Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Содержание учредительных документов малых предприятий выявило ряд их особенностей. В 80-90 случаях из 100 имеет место создание малого предприятия, основанного на частной или смешанной (частной или государственной) форме собственности.
В начале 1990 г. Малые предприятия образовывались чаще отделением от государственных предприятий-учредителей. В 1991г. Малые предприятия создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991г. многие коллективы реорганизовались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности.
Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.
В ряде случаев местные власти выступают учредителями малых предприятий (иногда совместно с другими предприятиями). Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.
В наше время вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации народного хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:
. выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;
. выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
. создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.
Таким образом, малые предприятия можно образовывать, во-первых,
выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов,
производств, других подразделений, во-вторых, на акционерных началах.
Последний путь в современных условиях перехода к рынку и создания рыночной
инфраструктуры является оптимальным.
Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.
Развитие любой формы предпринимательства зависит в основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.
ВИДЫ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.
В зависимости от того, какой вид деятельности, и какую стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике западных стран выделяют следующие виды малых предприятий: коммунанты, патиенты, эксплеренты.
. КОММУНАНТЫ. Малые предприятия этой группы, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Эти предприятия очень тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей, систему субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этой группы находятся в сильной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.
. ПАТИЕНТЫ. Предприятия этой группы специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, иногда могут составить и сырьевую конкуренцию крупному предприятию благодаря высокому качеству выпускаемого продукта.
. ЭКСПЛЕРЕНТЫ. Предприятия этой группы – так называемые рисковые фирмы или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.
Малое предприятие осуществляет свою деятельность во всех сферах и отраслях народного хозяйства, выполняя один или несколько видов деятельности. Однако следует иметь в виду, что отдельные виды деятельности разрешаются исключительно государственным предприятиям, а производство ряда товаров может быть осуществленном только на основании специального разрешения (лицензии). Малое предприятие обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, в распоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, если иное не предусмотрено его уставом.
На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем финансовых результатов является прибыль. Важный момент хозяйственной деятельности предприятия – планирование. Малое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, а также поставщиками сырья, материалов, необходимых для производства продукции. Договоры могут заключаться и с соответствующими государственными органами.
В условиях либерализации цен предприятие реализует свою продукцию, работу, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации – по государственным ценам.
Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия в зависимости от его организационно-правовой формы являются прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, а также кредиты и другие поступления, не противоречащие закону.
Для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций предприятие открывает расчетный и другие счета в любом банке. Банк или его отделения по месту регистрации предприятия обязаны открыть расчетный счет по требованию предприятия.
Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных
договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее свои
обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено
неплатежеспособным (банкротом) в соответствии с Законом Российской
Федерации от 19 ноября 1992г. «О несостоятельности (банкротстве)
предприятий».
Малое предприятие может заключать на общих основаниях договоры с иностранными партнерами и открывать инвалютные счета. При условии соблюдения установленных правил, малые предприятия могут самостоятельно выходить на международный рынок, зарабатывать валюту, а также приобретать ее, в том числе и на аукционах.
Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятия, а также
другие виды их доходов устанавливается предприятием самостоятельно.
Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты
труда, условия труда и меры социальной защиты работников независимо от
видов собственности и организационно-правовых форм предприятия. При этом
оно может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные
отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять
работников организаций, обслуживающий трудовой коллектив и не входящих в
состав предприятия.
Законом предусмотрено, что предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда, и несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.
Работники малых предприятий подлежат социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и на условиях, установленных для рабочих и служащих государственных предприятий. Малое предприятие вносит взносы по социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и размерах, установленных действующим законодательством.
ОПЫТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В Г. НОВОРОССИЙСКЕ. РЕКЛАМНОЕ АГЕНТСТВО «РЕТРО».
Рассмотрим наглядный пример открытия своего дела у нас, в г. Новороссийске. Посмотрим, каких успехов добиваются предприниматели нашего города, а также с какими трудностями им приходится сталкиваться.
Ровно пять лет прошло с тех пор, как никому не известный тогда
частный предприниматель, Игорь Журба, «наклеил» первую рекламу на городской
троллейбус. День 20 апреля решено было считать днем основания рекламного
агентства «Ретро», что первоначально, и означает «Реклама на Троллейбусах».
Сегодня агентство в состоянии предложить клиенту полный спектр рекламных
услуг. О рынке рекламы - наш разговор.
Сначала узнаем, «Зачем нужны рекламные агентства, какой на них спрос?». Рекламное агентство помогает людям сориентироваться во всем многообразии производимых продуктов и услуг и сделать правильный выбор.
За качество рекламируемых продуктов будет отвечать та организация, которая выпускает его на рынок, а с заведомо некачественным товаром, который не имеет сертификата соответствия, не позволяет работать закон.
Поговорим о теневом бизнесе: те продукты, которые сегодня широко рекламируются, все они качественные, просто под известные фирмы подстраиваются для того, чтобы заработать деньги - это дело не рекламопроизводителя, а полиграфистов, которые копируют один в один упаковку. С теневым бизнесом рекламное агентство предпочитает не связываться.
А как дела обстоят с обучением кадров? Начнем с того, что
дипломированного специалиста в области рекламы у нас в городе нет - по той
причине, что их только недавно стали выпускать вузы. Рекламное агентство
«Ретро» нашло себя в этом бизнесе путем собственных проб и ошибок.
С конкуренцией в г. Новороссийске в рекламном бизнесе дела обстоят
так: все крупные рекламодатели уже «прибились» к определенным агентствам.
Что касается мелкого рекламодателя, он на сегодняшний день является
предметом дележа. Но крупные агентства за мелким заказчиком не гоняются, их
«обрабатывают» небольшие конторы либо один частный предприниматель, который
лично соберет вывеску и сам же ее и повесит. Здесь основным критерием
является ценовая политика- заказ получает тот, у кого дешевле. Для крупных
рекламодателей стоимость услуг не столь принципиальна, лишь бы было красиво
и качественно – они не торгуются.
Многие рекламные агентства не утруждают себя разработками программ продвижения товара, они договариваются с клиентом на какой-то разовый проект-вывеску сделать или объявление дать. Маркетинговые исследования не проводятся, ведь это затратное мероприятие, вопрос: кто его будет финансировать? Человек ведь как рассуждает: зачем я буду тратить на какие- то исследования тысячу долларов, лучше я закуплю на них товара. Покупая какой-нибудь товар - не по принципу, что сегодня пользуется наибольшим спросом, а, допустим потому, что он нашел, где его можно купить дешевле – предприниматель выводит из своего оборота определенные средства. Товар не идет – лежит месяц, два, три, а, проведя на эти деньги исследования рынка, он бы купил тот товар, который бы не залежался, таким образом, предприниматель «отбил» бы эти деньги очень скоро. Но сейчас во многих фирмах, которые прошли период становления, пережили экономический кризис, средства, которые они вкладывали, несколько раз уже успели обернуться, сейчас у них появились свободные деньги, и они готовы вкладывать их в собственную рекламу. Так что рекламный рынок начал приобретать цивилизованные формы, и, соответственно, перспективы у него большие.