Вывод о самостоятельной роли лицензионной формы в торговле уникальной и прогрессивной технологией имеет важное практическое значение для участников внешнеторговых операций. Он подтверждает правомерность получения лицензионного вознаграждения не только при продаже «чистых» лицензий, но и при передаче уникальной и прогрессивной технологии в составе товаров, подрядных работ, инжиниринговых услуг и при других формах обмена.
VI. Особенности современной торговли лицензиями Российской Федерации с зарубежными странами
Переход России к рыночной экономике и проведение в связи с этим радикальных преобразований в области внешнеэкономической и патентно- лицензионной деятельности коренным образом повлияли на условия участия отечественных предприятий и организаций в международной торговле лицензиями.
Распад СССР, развитие политического, экономического кризиса, а также кризиса в управлении, разрушение хозяйственных связей, кредитно-денежной системы, падение производства и объёмов внешнеэкономической деятельности, возросшая невосприимчивость предпринимательских структур к использованию нововведений в условиях диктата производителей и отсутствия конкуренции на рынке не могли не отразиться на резком сокращении объёмов лицензионной торговли Российской Федерации с зарубежными странами.
Действовавший в рамках бывшего Советского Союза плановый, строго регламентированный, но излишне громоздкий и малоэффективный механизм государственного регулирования лицензионной деятельности в конце 80-х годов оказался разрушенным. Были ликвидированы или сокращены государственные управленческие структуры, патентно-лицензионные службы предприятий и организаций различных форм собственности, отменены действовавшие в этой области законодательные акты, оказалось нарушенным единое патентное пространство на территории входивших в СССР республик. Уникальный опыт, знания и деловые связи таких организаций, как «Лицензиторг» и «Внештехника» оказались невостребованными. Вследствие этого неконтролируемый вывоз отечественных наукоёмких технологий, основанный на прямых контрактах разработчиков с иностранными фирмами, значительно увеличился.
Государственные и приватизированные предприятия Российской Федерации оказались перед необходимостью осуществлять патентно-лицензионную деятельность, включая международную торговлю лицензиями, в новых радикально изменившихся условиях. Это связано с созданием новой законодательной базы, определяющей условия участия предприятий и организаций различных форм собственности в международной торговле лицензиями.
VI.1. Участие Российских предприятий в международной торговле лицензиями
Для начала напомним об участии России в международных соглашениях по
охране промышленной собственности. Как известно, Советский Союз состоял в
10 таких соглашениях, функционирующих под эгидой ВОИС[1]:
Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности;
Парижская конвенция по охране промышленной собственности;
Мадридское соглашение о международной регистрации знаков;
Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков;
Локарнское соглашение об учреждении международной классификации промышленных образцов;
Договор о патентной кооперации;
Стасбургское соглашение о международной патентной классификации;
Договор о регистрации товарных знаков;
Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры;
Найробский договор об охране олимпийского символа.
На следующий день после распада СССР (26 декабря 1991 г.) МИД
Российской Федерации приняло меры к продолжению участия России в этих
соглашениях, направив соответствующую ноту генеральному директору ВОИС,
являющемуся их депозитарием, с тем, чтобы российские граждане могли
пользоваться всеми вытекающими из них преимуществами.
В ноте заявлялось, что “членство Союза Советских Социалистических
Республик во Всемирной организации интеллектуальной собственности и во всех
её органах, а также участие во всех конвенциях, соглашениях и других
международно-правовых документах, подписанных в рамках Всемирной
организации интеллектуальной собственности или под её эгидой, продолжается
Российской Федерацией”. Этой же нотой Россия приняла на себя полную
ответственность за все права и обязательства СССР, включая финансовые.
В соответствии с Указом президента России «О либерализации
внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» №213 от 15 ноября
1991 г. осуществление внешнеэкономической деятельности разрешено всем
зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их
объединениям, независимо от форм собственности. Это означает, что
юридические лица, зарегистрированные в качестве участников
предпринимательской деятельности в России, получают право и на участие в
международной торговле лицензиями. В связи с этом МВЭС[2] России прекратило
выдачу разрешений и регистрацию участников внешнеэкономической
деятельности, которые носили обязательный характер до выхода данного указа.
Регистрация участников в качестве субъекта хозяйственной деятельности, а следовательно, и получение права на участие в международной торговле лицензиями требует проведения следующих подготовительных мероприятий:
1. Подготовка учредительных документов и поиск юридического адреса
(помещения). Визирование учредительных документов у юрисконсульта и заверение нотариусом.
2. Сдача документов в регистрационную палату района или города.
Получение временного свидетельства о регистрации.
3. Открытие временного счёта в банке. Внесение уставного фонда.
4. Изготовление печати.
5. Открытие постоянного счёта в банке.
6. Получение кодов ОКПО, ОКОНХ и СООГУ в Госкомстате.
7. Регистрация в налоговой инспекции и пенсионном фонде.
8. Сдача в регистрационную палату документов, подтверждающих выполнение действий по пунктам 3-7, и получение постоянного свидетельства о регистрации.
При создании акционерных обществ и совместных предприятий необходима дополнительная регистрация в Министерстве финансов РФ, а для концернов и крупных межрегиональных объединений — в Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Участие физических лиц, а также не имеющих регистрации предприятий и их объединений в международной торговле лицензиями возможно лишь через посреднические организации, зарегистрированные в соответствии с указанным порядком. В качестве посредников при заключении лицензионных сделок следует выбирать фирмы и организации, которые специализируются на проведении патентно- лицензионных операций, имеют устойчивые деловые связи с зарубежными фирмами и опыт заключения лицензионных договоров на продажу и покупку лицензий. В качестве таких организаций могут быть рекомендованы специализированные внешнеторговые организации «Лицензиторг», «Литинтерн» и «Внештехника», независимые фирмы патентных поверенных, патентно-лицензионные службы предприятий с многолетним опытом участия в международной торговле лицензиями. К числу предприятий, накопивших опыт и способных к самостоятельному выполнению операций по продаже и закупке лицензий, можно отнести Волжский автозавод, МНТК «Микрохирургия глаза», Государственный проектный институт кокса, ЦНИИ черной металлургии, Всероссийский алюминиево- магниевый институт, Институт физики твёрдого тела, НИИ пластмасс и другие.
Однако преобладающая часть российских предприятий и организаций, получивших право на предпринимательскую деятельность в различных отраслях производства, не располагают необходимой базой знаний и опыта, квалифицированными работниками, способными на профессиональном уровне решать весь комплекс проблем, связанных с международной и внутренней торговлей лицензиями. Поэтому на начальном этапе этого бизнеса при незначительных объёмах лицензионных операций целесообразно пользоваться посредническими услугами упомянутых выше внешнеторговых организаций и патентно-лицензионных служб.
Существенные изменения произошли и в сфере государственного
регулирования международной торговли лицензиями в Российской Федерации.
Принятое на основе упомянутого указа президента Постановление правительства
Российской Федерации №90 от 30 декабря 1991 г. «О лицензировании и
квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории
Российской Федерации в 1992 г.» устанавливает единый порядок выдачи
лицензий и квот на продажу и покупку товаров в странах дальнего и ближнего
зарубежья в соответствии со списками, утверждаемыми правительством. Данное
постановление распространяется на всех субъектов хозяйственной деятельности
в Российской Федерации и касается в том числе и вопросов продажи и закупки
лицензий. В приложениях к постановлению, относящихся к экспорту товаров,
исключены изобретения и ноу-хау, для продажи которых ранее требовалось
получение разрешения соответствующего государственного органа (Совет
Министров, ГКНТ, Госкомизобретений). Вместе с тем в Приложении №2 к данному
постановлению говорится, что получение разрешения на продажу изобретений,
ноу-хау и результатов научно-исследовательских работ необходимо лишь в том
случае, когда они могут применяться при создании вооружения и военной
техники. Списки таких разработок подготавливаются министерствами экономики
и финансов РФ.
Претерпел изменения и порядок закупки лицензий на изобретения и ноу- хау за рубежом в связи с отменой государственного планирования их импорта и выделения централизованных валютных средств на эти цели. В рамках проводимой в стране либерализации внешнеэкономической деятельности на основе указанных законодательных актов был отменён разрешительный порядок продажи и закупки лицензий в стране и соответственно ликвидированы занимавшиеся этими проблемами службы.
Современное состояние и перспективы развития лицензионной торговли в
Российской Федерации также связаны с принятием Верховным Советом в 1992 г.
Патентного закона Российской Федерации, законов «О товарных знаках, знаках
обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой
охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий
интегральных микросхем», «Об авторском праве и смежных правах», ряда
законодательных и нормативных актов, что позволило создать новую правовую
базу для патентно-лицензионной деятельности в стране, адекватную правовому
законодательству в этой области в странах с рыночной экономикой.
Введение в практику изобретательской и патентно-лицензионной деятельности понятия «патент» вместо ранее используемого авторского свидетельства означает, по существу, приватизацию объектов промышленной собственности, передачу исключительного права на их использование из рук государства патентообладателям, в роли которых выступают авторы, предприятия и организации различных форм собственности. В результате патентообладатели, являющиеся юридическими лицами в Российской Федерации, получили право на внешнеэкономическую деятельность, в том числе на продажу лицензий на собственные разработки зарубежным фирмам.
Преимущества, предоставленные с 1992 г. патентообладателям Патентным
законом РФ очевидны. К примеру, по старому патентному законодательству
советский изобретатель всемирно известной игры "Тетрис" получил только
служебную премию и несколько ценных подарков, Академия наук - $ 10 млн.,
посредник в переговорах по продаже игры - около $ 35 млн., а фирма NINTENDO
заработала только на ручном варианте игры $ 2 млрд. Действуй тогда новый
Патентный закон - наш изобретатель обеспечил бы материально несколько своих
поколений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10