Организация предпринимательской деятельности в России и ее роль и место в экономике
Пермский Институт (филиал)
Российского Государственного Торгово-Экономического Университета
Кафедра «Маркетинга»
Курсовая работа по организации коммерческой деятельности на тему «Организация предпринимательской деятельности в России и ее роль и место в экономике РФ»
Выполнил студент группы ПМ-21
Иткинин Игорь Романович
Проверила: Бригида Людмила Егоровна
ПЕРМЬ2001
Оглавление
I. ВВЕДЕНИЕ 2
II. Организация предпринимательской деятельности 4
2.1 Предпринимательство в условия рыночной экономики. 4
2.2.. Правовые основы предпринимательской деятельности 10
2.3.Формы организации бизнеса. 13
2.4.Виды предпринимательства. 21
2.5 Рыночная система 25
III Анализ организации предпринимательской деятельности на основе одного предприятия. 29
3.1.Характеристика предприятия. 29
3.2 Организация коммерческой деятельности 31
3.3.Эффективность деятельности предприятия 34
IV.Выводы. 35
Выводы и предложения по фирме «РОСТО» 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
I. ВВЕДЕНИЕ
Развитие сектора малого предпринимательства является стратегической необходимостью повышения политической, экономической и социальной стабильности российской общества. Малое предпринимательство способствует увеличению налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, снижению уровня безработицы, насыщению рынка разнообразными товарами и услугами.
Сфера малого бизнеса оказывает все большее воздействие на развитие экономики, процессы ее стабилизации. На сегодняшний день малое предпринимательство переходит от стартового этапа к этапу развития. Важное значение имеют эффективность деятельности малых предприятий, активизация производственной и инновационной деятельности. Результаты обследований подтверждают такие экономические преимущества малых предприятий как: быстрая адаптация к рыночным условиям; низкая задолженность перед бюджетом и по выплате заработной платы; низкий уровень издержек производства и реализации, в том числе накладных расходов.
Исключительна роль социальной функции сферы малого
предпринимательства. В настоящее время значительная часть населения страны
частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого
предпринимательства. При возрастающей напряженности на рынке труда малый
бизнес остается одной из основных возможностей создания новых рабочих мест.
Сегодня развитие малого предпринимательства введено в ранг государственной
политики. Деятельность субъектов малого предпринимательства в значительной
мере зависит от действий органов государственной власти различного уровня,
которые осуществляют нормативно-правовое регулирование хозяйственной
деятельности.
Следует отметить, что существует целый ряд факторов, осложняющих процесс динамичного создания и развития новых малых предприятий, среди которых: неустойчивый спрос на продукцию малых предприятий, высокий уровень арендной платы или стоимость приобретения помещений, проблемы, связанные с безопасностью деятельности и др. Серьезным препятствием в развитии предпринимательской деятельности является сложность в получении кредитов в коммерческих банках. Основной причиной этого является отсутствие у малых предприятий залога. Поэтому, существует необходимость дальнейшего развития механизма государственных гарантий и лизинга.
Перспективы малого предпринимательства напрямую зависят от решения перечисленных проблем, и поэтому, основным фактором развития сферы малого бизнеса является разносторонняя система мер государственной поддержки на всех уровнях государственного управления. Все в большей степени актуальной становится необходимость разработки программ развития малого предпринимательства на муниципальном уровне.
Термин "организация" произошел от французского слова organisation,
что означает организация, устройство, оборудование и от позднелатинского
organiso - сообщаю стройный вид, устраиваю.
. Организационная деятельность осуществляется в рамках созданных
человеком формирований, называемых организационными системами.
По мере развития общества все более актуальной становится проблема
повышения эффективности использования материальных и трудовых ресурсов и
связанное с этим развитие организационной деятельности в области
материального производства.
Каждое предприятие обязано обеспечивать своевременный выпуск
высококачественной продукции в запланированном объеме при наименьших
затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Эту задачу можно
решить только при рационально организованных производственных процессах.
Производственный процесс представляет собой совокупность
взаимосвязанных трудовых и технологических процессов, направленных на
превращение материалов в продукцию. Но не все предприятия создают продукцию
так же существуют и посредники которые набавляют свой процент перепродают
делая свой бизнес рентабельным. А Бизнес это и есть предпринимательство,
бизнесмен - предприниматель. Предпринимательство - это сначала организация
производства, экономической деятельности, самой жизни, а потом уже делание
денег. Сущность предпринимательской деятельности состоит в том, чтобы
быстрее найти и продать то, что нужно потребителю, заработав при этом с
оборота каждой единицы продукции, а затем снова вложить заработанные
средства в предприятие, позволяющее получить прибыль. Бизнес - это сложная
и трудоемкая организационно-производственная деятельность, которая требует
не только желания, но и большого умения.
Коммерческие организации создаются непосредственно с целью осуществления
торговли. Они получают право собственности на продукцию. Некоторые из них
(коммерческие организации с полным набором обслуживания). Число предприятий
торговли растет с каждым годом и связано с расширяющимися потребностями
потребителя в условиях постоянного обновления ассортимента товаров и услуг.
II. Организация предпринимательской деятельности
2.1 Предпринимательство в условия рыночной экономики.
Значение предпринимательства в рыночной экономике, очень велико. Без
производственного предпринимательство и малого предпринимательства рыночная
экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и
развитие его является одной из основных проблем экономической политики в
условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной
рыночной экономике. Предпринимательство в рыночной экономике - ведущий
сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество
валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого
бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.
Основа для развития малых предприятий формируется на региональном уровне,
причем в последнее время наметилась устойчивая тенденция к дальнейшей
децентрализации и расширению прав регионов и местного самоуправления в
сфере поддержки малого предпринимательства.
Анализ процессов, происходящих в экономике Пермской области, позволяет
утверждать, что на текущий момент малое предпринимательство в регионе
сформировалось как социально-экономическое явление. Налоговые поступления
субъектов малого предпринимательства являются одним из важнейших источников
областного и местных бюджетов. Развитие малых предприятий способствует
формированию регионального и местных товарных рынков и обеспечению
самозанятости населения.
Следует отметить, что существующая система статистического наблюдения за
развитием малого предпринимательства не отражает истинного положения дел в
данной сфере экономики.
Областной комитет государственной статистики осуществляет текущее
статистическое наблюдение за деятельностью малых предприятий в режиме
выборочных обследований по основным показателям финансово-хозяйственной
деятельности:
- распределение числа малых предприятий по отраслям экономики;
- численность работников малых предприятий по отраслям экономики;
- объем произведенной продукции по отраслям экономики;
- объем инвестиций в основной капитал по отраслям экономики.
По данным областного комитета государственной статистики за 1998 год, число
действующих малых предприятий в области составляет 9,6 тыс. единиц
(вследствие того, что результаты обследования обобщаются 1 раз в год,
данные по всем показателям финансово-хозяйственной деятельности за 1999 год
будут известны в конце первого полугодия 2000 г.).
Количество действующих малых предприятий в 1999 году по данным областной
государственной налоговой инспекции составило 11,8 тыс. единиц, численность
индивидуальных предпринимателей достигла 101,6 тыс. человек.
Значительное число субъектов малого предпринимательства традиционно
концентрируется в сфере услуг и торговли. Отраслевая структура малого
предпринимательства в Пермской области имеет некоторые отличия от
среднероссийской (рисунок 1).
Рисунок 1. Распределение числа малых предприятий по отраслям экономики.
График показывает, что в Пермской области удельный вес субъектов малого
предпринимательства, занятых в промышленности и строительстве, выше
среднероссийского уровня. В торговле аналогичный показатель ниже, чем в
среднем по России.
В 1998 году общая численность занятых в малом предпринимательстве Пермской
области составила 196,5 тыс. человек без учета численности работников,
нанятых индивидуальными предпринимателями (таблица 1)
В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм,
компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 16 млн., а в
Японии 11 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти
половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих
мест.
Но дело не только в этом... Малое предпринимательство, оперативно
реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике
необходимую гибкость.
Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной
среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет
первостепенное значение.
Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.
Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду
важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики
и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду,
развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого
бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью
реформирования экономики России.
Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого
предпринимательства, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих
зарубежных стран по развитию малого предпринимательства.
Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой
существует мощная государственная поддержка малого предпринимательства
Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд.
марок ежегодно.
В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во
главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть
региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка
малого бизнеса на государственном уровне.
В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально
выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи
государства развиваться не могут.
Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая
политика государства.
Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных
ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно
узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот.
Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является
одним из методов налогообложения малых предприятий. Например, в США
действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15-
процентный налог на первые 50 тыс. долларов и 25-процентный на следующие
25тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка - 34 процента.
Малые предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные
функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов
и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда
малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма
"Motorsaas", являющаяся
одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигатель имеет около
4500 фирм, которые делают различные детали.
Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых
предприятий превышает число закрывшихся.
Все малые довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют
конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например,
малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в
течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы
гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске
конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта.
Во основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда,
обувь и т.д. и т.п.