Роль и место малых предприятий в экономическом развитии общества
p> По мнению руководителей малых предприятий, главный камень преткновения для развития - чрезмерно высокие налоги. Что касается наиболее желательных конкретных видов помощи со стороны региональных администраций и муниципальных (городских) властей, то о них можно судить по следующим итогам базового опроса: 29,2 % респондентов отдали приоритет прямой финансовой помощи (целевому льготному кредитованию и т. п.); 48,9- налоговому льготированию; 7,9- предоставлению гарантий по кредитам коммерческих банков; 5,9- содействию в получении необходимого оборудования по лизингу; 17,1- обеспечению безопасности бизнеса в своей личной безопасности; 17,2- привлечению их бизнеса к выполнению госзаказов; 8,0- облегчению доступа к неиспользуемым производственным помещениям; 4,2- содействию в установлении кооперационных связей с крупными предприятиями;
9,0- информационной поддержке; 37,7- упрощению налогообложения; 35,7- общему снижению налоговых ставок; 6,7- отмене лицензирования; 2,9- бизнес- обучению; 6,9- защите прав собственности, улучшению работы суда и иным правообеспечивающим аспектам.

ФАКТОРЫ ДИСГАРМОНИЗАЦИИ ИНТЕРЕСОВ МАЛЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ И КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

Труднодоступность банковских кредитов для малого бизнеса – одно из серьезнейших препятствий на пути роста его конкурентоспособности, хотя стимулирование последней банками, несомненно, является существенным условием продвижения к высокоэффективной рыночной экономике. Отсутствие у малых предприятий необходимых залоговых возможностей, неразвитость системы гарантий и лизинговых механизмов, с одной стороны, неустойчивость региональных и даже столичных кредитных организаций, спекулятивный и корпоративно-политизированный характер их рыночных стратегий, - с другой, - все это предопределяет фактическую отчужденность в отношениях между сектором малых предприятий и банковским сектором.

И вот наиболее яркие ее проявления. Если финансовые затруднения испытывают более 70% малых предприятий, то банковскими кредитами пользуются лишь 27,9% из них, в том числе 14,1% для финансирования капиталовложений и
13,8% для кредитования оборотных средств. При этом в 1998г. такими кредитами пользовались 37,1%, в 1996г.- 45,3%, в1995г.- 57,7, а в 1994-
52,5% малых предприятий.

Печальным следует также признать обстоятельство высокой и возрастающей роли в кредитовании малого бизнеса физических лиц и предприятий-партнеров: в настоящее время львиную долю совокупных кредитных ресурсов малый бизнес получает именно от первых и от вторых; на долю же кредитных организаций приходится лишь чуть больше 23%, тогда как во втором полугодии 1998г. приходилось не менее 36% общей массы кредитов, запрошенных малыми предприятиями.

В качестве главных факторов (причин) отчуждения предпринимателей малого бизнеса от банковских (в том числе сбербанковских) кредитных услуг сами респонденты отмечают: 1) дороговизну этих услуг - высокий процент по ссудам; 2) длительность процедуры оформления кредитов; 3) краткосрочность последних; 4) требование залога; 5) нежелание банков работать с малыми предприятиями. Первая из перечисленных позиций - ключевая, причем уровень процента по ссудам банков примерно вдвое превышает его уровень по ссудам физических лиц (40-60 против 20-30%).

Дополнительные мотивы, по которым малые предприятия предпочитают покупать кредитные услуги у физических лиц, - меньшие затраты времени на оформление кредита, более длительные сроки кредитования, отсутствие требования залога, возможность получения ссуды наличными, дружеские отношения с заимодавцами.

Факторами, ограничивающими возможности получения малыми предприятиями банковского кредита, являются особо жесткие требования к ним со стороны банков в отношении обеспечения ссуд (включая гарантии); дело в том, что у многих из этой категории заемщиков отсутствует солидная кредитная история, для них характерны повышенные производственные риски (из-за недостаточной мобильности капитала), им присуща неликвидная структура активов (в ней почти нет недвижимости, которая могла бы служить залогом для банковского кредита), и т. п..

Анализ состава использовавших банковские кредиты малых предприятий с точки зрения их рентабельности выявляет устойчивость предрассудка наших предпринимателей, согласно которому заимствовать средства необходимо лишь, если дела идут плохо, тогда, как при устойчивости финансового положения потребность в привлечении кредитных ресурсов отпадает. В результате относительно благополучные предприятия, способные добиться положительной рентабельности задействования банковских кредитов даже при существующих высоких ставках, весьма вяло пользуются или вообще не пользуются ссудами банков, ограничивая тем самым темпы своего роста. Напротив, кризисные предприятия, стремясь возвратить взятые ранее кредиты, в большинстве случаев получают ссуды на невыгодных для себя условиях, наращивая в результате кредиторскую задолженность и усиливая свою финансовую неустойчивость.

Отношения между малым бизнесом и банками лишены твердых оснований взаимного доверия. Надежды на то, что между становлением коммерческих банков и развитием малых предприятий автоматически, под воздействием долгожданной свободы предпринимательства, торговли и кредитного дела, возникает органическая взаимосвязь, оказались иллюзорными. Однако они способствовали игнорированию нашими практическими политиками необходимости специальной кропотливой и многоаспектной работы в направлении гармонизации интересов двух неотъемлемых секторов становящейся рыночной экономики.

СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМА ЕГО

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ.

Кризисные процессы в сфере малого предпринимательства, проявившиеся в последнее время в неустойчивой динамике численности малых предприятий и занятых на них работников, в формировании нерациональной отраслевой и региональной структуры малого бизнеса и его криминализации, в «бегстве» мелких предпринимателей от производства и инвестиций, дают основания для вывода о неуправляемом, хаотичном характере становления важнейшего сектора современной российской экономики.

Думается, причины этого – не только в ограниченности финансовых средств, выделяемых на поддержку малого предпринимательства, отсутствии его развитой инфраструктуры. Существуют более серьезные причинные основания, среди которых можно выделить неразработанность стратегии поддержки малого бизнеса, невыявленность соответствующих отраслевых, региональных и других приоритетов.

Решение назревших проблем видится в первую очередь в коренном улучшении управления процессами развития малого предпринимательства, и важнейшей предпосылкой здесь выступает реализация системного подхода к его исследованию. Дело в том, что малое предпринимательство объективно существует и развивается как некая целостность, особый сектор экономики национального, регионального, местного масштаба: одновременно малый бизнес, естественно представлен конкретными предприятиями, каждое из которых выступает как некая микросистема.

Во всех развитых странах государство оказывает малому и среднему предпринимательству экономическую и социальную поддержку. Необходимость такой поддержки признается и в России, осуществляются и некоторые меры в этом направлении.

Основные задачи региональных программ поддержки малого предпринимательства можно объединить в две группы.

Первая – формирование многоуровневой комплексной системы поддержки малого предпринимательства, которая обеспечит доступ его субъектов к производственно-технологическим, финансовым, трудовым и информационным ресурсам. Для этого необходимо создание муниципальных или межрайонных фондов поддержки малого предпринимательства, в том числе гарантийных, а также организация в качестве комплексных объектов межрегиональной и муниципальной инфраструктуры агентств поддержки малого предпринимательства, бизнесинкубаторов, консультационных пунктов и т. п..

Вторая задача – достижение положительных изменений в количественных, качественных и структурных показателях малого предпринимательства, в том числе: рост его доли в валовом региональном продукте; развитие конкурентной среды на товарных рынках области; обеспечение стабильных налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в областной и местные бюджеты на уровне 10% налоговых доходов бюджета субъекта Федерации и, соответственно, бюджетов городов и районов; снижение социальной напряженности посредством создания новых рабочих мест и условий для самозанятости.

В последнем проекте третьей по счету федеральной программы поддержки малого предпринимательства основной целью было определено создание благоприятных условий для повышения устойчивости деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоение новых форм и механизмов финансовой поддержки. Для достижения этой цели требуется также преодоление административных барьеров, предотвращение коррупции и перехода малых предприятий в «теневую» экономику, максимальная легализация деятельности малого бизнеса; ускоренное освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов-франчайзинга, микрокредитования, инвестиционных конкурсов, создание условий, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым, информационным производственным и другим ресурсам; поддержка образования кредитных и инвестиционных союзов, обществ взаимного страхования, кредитно-инвестиционных и, гарантийно-инвестиционных организаций, создание региональных центров поддержки предпринимательства; активное включение малого предпринимательства в деятельность по стандартизации, метрологическому обеспечению и сертификации продукции и услуг; реализация новых программ подготовки молодых менеджеров и предпринимателей; развитие международного сотрудничества сфере малого предпринимательства; укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей. Тем самым должны быть созданы условия для того, чтобы уже в ближайшие годы произошли значительные изменения в секторе малого предпринимательства, способствующие экономическому росту в масштабах всей страны.

Следует восстановить те источники финансирования, пусть даже скудного, которые использовались на начальной стадии рыночных форм. Речь идет об определенном проценте доходов от приватизации. Очевидно, что значительные средства в настоящее время из этого источника получить нельзя, но и весьма небольшие позволили бы «оживить» многие институты поддержки малого предпринимательства, которые нынче практически не действуют.

В первоочередном порядке следует поддержать и идею создания особой финансовой базы государственного регулирования и программирования и развитие малых предприятий по внебюджетным направлениям, к числу которых в первую очередь относится система гарантирования банковских кредитов.

Наконец наиболее перспективным и в то же время малозатратным (в отношении бюджетных средств) направлением развития поддержки предпринимательства является стимулирование самоорганизации малых предприятий в различные союзы, ассоциации и общества.

Следует также законодательно обеспечить работу объединений малых предприятий. Часто высказываются предложения о привлечении в фонды поддержки малых предприятий средств частных инвесторов с помощью выпуска доходных облигаций или создания при фондах, каких либо специальных структур, имеющих право привлекать частные средства.

Но все это, к сожалению, пока лишь возможности отдаленной перспективы. Сейчас же главное внимание нужно уделять тем мерам, которые реально можно осуществить в нынешних кризисных условиях.

ФОНДЫ ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любому вновь создаваемому предприятию требуется время на его становление, финансово-экономическое укрепление и развитие. Особенно это важно для малых предприятий, которые в силу своей специфики слабо защищены от различного рода негативных обстоятельств. Малый бизнес особенно чувствителен ко всяким потрясениям, колебаниям конъюнктуры рынка. Предприниматель может «прогореть» из-за необязательности контрагента, несвоевременных поставок, задержек платежей, поскольку его капитал и оборот на начальной стадии еще невелики. Поэтому предпринимательская деятельность должна быть надежно защищена от таких неожиданностей специальными фондами, государственными программами.

Цель фондов защиты и поддержки предпринимательской деятельности – способствовать созданию гибкой инфраструктуры, без которой рыночные отношения не могут нормально развиваться, то есть, необходима как законодательная поддержка, так и экономическая. Финансовая поддержка малым предприятиям может осуществляться через реализацию финансовых программ, разработанных с учетом конкретных условий и возможностей района, области, республики. Для этого необходимо наличие разветвленной сети специализированных финансовых организаций, которые ориентированы на создание, поддержку и развитие предприятий малого бизнеса.

Для российской экономики, идущей трудным путем реформирования, задача развития и поддержки предпринимательства, прежде всего малых форм в производственной сфере, остается одной из главных задач государства.

В настоящее время в ряде областей уже разработаны на разнообразной методической основе программы поддержки малых предпринимательских структур. При этом инициатором их поддержки являлись как областные администрации, так и различные регионные ассоциации, центры по поддержке предпринимательства. Достаточно глубокая и обоснованная разработка под программы, соответствующих мероприятий, отдельных проектов в составе региональной программы поддержки малого предпринимательства может быть одновременно убедительным аргументом для получения поддержки в виде кредитов (на возвратной и безвозвратной основе) из бюджетных и внебюджетных источников финансовых средств.

Региональные программы ориентируются на активное участие малых предпринимателей в оздоровлении экономической и социальной ситуации на той территории, где они функционируют, поэтому они увязываются, согласовываются с другими программными документами: программой занятости, программой поддержки крестьянских хозяйств и другими.

В региональных программах поддержки малого бизнеса упор делается на приоритеты, связанные с производственной деятельностью, что особенно важно в условиях засилья мелких посреднических структур. Вместе с тем успешность развития малого предпринимательства в значительной степени связана с созданием необходимой среды, поэтому в региональных программах выделяется блок функциональных подпрограмм: нормативно-правового, инфраструктурного, информационного, организационного, материально- технического и кадрового обеспечения.

Малое инвестиционное предпринимательство уже по определению предполагает передовую, перспективную, обещающую выгоду деятельность.

Поэтому государство для поддержки этой сферы бизнеса в феврале 1994 года утвердила Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере, который осуществляет свою деятельность совместно с

Министерством науки и технологии РФ, в рамках единой программы поддержки малого предпринимательства. Фонд содействия предоставляет финансовую помощь для реализации федеральных, региональных и отраслевых программ и высокоэффективных проектов малого инновационного предпринимательства, финансирует мероприятия по подготовке и повышению квалификации кадров для малого предпринимательства в научно-технической сфере.

Источником формирования средств фонда содействия являются бюджетные ассигнования в размере 0,5% средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки, а также добровольные взносы предприятий.

Фонд содействия финансирует 40-50 проектов в год. Выбор проектов для финансирования осуществляет конкурсная комиссия на основании заключений экспертов. Средний «размер» проекта составляет около 100 млн. рублей. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере не является Фондом поддержки малых предприятий, поэтому помогает не всем малым предприятиям, а только тем, в уставном капитале которых доля госсобственности не превышает 25%. При этом финансирование открывается как начинающему свою деятельность и ничего не имеющему, кроме опытного образца, так и малому предприятию, уже серийно выпускающему продукцию, но которому не хватает, например, оборотных средств, какого-то оборудования для расширения своего производства. Фонд содействия финансирует малые предприятия, имеющие объем реализации от нескольких тысяч до 500 000 рублей. Фонд содействия создает свои региональные представительства, которым, начиная с 1996 года, было направлено на поддержку местного информационного бизнеса 50% средств фонда.

В целях усиления практического взаимодействия руководителей предприятий, банковских и предпринимательских структур, научных организаций с органами государственного управления, консолидации их усилий для реализации промышленной политики, развития производства и выработки мер государственной поддержки предпринимательской деятельности создан Совет по промышленной политике и предпринимательству при

Правительстве Российской Федерации, в структуре которого работает секция развития и поддержки малого предпринимательства.

Совет является экспертно-консультативным органом, его основная задача – организация поддержки со стороны деловых кругов, правительства РФ в проведении социально-экономических реформ в России; создание условий, способствующих развитию предпринимательской инициативы, вовлечение предпринимателей в процесс разработки и реализации экономических реформ; разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы для эффективного функционирования экономики, по созданию новых хозяйственных структур.

Как уже отмечалось, в странах с развитой рыночной экономикой малые предприятия производят значительную часть валового национального продукта, аккомулируют в себе значительные потоки инвестиций, особенно требующих большого риска, удерживают на своих рабочих местах половину занятого населения.

Поэтому вся система глубокого рыночного реформирования российской экономики тоже ориентируется на поощрение развития малого бизнеса. С этой целью созданы специальные структуры, и не только на государственном уровне, но и на общественных началах. Возникла и взяла на себя соответствующие функции такая общественная организация предпринимателей, как Российская товарно-промышленная палата (ТПП). Комитет ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, который в рамках возможностей общественной организации определяет основные пути развития малого и среднего бизнеса, является коллективным общественным защитником отечественных малых предприятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование рынка - процесс многоплановый. Требуется взаимодействие многих составляющих, одной из которых является становление и развитие малых предприятий. Понятие «малое предприятие» предполагает предпринимательскую деятельность небольших предприятий в традиционных областях.

В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации народного хозяйства страны.
Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы.

Социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Поэтому развитие малых предприятий - это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.

Малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке. В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства принято специальное постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. №446 «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Постановление устанавливает комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в России.
Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным
Законом от 12 мая 1995г..

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белоусов М.С., Овчинников И.К. Экономика предприятия и отрасли

промышленности, 1998.

2. Горфинкель В.Н., Швандар С.М., Купряков Н.И., Курс

предпринимательства, Москва, 1997.

3. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л., Малое предпринимательство. Москва:

ИНФРА – М, 1997.

4. Беседина Т. Н., «Собственный интерес. Жертва рекламы».

«Новороссийский рабочий»: Газета, 20 04.2000.

5. Виленский А., «Финансовая поддержка малых предприятий». Экономист:

Журнал, №9/1999.

6. Новиков В.М., Шереги Ф., «Малое предпринимательство и банки: пути

расходятся?» Российский экономический журнал, №3/1999.

7. Савченко В.Е., «Феномен предпринимательства. Организационно-

хозяйственный механизм предпринимательства». Российский

экономический журнал, №1/1996.

8. Шулус А., «Субъекты малого предпринимательства и система его

государственной поддержки». Российский экономический журнал,

№5, №6/ 1997.

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НОВОРОССИЙСКИЙ ФИЛИАЛ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ ____________________________

ВАРИАНТ № ______

СТУДЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

_______ КУРСА ГРУППА №________

ГОНЧАРОВОЙ СВЕТЛАНЫ ИВАНОВНЫ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ_____________________________________

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НОВОРОССИЙСКИЙ ФИЛИАЛ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ ____________________________

ВАРИАНТ № ______

СТУДЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

_______ КУРСА ГРУППА №________

ГОНЧАРОВОЙ СВЕТЛАНЫ ИВАНОВНЫ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ_____________________________________

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НОВОРОССИЙСКИЙ ФИЛИАЛ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ ____________________________

ВАРИАНТ № ______

СТУДЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

_______ КУРСА ГРУППА №________

ГОНЧАРОВОЙ СВЕТЛАНЫ ИВАНОВНЫ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ_____________________________________



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты