Роль и место малых предприятий в экономическом развитии общества
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра гуманитарных дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: РОЛЬ И МЕСТО МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
Краснодар 2000
ПЛАН РАБОТЫ:
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
4
Место и роль малого предприятия в рыночной экономике
Цели создания малых предприятий
6
Опыт функционирования малых предприятий в разных странах
9
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 10
Виды малых предприятий и характеристика их экономической деятельности
13
Опыт предпринимательской деятельности в г. Новороссийске.
15
Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления
16
3.МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И БАНКИ: ПУТИ РАСХОДЯТСЯ 19
Факторы дисгармонизации интересов малых предприятий и коммерческих банков
21
4. СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМА ЕГО
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
22
Фонды защиты предпринимательской деятельности
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
29
ВВЕДЕНИЕ
Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.
В данной работе дается характеристика сущности малого
предпринимательства, показаны его преимущества и определенные недостатки.
Также приведены фактические данные, характеризующие роль малого
предпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие его
дальнейшее развитие.
Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем. На основе использования действующего законодательства и многих нормативных актов изложена система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства, основные пути и формы финансово-кредитной, материально- технической и другой поддержки, без которой малое предпринимательство не может динамично развиваться.
Большое внимание уделено проблемам налогообложения субъектов малого предпринимательства - юридических и физических лиц, перехода их на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. В работе изложена система ведения субъектами малого предпринимательства бухгалтерского учета и отчетности, ведения кассовых операций.
ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России является разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции. Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях.
В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние, и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.
Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, - складывающаяся под влиянием многих факторов.
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно- технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т. д.. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает
благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная
среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная
перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий
ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного
потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу
приложения труда, создавать новые возможности не только для
трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности
населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных
производственных мощностей.
МЕСТО И РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.
Так называемая малая экономика – важный сектор полноценного рынка.
Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной
экономики.
Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса,
являются:
. активизация структурной перестройки экономики;
. насыщение потребительского рынка товарами;
. преодоление отраслевого и регионального монополизма;
. расширение конкуренции;
. создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий.
. укрепление экономической базы местных органов власти.
. Развитие сел, небольших городов
. Возрождение художественных промыслов.
Сейчас еще рано вести речь об уровне достижения целей, поставленных перед малыми предприятиями, так как в стране они пока малочисленны, хотя налицо положительная динамика развития малого бизнеса.
|Предприятия | | | | |
| |1.01.95г. |1.01.96г. |1.01.97г. |1.01.98г. |
| |тыс.|% |Тыс.|% |Тыс.|% |Тыс. |% |
| | | | | | | |Ед. | |
| |ед. | |Ед. | |Ед. | | | |
|Всего |896,|100,|877,|100,|828,|100,|866,0 |100,|
| |9 |0 |3 |0 |0 |0 | |0 |
|В том числе: | | | | | | | | |
|промышленные |127,|14,2|128,|14,7|129,|15,6|137,2 |15,8|
| |2 | |5 | |3 | | | |
|строительные |123,|13,8|145,|16,6|137,|16,5|137,5 |15,9|
| |5 | |5 | |0 | | | |
|Торговли и общепита |419,|46,8|374,|42,7|353,|42,7|383,0 |44,2|
| |4 | |6 | |1 | | | |
|коммерческие |51,9|5,8 |42,4|4,8 |35,0|4,2 |36,8 |4,3 |
|Науки и научного |51,7|5,8 |48,8|5,6 |46,0|5,6 |38,7 |4,5 |
|обслуживания | | | | | | | | |
|Других отраслей |123,|13,7|137,|15,7|127,|15,4|132,8 |15,4|
| |2 | |5 | |6 | | | |
Роль и место малого бизнеса российской экономике трудно переоценить.
Малое предпринимательство, располагая всего 3,4% стоимости основных
средств экономики РФ, произвело в 1998г. Около 12% ВВП (внутреннего валового продукта) России. Полученная малым бизнесом прибыль составляет пятую часть всей прибыли, полученной экономикой страны.
Каждый вложенный в малые предприятия рубль приносит 1,35 рубля прибыли, в то время как в целом по экономике – 0,73 рубля.
Способствует развитию предпринимательства постановление правительства о сокращении числа видов деятельности, на ведение которых требуются лицензии. В 1998г. Подлежало лицензированию 70 отдельных видов деятельности вместо 141. Можно работать без лицензии в торговле (кроме торговли подакцизными товарами), в бытовом обслуживании, в полиграфическом и издательском деле, в производстве отдельных видов стройматериалов и ряде других. В новом Гражданском кодексе РФ предусмотрена возможность создания объединений малых предприятий.
Конкуренция между индивидуалами и мелкими предприятиями носит достаточно жесткий характер и приводит к сокращению их «жизненного цикла». Однако в подавляющем большинстве случаев они не становятся банкротами. Предприниматели переключаются на производство новых видов товаров, на другие работы и услуги. Происходит гибкое изменение, расширение рынка, что обеспечивает динамизм всего хозяйства. Мелкие предприятия, «открывшие» новый вид товаров или услуг, начинают заполнять свой «сегмент», свою часть рынка, расширяет производство, и могут стать средними, а при благоприятных условиях – и крупными.
Выделять малые предприятия из массы товаропроизводителей заставляет жесткая конкурентная борьба. Малые предприятия в условиях рыночной экономики не могут действовать наравне с крупными, особенно в годы становления. Ведь малый бизнес – это небольшие предприятия по численности работающих, по объему производства, величине имущества, вовлеченного в процесс производства. В процессе хозяйственной деятельности они неизбежно сталкиваются с рядом организационно
–технических и коммерческих трудностей. Например, с дефицитом материально- технических ресурсов, высокими процентами на кредиты, относительно большими затратами на изучение рынка, рекламу, подготовку и повышение квалификации кадров. Малые предприятия - это повышенный риск всей хозяйственной деятельности. Если крупные предприятия могут резко увеличить свои доходы просто за счет перехода на массовый выпуск продукции, то предприятиям малого бизнеса надо рассчитывать на оптимальную хозяйственную ориентацию, на узкие группы потребителей, находить выгодные формы взаимосвязи с крупными предприятиями. В таких условиях рыночных отношений предприятия малого бизнеса нуждаются в поддержке и защите со стороны государства как особый хозяйственный субъект.
Большим толчком к созданию и развитию малых предприятий послужил Закон
РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г и постановление Совмина РСФСР № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Этот закон и постановление правительства открыли широкий простор для всех, кто склонен к предпринимательской деятельности, создали условия для проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободного распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.