0,5%».
Существенные противоречия имеются в контракте по срокам его действия.
Срок действия контракта, согласно п.3.6. - «Последнее поступление товара на
территорию Российской Федерации осуществляется не позднее 1 апреля 1999
г.», согласно п.13 «Срок действия настоящего контракта истекает (независимо
от состояния его выполнения) 31 июля 1999 г. Учитывая, что платеж должен
быть осуществлен в течение 20-ти дней после поступления товара, фактически
все расчеты должны быть закончены к 20 апреля 1999 г., а не к 31 июля 1999
г., и срок истечения контракта 20 апреля 1999 г.
Перечень изменений в тексте данного контракта на перспективу отражен в главе 3.2.
2.3. Анализ торговой деятельности фирмы
(внешнеэкономические связи)
«Внешнеэкономические связи – это международные хозяйственный, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство» (23. с.4).
Фирмы стремятся к внешнеторговой деятельности по разным причинам. Одна из них, когда фирма выступает на внешнем рынке в качестве торгового посредника между продавцами и покупателями в разных странах.
Фирма «Интер-Агро» в число основных задач по внешнеэкономической деятельности включила:
• планирование, организация и осуществление внешнеторговых сделок;
• наращивание объема экспорта, улучшение его состава, совершенствование товарной и региональной структур экспорта;
• повышение эффективности импортных закупок в соответствии со стратегией развития города и области;
• изучение и анализ конъюнктуры мирового рынка по выбранной товарной номенклатуре, разработка предложений по совершенствованию экспорта и импорта;
• постоянное совершенствование кадрового потенциала по ВЭД.
Для решения выше поставленных задач внешнеторговой фирмой должны быть реализованы следующие функции:
• разработка проектов оперативных, годовых и долгосрочных планов ВЭД фирмы, создание и обеспечение условий для их выполнения;
• собственно осуществление конкретных внешнеторговых операций по закрепленной номенклатуре, анализ их эффективности, разработка мероприятий по ее повышению;
• тесное взаимодействие с другими предприятиями в интересах реализации единой экспортно-импортной стратегии;
• разработка, планирование и проведение рекламных мероприятий в интересах расширения экспорта товаров и услуг, обеспечение эффективного участия специалистов предприятия в выставках, ярмарках, аукционах, торгах и т.д., организованных как внутри страны, так и за рубежом;
• подготовка и организация командировок специалистов предприятия за рубеж, подготовка и проведение деловых переговоров, участие в заключении внешнеторговых контрактов;
• обеспечение приема иностранных партнеров, клиентов, специалистов;
• ведение валютно-финансовых операций, организация соответствующего учета на основе автоматизированной системы сбора, хранения и анализа информации;
• отбор, обучение и повышение квалификации работников ВЭД фирмы;
• поиск и проверка надежности зарубежных партнеров;
• участие в купле-продаже патентов и лицензий, ноу-хау
Все вышеизложенное позволит фирме «Интер-Агро», как и другим
предприятиям, фирмам, кооперативам и их союзам, независимо от формы
собственности, участвовать в формировании рыночных отношений как внутри
России, так на внешнем рынке. Этому же способствует устанавливающееся в
соответствии с международными нормами российское валютно-финансовое
законодательство, результатом чего предполагается открытость и интеграция
российских предприятий в международные экономические процессы, реальное
вхождение в мировой рынок.
Из большого разнообразия внешнеторговых операций, применяемых в современной международной торговле, в которых фирма могла принять участие, согласно учредительным документам, остановила свой выбор на осуществлении торгово-закупочной деятельности: приобретение и реализация сельскохозяйственной продукции потребительского и промышленного назначения, включая продукцию растениеводства.
К сожалению, за истекший год, а фактически за год своей деятельности, фирме удалось заключить только два внешнеторговых контракта, послуживших предметом анализа данной работы.
На наш взгляд, ошибка руководителей фирмы в организации внешнеторговой
деятельности заключается в том, что характеристику рынков российского и
зарубежного они начинали с рассмотрения наполненности их товарной массой.
По существу дела этот рынок вторичный, ибо рынок как таковой создается не
товарами, а товаропроизводителями, вступающими в конкуренцию между собой.
Они-то и образуют рынок. Если же рыночной среды нет, то не может быть и
рыночной экономики.
И поскольку фирма вступила на путь международных рыночных отношений и намерена осуществлять внешнеэкономическую деятельность, то для ее участия в международных торговых отношениях большого и малого бизнеса невозможно обойтись без анализа опыта внешнеторговой деятельности тех предприятий, где эти отношения получили наибольшее развитие и приносят существенный социально-экономический эффект.
Глава 3. Перспективы совершенствования разработки валютно-финансовых условий внешнеторгового контракта в исследуемой организации.
1. Степень соответствия и учета факторов деятельности фирмы на формирование валютно-финансовых условий внешнеторгового контракта.
Экспортирование или импортирование товаров обычно является первой внешнеэкономической операцией, с которой сталкивается фирма, ставшая участником международного бизнеса. Это объясняется тем, что на начальной стадии вовлечения в международный бизнес эти операции, на первый взгляд, предполагают относительную простоту исполнения, минимальные обязательства и связаны с наименьшим риском для фирмы.
Специфика же российского экспорта состоит в том, что преобладающими
его статьями по-прежнему остаются нефть, нефтепродукты, природный газ.
Другими значительными статьями российского экспорта являются прокат черных
металлов, цветные металлы и их сплавы, целлюлоза, пиломатериалы. Экспорт же
машин и оборудования не превышает 1%.
Традиционными статьями импорта являются продовольственные, потребительские и промышленные товары, а также сырье и полуфабрикаты для производства товаров широкого потребления.
Первый опыт заключения фирмой внешнеторговых экспортного и импортного контрактов показал оценку собственных возможностей фирмы, что актуально для многих российских предпринимателей: отсутствие крупного капитала, оснований для взятия банковского кредита, кооперации с другими фирмами, практическое умение своевременно и верно определить и оценить наиболее перспективные виды товаров для внутреннего и внешнего рынка, фактическая неспособность оперативно реагировать на требования внешних рынков, как это способны делать конкуренты.
Конкретность заключается в том, что рынок исследуется в отношении вполне определенных товаров. Фирма «Интер-Агро» определила для себя в первую очередь куплю-продажу сельскохозяйственной продукции. Следовательно, главной задачей для фирмы должны были стать определение существующего и ожидаемого спроса сельскохозяйственных товаров на внутреннем и внешнем рынках, анализ коммерческих условий купли-продажи, изучение динамики емкости рынка на основе внутренней и внешней статистики в сопоставлении с явлениями и событиями экономического и политического характера.
Одновременно необходимо было выяснить зависимость валютно-финансовых условий предполагаемого внешнеторгового контракта от других факторов и оценить перспективу их изменения. Такими факторами могут быть ожидаемое изменение соотношения спроса и предложения, темпы национальной и международной инфляции, движение валютных курсов и кредитная политика центральных банков крупнейших промышленно развитых стран, зависимость цен от международной напряженности и состояния стратегических запасов и так далее.
Только простой перечень факторов указывает на большую сложность работы, на огромный диапазон источников, которые необходимо привлечь для анализа, и на необходимость разработок данных, учитывающих влияние на формирование валютно-финансовый условий контракта.
Сложность в освещении вопроса этого раздела дипломной работы
заключается в том, что бизнес-план или хотя бы какие-то общие наработки
фирмы по внешнеэкономической деятельности являются коммерческой тайной.
Однако, со слов «достоверного источника» известно, что внешнеэкономическая
деятельность «Интер-Агро» за 1998 год ограничилась двумя выше названными и
проанализированными контрактами. О внесении некоторых изменений и
дополнений в названные внешнеторговые контракты фирмы на перспективу
изложены в следующей главе.
3.2. Некоторые изменения в тексте валютно-финансовых условий контрактов на перспективу.
В мировой практике не существует законов и обычаев, определяющих, какая из сторон готовит и оформляет международный контракт. Контракт является результатом совместного творчества экспортера и импортера. Однако не стоит забывать, что сторона, которая готовит проект контракта для обсуждения, как правило, приобретает определенные преимущества, поскольку получает возможность сформулировать условия в наиболее выгодной для себя интерпретации.
С целью уточнения и улучшения условий контрактов на перспективу предлагается внести в текст экспортного и импортного контрактов следующие изменения.
Предлагаемые изменения и дополнения в экспортный контракт фирмы.
Новый подход к экспорту российских товаров закономерно ведет к повышению значения и роли и валютно-финансовых условий контракта. С учетом новых требований предлагается внести следующие изменения в условия экспортного контракта.
1. По условиям платежа необходимо вернуться в контракте к форме оплаты в виде безотзывного, документарного, покрытого аккредитива, внеся предлагаемые выше изменения в условиях его открытия. Российскому
Продавцу следовало бы быть более настойчивым при подписании изменений и дополнений в контракте, так как внесение дополнений в части увеличения объема поставок и переноса даты закрытия контракта
(см. Приложение 2) свидетельствует о том, Покупателя удовлетворяли цена, качество и условия поставки товара.
2. В раздел 4. Цена: По заключенному контракту «Цена определяется в
185 долларов США за 1 мт FCA (франко-перевозчик) ж/д станции Северо-
Кавказской ж/д на территории Ростовской области». Можно внести следующие изменения: цена контракта может быть увеличена при качественных показателях товара, лучших, чем предусмотрено в разделе 2. Качество и состояние товара.
3. В раздел 7. Количество: В формулировке «1000 мт +,- 4% по выбору
Продавца и по контрактной цене» 1) уточнить в зависимости от чего: партии
товара или условий погрузки (доставки), 2) удалить из теста часть
формулировки, а именно: «и по контрактной цене».
3. В раздел 10. «Платеж и платежные документы» дополнительно предлагается:
- включить оговорку: «Исполняющим банком является Метракомбанк, г.Ростов-на-Дону, Россия».
- Аккредитив должен быть покрытым, то есть средства для покрытия аккредитива должны находиться в исполняющем банке.
- Если аккредитив непокрытый, включить условия, чтобы он был подтвержденным одним из банков-корреспондентов «Метракомбанка».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11