление бизнес-бизнес включает себя все уровни информационного взаимодействия между компаниями. При этом используются специальные технологии и стандарты электронного обмена данными, такие как EDI
(Electronic Data Interchange).

Выгоды от подобного сотрудничества трудно переоценить. Например, дилер получает возможность самостоятельно размещать заказы и следить за ходом их исполнения, работая с базами данных поставщика и таким образом получая необходимую информацию о запасах продукции на складах. Так же и поставщик, имея подключение к складским базам, может оперативно отслеживать запасы партнера, своевременно их пополняя. И подобные примеры можно найти в любой сфере взаимодействия между компаниями.

Направление бизнес-потребитель представляется наиболее перспективным с коммерческой точки зрения. Его основу составляет электронная розничная торговля. В Интернет работает большое число электронных магазинов, предлагающих широкий спектр товаров и услуг.

Бизнес - администрация. Взаимодействие бизнеса и администрации включает деловые связи коммерческих структур с правительственными организациями, начиная от местных властей и заканчивая международными организациям.

К примеру, в последнее время налицо стремление правительств развитых стран и руководства международных организаций активно использовать Интернет для проведения закупок товаров и услуг путем публикации объявлений и результатов заключенных сделок. Нередко коммерческие структуры имеют и возможность направлять свои предложения в электронном виде.

Потребитель-администрация.

Это направление наименее развито, однако имеет весьма высокий потенциал, который может быть использован для организации взаимодействия правительства и потребителя, особенно в социальной и налоговой сфере.

В зависимости от рыночной стратегии компании возможны следующие формы присутствия в Интернет:

. электронная визитная карточка;

. электронный каталог;

. электронный магазин.

. торговые интернет-системы

Электронная визитная карточка представляет собой несколько страниц с информацией о компании и ее деятельности. Основная функция подобного сайта
- предоставить возможность потенциальному клиенту познакомиться с услугами компании, аналогично обычному бизнес- справочнику или рекламному объявлению.

Более продвинутой формой информирования клиента является электронный каталог с подробной информации о товарах и услугах, а часто - и с текущими ценами.

Электронный магазин позволяет не только выбрать товар или услуги, но и оформить заказ и совершить покупку через Интернет.

Наконец торговая интернет-система объединяет в одно целое интернет- магазин и традиционный магазин, с общей системой логистики, управления товарными запасами и т. п.[4]

3. Организация электронной торговли в современных условиях

B конце прошлого года американские Интернет-проекты были озабочены одним: доказать своим инвесторам, что дела не так уж и плохи и что на
Интернет-торговле с конечным потребителем рано ставить крест. Они рассчитывали, что сезон рождественских распродаж позволит им существенно улучшить свои финансовые показатели. Как видно из отчетов, удалось это немногим. Большинство торговых сайтов потерпели сокрушительное поражение. В чем причины и в каких цифрах оцениваются потери?

Американские консультанты протестировали один из сайтов и пришли в ужас: 70% посетителей не смогли совершить покупку из-за сложных и неудобных систем регистрации и поиска. Спросив владельца сайта, каким образом проверялся на удобство пользования его клиентский интерфейс, консультанты услышали: «Мы попросили оценить сайт наших сотрудников – людей, профессионально связанных с Интернетом, знакомых с передовыми технологиями обслуживания клиентов и новейшими веяниями в области веб-дизайна». После того, как были учтены замечания «рядовых» посетителей сайта, уже 80% пользователей смогли без особых проблем совершить покупку.

Получив эти данные, консультанты решили протестировать ведущие сайты, продающие потребителям модную одежду, книги, компакт-диски, электронику и игрушки. Результаты оказались неутешительными для владельцев Интернет- магазинов Америки: 43% попыток совершить покупку оказались неудачными. Если соотнести эту цифру с объемом покупок в рождественские праздники, то можно посчитать, что электронные магазины мира потеряли сумму не менее $14 млрд.

Конечно, объемы Интернет-торговли в России не те, что в США. Если объем рынка В2В, по прогнозам, только к 2003 году достигнет $500 млн, то, в соответствии со среднемировым соотношением секторов межкорпоративных продаж и продаж конечному пользователю, российский рынок В2С в том же 2003 году составит примерно $125 млн. То есть в 2001 году, если ориентироваться на данные «Эксперта», рынок для Интернет-магазинов в России можно оценить максимум в $15 млн по самым оптимистичным прогнозам. Однако американские консультанты на основе своих исследований ведущих сайтов предлагают рецепты, которые позволят поднять продажи минимум на 20% (а это для российских Интернет-продавцов составит порядка $3 млн в год!).

Среднее соотношение количества посетителей сайта с количеством людей, совершивших на нем покупку, по данным The Boston Consulting Group, одинаково для всего мира и составляет 1,8%. Из этого следует, что при посещаемости торгового сайта в 1000 человек в день его владелец вправе рассчитывать на 18 покупателей. Если их нет – значит, плохо организовано виртуальное торговое пространство и самое время воспользоваться рекомендациями американских консультантов.

Специалисты BCG рекомендуют предпринять специальные усилия для того, чтобы повысить соотношение посетители/покупатели хотя бы на 10% (до 2%).
Напомню, что для России это будет означать повышение оборотов Интернет- магазинов на $1,5 млн в год. Ключевой проблемой, по мнению BCG, является максимальная простота оформления заказа и платежа. Если мы сумеем воспользоваться хотя бы частью советов американских специалистов, то пессимисты будут посрамлены. И Россия сможет переместиться с 15 строчки рейтинга стран в наиболее быстро растущей Интернет-экономикe на двенадцатую. А объем рынка вырастет на $3 млн. Есть за что побороться. [6]

Для того чтобы более четко представлять себе место, которое компания может занять в сфере электронной коммерции, рассмотрим приведенную ниже схему. Компания может производить широкий спектр товаров, от газа и нефти до программного обеспечения, либо быть монопродуктовой. Далее рассмотрим такой показатель, как покупательная способность компании определенной отрасли, она либо высокая, либо низкая. Один из возможных сценариев следующий: если компания производит много видов товаров, то имеет смысл создать sell-сайт, который будут использовать покупатели продукции. В качестве примера можно привести компанию Cisco, восемьдесят четыре процента продаж которой осуществляются при помощи Интернета.

В случае если у компании очень высокая покупательная способность, она создает buy-сайт. Этот вариант используют такие компании, как General
Motors, Ford, Chrysler в США. Их доля в общем объеме бизнеса в США составляет в настоящее время семьдесят восемь процентов. Используя возможности Интернета, эти компании способствуют росту эффективности сделок со своими поставщиками.

Альтернатива для остальных участников рынка - электронные торговые площадки. Компания может не производить большого ассортимента товаров, но обладать достаточно высокой покупательной способностью и стать участником вертикального электронного рынка. А если у нее большой разброс направлений деятельности, таких, как, например, транспортные услуги, финансовые услуги или что-то еще, ей необходимо нацеливаться на участие в горизонтальном электронном рынке.

Создавая рынок, компания может пойти несколькими путями. Во-первых, можно создать пул, собрав голоса потенциальных участников. С этой целью проводятся исследования крупных компаний; если идея им понравится, они станут участниками создаваемого рынка. Другой вариант, когда несколько компаний, например General Motors, Chrysler, Ford, образуют единый товарный рынок и предлагают присоединиться к нему еще одной компании, скажем
Volkswagen. Третий вариант - создание рынка "с нуля", ведь рынков для многих товаров, например пластмассы, раньше просто не существовало.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты