(заметим, посетителей, а не покупателей). У одного из самых популярных магазинов Рунета - магазина "Озон" количество посетителей чуть более 4-5 тысяч, а заказов не более двух-трех сотен в день. Несмотря на явное лидерство по количеству посетителей, по словам руководства "Озона" "магазин пока еще не достиг прибыльности". Что тогда говорить об остальных участниках интернет-торговли Рунета. Ведь подавляющую часть интернет- магазинов составляют магазины с посещаемостью 200-300 посетителей в день
(от 5-15 заказов). Сегодня, реальной торговли в Рунете нет. Причин, объясняющих данное положение дел, находят множество: это и недостаточное количество пользователей интернет, низкий доход населения, и не развитость платежных систем в России, отсутствие систем доставки и пр. Оправданий плохой работе интернет-проектов находится много.
Но, если объективно рассматривать данное положение дел в секторе B2C,
можно отметить, что до последнего времени торговлей как таковой никто
заниматься не стремился. Действия большинства игроков в секторе электронной
коммерции были направлены не на создание эффективной модели бизнеса, а на
раздувание спекулятивных ожиданий на рынке интернет. Копирование опыта
западного рынка высоких технологий (который многими российскими
специалистами считается "единственно правильным, а поэтому верным") привело
к тому, что большинство компаний участвующих в становлении интернет-рынка
России видели единственное решение - выпуск акций компаний. А по этому,
активно стремились создать Русский NASDAQ, но не успели. Сначала на
американском рынке акций технологических компаний произошел весенний спад,
а в декабре 2000 пузырь сдулся. И теперь, когда надежды заработать на
выпуске акций канули в небытие, перед руководством многих компаний с
роковой необходимостью встанет вопрос - или закрывать проект, либо
стремиться сделать его, по крайней мере, безубыточным.
В третьем квартале 2000 года затраты интернет- предприятий достигли $2 млрд. При этом прибыли в этом бизнесе оказались значительно меньше. С учетом того, что в этом году ожидается дальнейший спад в области электронной коммерции, многие компании не сумеют найти средств к существованию. В результате превышение затрат над доходами станет основой проблемой, которую придется решать интернет-проектам.
По данным компании Webmergers.com, в течение 2000 года прекратили свое существование 210 интернет-фирм, при этом 60% из них были закрыты в течение четвертого квартала ушедшего года.[15]
Низкий уровень компьютеризации и сравнительно незначительное
количество индивидуальных пользователей Интернет не позволяют России
повторить динамику развития, характерную для промышленно развитых стран
Запада, когда объемы сделок типа В2С увеличивались из года в год в разы.
Кроме того, темпы развития этого сектора электронного бизнеса в России в
существенной мере зависят от темпов развития экономики в целом. Однако,
несмотря на ограничивающие электронную торговлю потребительскими товарами
факторы, этот вид бизнеса весьма перспективен и будет особенно быстро
развиваться в крупных относительно хорошо компьютеризированных и охваченных
сетью Интернет городах России.
По состоянию на середину 2000 года в России было зарегистрировано
свыше 500 Интернет-магазинов, из которых реально функционировало лишь 80.
Их совокупный доход за 1999 год составил всего 1-1,5 млн. долл. Роль
Интернет- торговли для бизнеса, как правило, сводилась к размещению
информации о компаниях и их услугах на страницах Рунета (часть сети
Интернет, в которой преобладающим языком общения является русский) и
документообороту через Интернет.
Одним из главных препятствий широкому распространению электронной
коммерции в России, особенно по направлению В2С (потребитель-бизнес),
является отсутствие адекватных современных систем безналичного расчета.
Начавшееся распространение системы пластиковых карт резко затормозилось
после августовского 1998 года финансового кризиса. В настоящее время лишь в
крупных Интернет-магазинах можно расплатиться с помощью недебетовых карт. В
более мелких - наличными с курьером или через систему CyberPlat (для чего
нужен счет в соответствующем банке) наложенным платежом, через Сбербанк,
почтовым переводом. Осваиваются и более прогрессивные технологии расчетов в
Интернет. Так, некоторые российские банки уже в 1999 году начали осваивать
системы электронных платежей, позволяющие приобретать товары в Интернет-
магазинах. В основу таких систем закладывается технология "цифровых
наличных" или электронных кошельков.
Электронный кошелек представляет собой клиентскую программу, позволяющую переводить и получать деньги, хранить их в Интернет-банке, конвертировать, выводить из системы на обычные банковские счета, проводить ряд других операций. В настоящее время с помощью этой технологии расчетов можно купить такие товары и услуги, как доступ в Интернет или услуги компьютерной телефонии, справки о прогнозе погоды, адреса служб знакомств, пейджинговую связь. Технология цифровых наличных имеет высокую степень конфиденциальности информации и защиты от подделок, фальсификаций и копирования.
Следует отметить, что в России успех развития электронного бизнеса типа В2С будет существенно зависеть от возможности завоевания необходимого уровня доверия населения к компаниям, продающим товар через виртуальный магазин. Косвенным признаком перспективности розничного сектора электронного рынка России, а также приближающейся острой конкуренции в российской части Интернет является оживление инвестиционной активности в этом направлении.
Все чаще стала появляться информация о заинтересованности западных
инвесторов в приобретении российских Интернет-компаний и Интернет-
магазинов. Еще в конце 1999 года Холдинг Golden Telecom объявил о покупке
своей дочерней структурой, компанией "ТелеРосс", двух петербургских
Интернет- компаний - "Невалинк" и "Нева Телеком". В начале 2000 года
инвестиционная группа "Русские фонды" и компания Orion Capital Advisors
приобрели контрольный пакет "Компании Стек", владельца одного из самых
популярных сайтов в российской Сети - информационно-поисковой системы
Rambler. Кроме того, участники этой сделки не скрывали своих намерений
инвестировать в ближайшее время и в другие проекты русскоязычной части
Интернета несколько десятков миллионов долларов.
Об обострении конкуренции свидетельствует почти одновременное
появление и второго крупного инвестора: о создании совместного предприятия
ru-Net Holdings для вложения средств в российский Интернет объявили
компания Baring Vostok Capital Partners (дочерняя фирма инвестиционного
фонда Baring Private Equity Partners, входящего в ING Group) и российский
банк "Объединенная финансовая группа". Кроме двух главных партнеров, в
фирме ru-Net Holdings еще около 15 акционеров. Общий капитал холдинга
составляет сегодня около 20 млн. долл. Первым проектом ru-Net стало
приобретение контрольного пакета крупнейшего отечественного Интернет-
магазина "Озон" за 1,8 млн. долл. Еще 1,2 млн. долл. новый владелец должен
вложить в магазин до конца 2000 года. В 2001 году компания обещала
инвестировать средства еще в 4-6 крупных проектов. Возможно, повышенная
заинтересованность иностранных инвесторов в российских компаниях,
занимающихся электронной торговлей, подогревается их надеждами в
перспективах развития фондового рынка России. Зарубежный, особенно
американский, опыт свидетельствует о поразительной динамике компаний
электронного бизнеса и Интернет-компаний. Так, по данным на ноябрь 1999
года, отношение рыночной стоимости ряда компаний к их обороту выглядело
следующим образом: электронный бизнес
Amazon.com - 35;
CDNOW - 7,3;
Charles Schwab - 9; традиционный бизнес
Borders - 0,4;
Musicland - 0,2;
Merill Lynch - 0,8.
Капитализация Интернет-компании Amazon.com за три года достигла 27
млрд. долларов, что заметно превышает рыночную стоимость инвестиционного
банка J.P. Morgan (21 млрд.) и более чем в три раза выше стоимости одной из
ведущих авиастроительных компаний мира - Lockheed Martin. Еще контрастнее
выглядит отношение капитализации к объему полученной прибыли (коэффициент -
Е/Р). Этот показатель для электронных компаний, занятых в потребительском
секторе экономики, составил 1038. Для сравнения: для крупнейших федеральных
банков США этот коэффициент на уровне 20, для крупнейших региональных
банков США - 18. В США очень скоро из-за чрезвычайно высоких темпов роста
капитализации компании электронного бизнеса станут недосягаемыми для
корпораций реального сектора экономики. Уже сейчас чаще наблюдается
обратная ситуация: электронный бизнес приобретает компании реального
сектора. Этот факт должны иметь в виду и российские компании, решившие
создать современную структуру в области Интернет-технологий и электронного
бизнеса.[13]
3.2 Состояние и перспективы электронной торговли типа бизнес-бизнес.
В последнее время эйфория в сфере электронной коммерции не то чтобы
прошла, а скорее сместилась из области близких и понятных каждому обывателю
B2C-проектов в область B2B-проектов. Как ни странно, но проекты последнего
типа должны найти в россии плодородную почву. Например, в центральной
отрасли "старой" экономики - машиностроении.
В России с учетом ее специфики наибольшие перспективы имеет
распространение В2В направления электронного бизнеса. Следует отметить, что
и в странах, где электронная коммерция получила наиболее широкое
распространение, на этот вид электронного бизнеса приходится около 80% его
общего объема. Но даже и в этих странах с дальнейшим продвижением в
Интернет-бизнес крупных компаний реального сектора эксперты связывают новый
этап развития электронной коммерции. По оценкам "Гига информэйшн груп", в
1998 году общая сумма экономии за счет электронной торговли по всему миру
составила 15,2 млрд. долл. Ожидается, что к 2002 году будет сэкономлено
1,25 трлн. долл., причем половина этой суммы придется на американские
компании. В России налицо объективные предпосылки для развития электронной
торговли В2В. Крупные российские корпорации имеют достаточно высокий
уровень компьютеризации, освоили сетевые Интернет/интранет технологии,
обладают высокопрофессиональными специалистами, способными поддерживать эти
технологии. Наконец, Интернет-бизнес в России - область информационно-
технологического развития, отставание в которой может привести в будущем к
неизмеримо большим, по сравнению с затратами на освоение этих технологий,
потерям. И, действительно, в России все чаще распространяется информация о
намерениях крупных предприятий осуществлять проекты в сфере электронного
бизнеса. Основные выгоды от участия в электронной коммерции предприятия
реального сектора получают в результате:
. увеличения объемов реализации производимой продукции;
. повышения эффективности вследствие снижения коммерческих расходов
(благодаря Интернет-коммерции продавцы получают полную информацию о запросах клиентов. Это позволяет отказаться от дорогостоящего складского хранения товара);
. снижения затрат на приобретение материально-технических ресурсов.
В результате произошедшей в начале 90-х годов структурной перестройки экономики, были кардинально нарушены экономические связи между предприятиями и их потребителями. Ситуация осложняется следующими специфическими особенностями российских предприятий:
. расходы на транспортировку чрезвычайно велики из-за того, что предприятия разнесены на огромные расстояния, а коммуникации и транспортные средства характеризуются высокой степенью износа и энергоемкостью;