Иное использование указанных объектов промышленной собственности признаётся нарушением патента, и к виновным, в соответствие со ст. 14 закона, должны применяться санкции. Указанные положения об обязательном заключении лицензионных договоров на использование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов распространяются на все деловые отношения патентообладателей с заинтересованными в этих разработках предпринимателями на территории России. Императивный характер этих норм означает, по существу, законодательное введение в Российской Федерации внутренней лицензионной торговли. Это новое явление в отечественной экономике, свидетельствующее о её рыночном характере. Лицензионная форма коммерческого обмена охраняемыми объектами промышленной собственности в силу законов рынка непременно должна распространяться и на обмен не имеющими патентной защиты техническими разработками типа ноу-хау. Уже имеется немало примеров внутренних лицензионных договоров на ноу-хау, подписанных российскими предпринимателями.
Как уже отмечалось, новое законодательство не предусматривает
необходимости получения разрешения на продажу объектов промышленной
собственности за границу, а также процедуру одобрения заключенных
лицензионных договоров. Однако Патентный закон Российской Федерации (раздел
IV, ст. 13, п. 2) вводит обязательный порядок регистрации лицензионных
договоров в Патентном ведомстве, без чего они считаются недействительными.
Их регистрация осуществляется в Комитете РФ по патентам и товарным знакам
(Роспатенте) в соответствии с Порядком регистрации договоров на передачу
прав на патент и права на использование изобретения или промышленного
образца, вытекающего из патента, утверждённым приказом Роспатента от 9
марта 1992 г. Это документ, однако, не касается процедуры регистрации
лицензионных договоров на ноу-хау и опционных соглашений. Практически во
всех странах мира с рыночной экономикой осуществляется и внешняя
(международная), и внутренняя торговля лицензиями, и эти процессы
органически связаны между собой. Несмотря на различия в экономике и
особенности правового регулирования лицензионных операций в разных странах,
национальные рынки лицензий имеют общие черты, характерные для мирового
рынка лицензий. Этот вывод имеет важное практическое значение для
лицензионной деятельности российских предприятий и организаций, получивших
право прямого участия в международных лицензионных операциях с фирмами
других стран, а также ставших участниками внутренней лицензионной торговли
в стране. Органическая взаимосвязь национальных и мирового рынка лицензий
обусловливает возможность использования российскими предпринимателями во
внутренней торговле лицензиями на территории России форм, методов и
принципов, применяемых в международной лицензионной торговле. Накопленный
российскими лицензиарами, лицензиатами и патентно-лицензионными службами
опыт многолетнего участия в международной торговле лицензиями должен быть
использован не только для дальнейшего расширения деловых контактов с
зарубежными партнёрами, но и для осуществления коммерческих операций на
внутреннем рынке лицензий. Во внутренней лицензионной торговле в
значительной мере могут быть использованы применяемые в международной
практике типовые лицензионные договоры, принципы и методика определения
цены лицензии, виды платежа, реклама, маркетинговые исследования, опыт
подготовки и заключения договоров и др. Одновременно следует учитывать
особенности российского законодательства в этой области и реальные интересы
отечественных продавцов и покупателей лицензий.
VI.2. Международное сотрудничество государственных научных центров России
Расширение международных связей является одной из самых характерных
тенденций в деятельности государственных научных центров (ГНЦ) России.
Зарубежные контакты в той или иной степени существенны для стабилизации
финансово-экономического положения организаций и их развития, и придание
организациям статуса ГНЦ России стимулировало расширение этих связей.
Вместе с тем, в нынешних условиях ряд ГНЦ России не имеет налаженных
зарубежных контактов, особенно в коммерческой сфере, либо из-за специфики
исследовательской деятельности, либо из-за закрытости тематики, либо из-за
нехватки финансовых ресурсов.
За истекший период деятельности ГНЦ России выявились наиболее типичные способы реализации международных контактов. Несмотря на сохраняющиеся риски (коммерческий, информационный, технологический), правовые и административно-хозяйственные сложности, явно прослеживается переход от заключения протоколов о намерениях к более действенным и результативным формам сотрудничества: к научно-техническому сотрудничеству на договорной основе, в том числе, к выполнению совместных НИР, к заключению полноценных контрактов коммерческого характера, которые предусматривают отчисления организациям- разработчикам в форме процентов от продажи продукции.
Коммерческие контракты занимают сейчас около 40% всех видов
соглашений, договоры о сотрудничестве и совместной деятельности - около
30%, коллективные и индивидуальные гранты - 14%, протоколы о
сотрудничестве - около 3%.
Наиболее значимыми для большинства ГНЦ России формами сотрудничества являются: передача готовой научно-технической продукции и ноу-хау, проведение совместных прикладных исследований (в основном, в форме исследовательских контрактов), совместная разработка фундаментальных проблем (в том числе в форме коллективных, совместных грантов).
Создание совместных предприятий как форма сотрудничества ГНЦ России с зарубежным контрагентом не получила широкого распространения. В настоящее время успешно функционируют лишь единицы таких предприятий.
См. выдержки из доклада «Международное научно-техническое сотрудничество РФ» на Брюссельском семинаре INTAS [10] по двустороннему сотрудничеству в области технологий России с иностранными государствами в приложении 4.
VI.3. Богатство видимое и невидимое
Сравнительно недавно известная международная аудиторская компания
оценила имущество знаменитой отечественной самолетостроительной фирмы.
Оказалось, что в общей стоимости имущества материальные активы составляют
только 30%. А остальные 70% — это активы нематериальные, главным образом
интеллектуальная собственность и деловая репутация. (Любопытно, что до
проведения такой оценки интеллектуальная собственность почти не была
отражена в балансе предприятия.) А для фирмы, конструирующей и производящей
автоматы Калашникова, этот процент еще выше — 80%.
Интерес к интеллектуальной собственности прежде всего связан с
возможностью получения дополнительного дохода от монопольного использования
новых технологий или продажи патентов и лицензий. Интеллектуальная
собственность компаний становится все более дорогостоящим активом, реальную
стоимость которого не всегда могут отразить принципы бухгалтерского учета.
Особенно это относится к тем отраслям, где ключевую роль играют не столько
здания и оборудование, сколько доходность патентов, товарных знаков,
авторских прав и других так называемых неосязаемых активов. К примеру,
рыночная стоимость компании Microsoft на 25.07.96 г. составляла 70,9 млрд.
долл., несмотря на то что по данным балансового отчета стоимость чистых
активов была 5,7 млрд. долл.
К сожалению, в России из-за плохо поставленного учета нематериальных активов (НА) и интеллектуальной собственности (ИС) доля первых по бухгалтерским документам составляет обычно менее 1%. Отсутствие надлежащего учета ИС и НА - одна из причин кражи интеллектуальной собственности, от которой Россия несет колоссальные убытки.
По некоторым оценкам, например, в 1996 году потери России от нелицензированной передачи интеллектуальной собственности за рубеж составили несколько миллиардов долларов, в том числе от передачи технологий в США — 600—700 млн. долл. Что же касается потерь от пиратства в отношении интеллектуальной собственности внутри страны, то, по данным МВД РФ, они составляют около 1 млрд. долл. в год (половина этой суммы должна была поступать в бюджет страны).
Руководители многих известных отечественных предприятий не подозревают, что стоимость интеллектуальной собственности на их предприятиях может превышать стоимость всех остальных активов и приносить колоссальные доходы.
Да и что говорить о руководителях отдельных предприятий, если даже на
Всероссийской научной конференции (1997 г.), посвященной оценке и учету
национального богатства России, в приведенных цифрах о структуре валового
продукта страны не были учтены ни вновь созданная интеллектуальная
собственность, ни нематериальные активы вообще.
В современном мире значимость нематериальных активов и важнейшей их
составной части — интеллектуальной собственности непрерывно возрастает.
Многие исследователи считают это следствием того обстоятельства, что в
современной мировой экономике возрастает роль инноваций по сравнению с
ролью производства, а информация, воплощенная в интеллектуальной
собственности, становится важнейшим фактором производства — наряду с
землей, трудом и капиталом.
Если взять все виды собственности, права на которые на рынках наиболее развитых стран являются предметом торговли, то доля интеллектуальной собственности в них имеет тенденцию к ежегодному росту, темпы которого выше темпов роста торговли другими видами собственности. И если, например, темпы роста мирового промышленного производства не превышают 2,5—3%, то мировая торговля лицензиями на право использования промышленной собственности и технологии развивается гораздо более высокими темпами, достигающими 12% в год.
В настоящее время интеллектуальная собственность должна рассматриваться уже не как побочный продукт, получаемый в результате разработок нового вида изделия, а как серьезное оружие в конкурентной борьбе.
Учитывая, что доходы от использования результатов НИР значительно снижаются в случае незаконного их использования конкурентами, интеллектуальная собственность стала использоваться не только как оборонное, но и как наступательное оружие в конкурентной борьбе.
Примером успешного использования ИС в корпоративной стратегии за
рубежом можно привести фирму Texas Instruments (США). В 60-х годах эта
компания составляла свой «патентный портфель» исключительно как оборонное
орудие. Однако к середине 80-х годов фирма изменила тактику на
наступательную и стала преследовать компании, незаконно использовавшие ее
интеллектуальную собственность. Урегулирование предъявленных исков помогло
Texas Instruments получить значительные доходы. В 1991 г. поступления
составили 256 млн долл. Общий доход, полученный компанией от использования
ИС за 1986-1993 гг., составил 1,2 млрд долл. начале 90-х годов компания
Intel ежегодно вкладывала 1 млрд долл. на контроль за производством
микропроцессоров. Несмотря на такие огромные затраты, ставка доходности
компании по данным, которые она представила в налоговые органы, составила
25%.
В жесткой конкурентной борьбе сегодня победит то предприятие, которое
наиболее продуктивно использует имеющиеся у него ресурсы. В связи с этим
очень важное значение имеет выработка корпоративной стратегии компании.
Изобретения, товарные знаки, ноу-хау, торговые секреты, брэнд можно отнести
к активам, которыми порой пренебрегают при проведении финансового анализа с
целью выявления скрытых резервов. Это связано с тем, что они не часто
появляются в бухгалтерских отчетах, доход от использования этих
«неосязаемых» активов трудно выделить из общего дохода, их правовая
сущность неизвестна или неправильно истолковывается. Тем не менее данные
активы могут сыграть решающую роль в корпоративной стратегии предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10