Современное состояние и перспективы международной торговли лицензиями и ноу-хау
p> В отличие от антимонопольного законодательства промышленно развитых стран в законе Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» отсутствуют положения, касающиеся заключения лицензионных договоров, а в законодательстве о налогообложении не предусмотрены какие-либо льготы для продавцов и покупателей лицензии.

Нереализованным остаётся и декларируемое в ст. 34 Патентного закона положение о государственном стимулировании создания и использования объектов промышленной собственности, поскольку в стране не разработаны какие-либо законодательно-нормативные акты о предоставлении льгот продавцам и покупателям лицензий на изобретения и другие виды наукоёмкой технологии.
Это существенно тормозит развитие российского рынка лицензий.

Анализируя законодательство и практику лицензионной деятельности в
России, можно сделать вывод об отсутствии в стране цельной системы государственного регулирования обмена наукоёмкой технологией на внутреннем и внешнем рынках лицензий. Принятие Патентного и других законов в области интеллектуальной собственности создают лишь законодательно-правовую базу для формирования рынка лицензий в стране, но не обеспечивают его государственное регулирование и развитие.

Многие законодательные и нормативные акты, регулирующие важнейшие направления лицензионной деятельности, в России отсутствуют. Аргументируя такое положение, нередко ссылаются на опыт США и Германии, законодательство которых не предусматривает процедуры одобрения и регистрации лицензионных договоров, за исключением сделок на технологию стратегического, военного и двойного назначения. Однако цивилизованный характер рынка лицензий в этих странах обеспечивается не только системой других законодательных актов, но и большим опытом, традициями, профессионализмом и деловой культурой многих поколений предпринимателей.

Подавляющая часть российских предпринимателей, к сожалению, пока не имеет необходимых профессиональных знаний, опыта, деловой культуры в области международной торговли лицензиями. Отсутствие в сфере лицензионной деятельности антимонопольного законодательства, регламентированного порядка передачи наукоёмких технологий зарубежным фирмам, механизма одобрения и контроля за закупаемой технологией за рубежом порождают формирование и развитие в России нерегулируемого «дикого» рынка лицензий, который наносит ощутимый ущерб национальной экономике. Чтобы национальный рынок лицензий обрёл цивилизованную форму, необходимо создание единой системы государственного регулирования лицензионного обмена в стране, принятие соответствующих нормативных актов.

IV.2. Финансирование при продаже лицензий

Важной формой государственного стимулирования продажи лицензий за границу является финансирование (налоги, субсидии, страхование от различных рисков и др.). По законодательству большинства капиталистических стран налогообложению подлежат доходы, получаемые как в своей стране, так и за рубежом. Следовательно, выплата налогов по лицензионному договору как в стране лицензиара, так и стране лицензиата приводит к двойному налогообложению одного и того же дохода.

Ниже приведены размеры налогов на лицензионные платежи в различных странах:
|Страна |Размер налога, % |
|США |30,0 |
|Канада |15,0 |
|Великобритания |41,25 |
|Швеция |43,0 |
|ФРГ |а) 33,3 (если налог платит |
| |лицензиат) |
| |б) 27,5 (если налог платит |
| |лицензиар) |
|Италия |20,0 |
|Финляндия |60,0 + 1,0 (со стоимости |
| |патента) |
|Индия |50,0 |
|Бразилия |25,0 |
|Аргентина |20,0 |
|Япония |а) 10,0 – для Франции, ФРГ, США,|
| | |
| |Великобритании, Швеции |
| |б) 15,0 – для Канады, Дании, |
| |Норвегии |
| |в) 20,0 – для остальных стран |

Во многих странах применяется льготный режим налогообложения на доходы от передачи технологии за границу. Например, при продаже лицензий во
Францию американские лицензиары уплачивают в бюджет страны не полный налоговый сбор от лицензионных поступлений из-за границы, а лишь разницу
(10,8%) между уровнем этих налогов в США (30%) и Франции (19%), с учетом того, что американским лицензиаром уплачен полный налог в казну Франции.

Целям налогового стимулирования лицензионной торговли в капиталистических странах служат межгосударственные соглашения об отмене двойного налогообложения. Они направлены на поощрение экспорта лицензий, отмену или снижение налогообложения на приобретение нововведений в странах, покупающих лицензии. Применение таких соглашений особенно выгодно для американских экспортёров лицензий, на долю которых приходится основная часть лицензионных поступлений в капиталистическом мире. Так, к концу 70-х годов США заключили такого рода соглашения более чем с 40 странами, в том числе практически со всеми промышленно развитыми капиталистическими государствами. Вместе с тем ряд промышленно развитых стран, имеющих несбалансированную лицензионную торговлю с США (Франция, Япония, Австралия,
Канада), оставили за собой право взимания налогов с платежей американским фирмам за лицензии. Развивающиеся страны, как правило, либо не имеют соглашений об отмене двойного налогообложения, либо предусматривают в них своё право на получение налогов с иностранных лицензиаров.

Одно из важных направлений лицензионной политики в капиталистических странах – государственное регулирование патентно-лицензионного обмена.
Правительственные органы решают вопрос о целесообразности заключения тех или иных соглашений по коммерческому обмену научно-техническими знаниями, контролируют их условия и соответствие экономическим интересам и научно- техническому прогрессу страны. В большинстве стран установлена процедура и определены организации и ведомства, где можно получить разрешение на ту или иную сделку (например, в США – Бюро внешней торговли министерства внешней торговли и государственный департамент, во Франции – промышленные министерства и Банк Франции, в Японии – министерства, Центральный банк).

Государство нередко выступает в качестве субъекта международных соглашений об экономическом и научно-техническом сотрудничестве, и это стимулирует участие страны в мировой лицензионной торговле. Чаще это происходит в тех случаях, когда проблема приобретает национальный характер, выходит за круг интересов и возможностей отдельных фирм и для её решения требуется участие государства в финансировании и координации усилий местных и зарубежных фирм и организаций. К заключению таких соглашений западноевропейские страны прибегали, например, при создании сверхзвукового самолёта «Конкорд», космической ракеты «Ариан», строительстве тоннеля под
Ла-Маншем, разработке программы «Эврика» (см. статью об участии России в этой программе в приложении 3). Практическая реализация таких объектов осуществляется ведущими компаниями соответствующих стран на основе правительственных заказов и специальных контрактов с государственными организациями, финансирующими эти проекты. Такие заказы дают мощные импульсы развитию лицензионной торговли между странами, поскольку их реализация осуществляется с использованием имеющихся у сторон и передаваемых на основе лицензионных сделок научно-технических разработок, а также путём покупки лицензий в третьих странах.

В системе государственного регулирования лицензионной торговли важное место занимает экспортный контроль над передачей технологии, являющейся составной частью национального законодательства о контроле за экспортом.

В основе этого контроля – так называемая «критическая технология», передача которой иностранным государствам, по мнению контролирующих органов, может привести к потере научно-технического приоритета и нанести ущерб стратегическим целям страны. Регулирование экспортного контроля осуществляется на национальном и международном уровне.

В 1949 г. по инициативе США был создан Координационный комитет по контролю за экспортом в социалистические страны (КОКОМ) со штаб-квартирой в
Париже. В него вошли страны НАТО (кроме Исландии) и Япония. Входящие в
КОКОМ страны составляют списки товаров и технологий, запрещённых к вывозу в бывшие социалистические страны. В рамках этой организации действует жёсткий контроль и санкции в отношении стран и компаний, нарушающих принятые КОКОМ решения. В связи с распадом системы социалистических государств в деятельности КОКОМ происходят серьёзные изменения, имеющие цель либерализовать передачу технологии в эти страны.

IV.3. Проблемы государственного управления российского лицензионного рынка

Сравнительно небольшие объёмы формирующегося российского рынка лицензий не снижают остроты проблемы его управления государством. Несмотря на многообразие подходов к регулированию лицензионной деятельности в различных зарубежных странах функции государства в этой области сводятся в основном к следующим: создание условий для свободного обмена наукоёмкой технологией внутри страны и на мировом рынке; обеспечение охраны объектов промышленной собственности в своей стране и за рубежом; предотвращение бесконтрольного экспорта высоких технологий в другие страны; пресечение недобросовестной конкуренции и соблюдение антимонопольного законодательства; контроль за актуальностью, техническим уровнем, экономичностью и валютными расходами при закупке зарубежной наукоёмкой технологии, использованием иностранных инвестиций; соблюдение международных соглашений по обмену наукоёмкой технологией между странами-участницами, а также передача технологии в другие страны.

Очевидно, что эти функции, взятые за основу, вполне подойдут и для
России. Однако проведение реформы внешнеэкономической, патентно- лицензионной деятельности и принятие соответствующих законодательно- нормативных актов в данной области позволили в значительной мере решить лишь первые две из этих задач. Невыполнение государством остальных указанных функций не только сделало в России неэффективным такой прибыльный вид коммерческой деятельности, как лицензионная торговля, но и привело к потере значительной части отечественного научно-технического потенциала.
Сейчас в стране сложилась ситуация, парадокс которой заключается в том, что государство осуществляет обязательную регистрацию и контроль всех заключаемых внутренних лицензионных договоров и соглашений об уступке права на патент, и вместе с тем не ведётся регистрация и контроль аналогичных внешних коммерческих сделок с зарубежными фирмами.

Имеется немало фактов, свидетельствующих о передаче российскими патентообладателями иностранным фирмам ценной наукоёмкой технологии за очень незначительную плату. Так, газета «Нью-Йорк таймс» 8 августа 1993 г. сообщила о создании в США большой сети брокерских фирм, ведущих в России настоящую охоту за передовой, в том числе засекреченной, технологией.
Президент одной из таких фирм – «Сайнтифик дайменшенз» (“Scientific
Dimensions”) – прямо призывает использовать сложившуюся в России ситуацию для получения наукоёмкой технологии, поскольку такой возможности в будущем не предвидится. А пока американские брокеры и российские разработчики широко используют так называемые «стандартные договоры» с распределением прибыли от использования наших изобретений во соотношении 50:50. Такое деление прибыли, конечно же, далеко не адекватно их вкладу. Отсутствие контроля и регистрации внешних лицензионных договоров при недостатке у российских предпринимателей необходимых знаний и опыта в сфере международного лицензирования ведут не только к недополучению платежей за лицензии, но и к бесконтрольному вывозу национальных научно-технических достижений за рубеж.


V. Формы и методы обмена технологией. Роль и место лицензий в международном технологическом обмене

Технологический обмен классифицируется по: объектам обмена (патенты, ноу-хау, услуги, связанные с инженерно- технической и управленческой деятельностью, техническая документация, техническая помощь); способам получения информации (выставки, симпозиумы, конференции, обмен учёными и специалистами, технологические сведения, сопутствующие приобретению или аренде оборудования и машин, научно-техническая и промышленная кооперация); характеру взаимосвязи (совместное производство, совместные научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы, совместные предприятия; каналам получения информации (коммерческие и некоммерческие, межгосударственные соглашения, межфирменные связи, внутренние связи многонациональных и транснациональных корпораций).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты