Туристские перспективы строительства спортивного гоночного комплекса класса Формула 1 в России

Туристские перспективы строительства спортивного гоночного комплекса класса Формула 1 в России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ кафедра международного туризма и менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА
ТУРИСТСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СТРОИТЕЛЬСТВА СПОРТИВНОГО ГОНОЧНОГО КОМПЛЕКСА КЛАССА

«ФОРМУЛА 1» В РОССИИ

Работу выполнил студент____________________ Зубенко А.В.

ПОДПИСЬ Ф.И.О.

Группа ___, факультет географический, специальность 061100

Руководитель работы____________ преподаватель Кузина О.А.

ПОДПИСЬ

ДОЛЖНОСТЬ Ф.И.О.

КРАСНОДАР 2002

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

СУЩНОСТЬ ПРОЕКТОВ…………………………………………………….7

ТУРИСТСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ…………………………………………...17

2.1. Степень развития туристской инфраструктуры…….…………..17

2.2. Экологическая сторона проекта…………………………………20

2.3. Транспортная доступность…………………………….…………22

2.4. Влияние имиджа страны…………………………………………23

ПРИМЕРЫ ИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА………………………………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………30

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Кольцевые автогонки в классе «Формула 1» появились не один десяток лет назад, уже тогда имея под собой значительную предысторию развития в других классах автомотоспорта и подавая не меньшие перспективы на будущее.
Являясь примером умелого маркетинга, высоких технологий и изначально глубокого потенциала аттрактивности, к нашему времени «Формула» стала одним из самых популярных в мире спортивных зрелищ, составив серьезную конкуренцию такому, казалось бы, несомненному лидеру в этом секторе, как футбол.

Для России история автогонок началась еще на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, когда последний русский царь Николай II, известный в то время почитатель спорта и своего рода спортивный меценат, выразил поддержку развитию автомотоспорта в России. В итоге уже в 1904 году российская команда «Руссо-Балт» стала чемпионом мира в этом виде спортивных состязаний, а в 1914 году под патронажем царя в Лигове под Санкт-
Петербургом было проведено гран при России. Уже в те времена Российское государство не было примером для подражания в области стабильности и безопасности, однако, несмотря на все страхи, наша страна заработала тогда на иностранных туристах 25 млн. золотых рублей.

Последующие события явно не способствовали развитию событийного туризма международного уровня, и о подобных проектах забыли до 1980 года, когда обрадованному успехами Московской Олимпиады Леониду Ильичу Брежневу предложили провести в столице самые престижные автогонки мира. Генеральному
Секретарю предложение пришлось по душе, однако дальше красивых виражей на бумаге дело не пошло, и о чаяниях Леонида Ильича вскоре забыли, по видимому, посчитав их далеко не первостепенными (впрочем, так оно и было, учитывая продолжавшуюся внешнеполитическую конфронтацию, выразившуюся даже в самом святом – Олимпиаде). Конечно, «Формула» в те времена стала бы очередной точкой соприкосновения враждующих режимов и превратилась бы в поле политических, а отнюдь не спортивных схваток. Прибавим к этому совсем
«дикую» с точки зрения западного человека экономику и закрытость границ для граждан не совсем дружественных Советскому Союзу стран.

В общем, перспективы трасы, не говоря уже о международном туризме в целом, в восьмидесятых годах были более чем туманны.

До России «Формула» окончательно добралась, пожалуй, лишь в начале девяностых годов, когда национальные телекомпании приобрели права на телевизионную трансляцию гонок. Именно с тех времен и стала формироваться многотысячная армия поклонников этого своеобразного вида спорта. По видимости, любители нашлись и среди «сильных мира сего»: политиков и крупных бизнесменов, что выразилось в появлении целого ряда проектов
"своей" Формулы. Кто-то желал увидеть любимый вид спорта у себя на родине, кто-то предвкушал большие инвестиции и еще более весомые доходы от дальнейшей эксплуатации трассы.

С тех пор попытки построить автодром Ф-1 в России предпринимались неоднократно. Если произвести некий экскурс в историю, получится следующая картина. В прошлом году московское правительство намеревалось построить трассу протяженностью в 5 км в Новоподрезково. Проект стоимостью $200 млн. предусматривал также поле для гольфа и автостоянку на 40 тыс. машин на территории площадью 90 га. Была создана некоммерческая организация с на редкость "кратким" названием - "Дирекция по реализации проекта строительства автодрома трассы "Формула-1" и гольф-поля с инфраструктурой"
Однако этот проект так и остался на бумаге. В 1998 году губернатор Тулы решительно настроился на строительство автодрома, даже представил инвестора
- некоего ливанца по имени Куайдер фон Хайдебранд унд дер Лаза, который якобы вложил в это предприятие $130 млн. Но на самом деле ливанец денег не дал, и о почине губернатора благополучно забыли. Проект в Ярославле также оказался неудачным - компания "Карринг-Инвест" получила в 1994 году землеотвод под Ярославлем и построила вокруг участка забор. На этом все строительство закончилось: Карринг-Инвест разорился. АО "ЛогоВАЗ" в 1996 году планировало привлечь кредит в $80 млн. под строительство трассы для
"Формулы" неподалеку от города Чехова - в деревне Новый Быт. Но не удалось найти средства. В 1993 году пытались построить автодром на 300 тыс. зрителей в Калининграде. Проект носил громкое название "Российская корона".
Нашлась даже фирма-инвестор, которая готова была вложить деньги, но так и не вложила. Макс Мосли, президент FIA, насчитал 17 заявок подобного рода, все попытки вовлечь Россию в автогонки закончились ничем.

Но постепенно активисты действительно перешли от слов к делу, и проект стал формироваться в реальных действиях, документах. Тендер прошли два проекта: Санкт-Петербургский («Пулковское кольцо») близ аэропорта
Шереметьево (прил. 2) и Московский. В последнем случае пришлось даже выбирать между двух предложений: строительство в Молжаниново –
Новоподрезково рядом с аэропортом «Шереметьево» и в Нагатинской пойме
Москвы-реки. В итоге правительство остановилось на последнем варианте.
Процесс подготовки строительства, как и строительство в дальнейшем, особо не оглашались. Пресса освещала предмет периодически, основываясь на скудных данных, изредка поступающих от основных действующих лиц.

Налицо осторожность в высказываемых экстраполяциях. Изредка сквозь ряды оптимистов-патриотов просачивались негативные заявления, состоящие в утверждении бесперспективности проекта и клеймящие его участников обвинениями в недальновидности, непрофессионализме, экономическом эгоизме и растрате и без того не богатых финансовых ресурсов страны. Так ли это, каковы плюсы и минусы строительства трассы в создавшейся к данному моменту политической и социально-экономической конъюнктуре? Столь ли удачными и беспроигрышными оказались подобные предприятия в других странах, участвующих в индустрии гонок? На эти и другие вопросы призвана ответить настоящая работа. Независимо от исхода исследования будет выполнена и отнюдь не второстепенная задача – наиболее полно осветить состояние проекта и привлечь внимание к, возможно, одному из наиболее приоритетных в будущем направлений событийного туризма в России.

1. СУЩНОСТЬ ПРОЕКТОВ

Исходя из оценки собственного туристского потенциала трассы, можно выделить следующие ее характеристики:
1. Вместимость, то есть количество единовременно принимаемых туристов;
2. Ландшафтные характеристики;
3. Длина трека;
4. Скоростные характеристики;
5. Динамичность;
6. Вероятность внештатных (аварийных) ситуаций во время гонки;
7. Безопасность;
8. Многофункциональность.

По этому плану и проведем оценку технической стороны проекта.

Большая часть этих характеристик кажется на первый взгляд сугубо специализированными и не имеющим непосредственного отношения к туризму, однако именно они являются порой определяющими для любителей автоспорта при выборе конкретного тура. И уж тем более их необходимо учитывать туристскому агенту при осуществлении мер по продаже тура.

Итак, туристы. Так или иначе, это важнейшая, если не единственная причина появления имеющихся проектов. Вполне понятно, почему так много подобных разработок в разное время пытались осуществить в разных городах
России. Количество туристов, путешествующих по миру вдогонку за этапами чемпионата, причем зачастую далеко не бедных, поистине велико и равняется
(в зависимости от автодрома и покупательской конкуренции местных жителей) от нескольких десятков до ста и более тысяч. Доходы от них велики и составляют существенную долю местных бюджетов. Что касается России, то здесь можно услышать самые оптимистические отзывы. В частности, председатель комитета по туризму города Москвы Григорий Антюфеев, являющийся официальным куратором проекта, говорит о ежегодно посещении столицы туристами в количестве от ста тысяч, с учетом же иных соревнований и самых радужных расчетов Москве надо быть готовой принять до четырехсот тысяч иностранных и российских любителей автоспорта в год. Если же говорить о технических возможностях автодрома, то московский проект предполагает размещение 160 тысяч зрителей на расположенных вдоль треков трибунах, не считая мест для прессы и тому подобного. Питерский проект, в отличие от своего конкурента, не имея финансовых преимуществ, за исключением разве что патронажа президента России В.В. Путина, не спешит открывать карты. Однако, судя по некоторым признакам, его потенциал в принятии туристов несколько больше.

Визуальная аттрактивность ландшафтной составляющей пока оставляет желать лучшего. Причем преимущество здесь все-таки у аутсайдера - проекта
«Пулковское кольцо». Расположенный в пригородной зоне, комплекс не будет подвержен недостаткам техногенного характера, характерным для урбанизированных территорий. С другой стороны, пейзажное разнообразие прилегающих к Санкт-Петербургу территорий вряд ли может быть оценено в превосходной степени, чему способствует отсутствие водных объектов, слабая пересеченность и залесенность территории. Рельефность проектной зоны оценивается несколько лучше, причем исходя не только из оценки зрительной перцепции ландшафта, но и с технической стороны: проходящая вдоль будущей трассы Пулковская гряда образует своего рода природный амфитеатр высотой 38 метров, как будто специально созданный для грандиозных зрительских трибун.

Проект «Нагатино» первоначально вообще напугал специалистов «Формулы
1». Дело в том, что Нагатинская пойма всегда была промышленной зоной и использовалась просто как огромная свалка шлака, вырабатываемого несколькими предприятиями, находящимися по периметру. Отсюда и с первого взгляда полное отсутствие хоть какой-нибудь перспективы в росте аттрактивности. Тем не менее, московские власти утверждают, что смогут справиться с этой проблемой и вроде как даже ликвидировали в районе пару промышленных предприятий. Если же абстрагироваться от современного состояния предназначенной под проект территории, представление меняется почти на противоположное. Несмотря на то, что комплекс будет находиться почти в самом центре Москвы, цивилизация практически не оказала пагубного воздействия на Нагатино с точки зрения внешнего вида. Плюсами здесь является то, что территория располагается в излучине Москвы-реки
(практически Нагатино – это остров), что увеличивает визуальную аттрактивность, и замечательное контрастирование живой природы с современным городом. Частично в этом заслуга московского правительства, проводящего политику облагораживания внешнего вида города.

Длина трека составляет еще одну проблему российского проекта. От протяженности трассы зависят многие другие ключевые характеристики, такие как скорость, разнообразие пересекаемого треком ландшафта, количество и вместимость трибун, рекламная площадь и – косвенно – аварийность автодрома.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты