- степень распространенности конкурирующего варианта
- авторитетность носителя языка, употребляющего именно этот вариант
Литературная норма может меняться с развитием языка. Понятие норма весьма субъективно. Т.е. сточки зрения лингвистики, разные формы существующего языка не могут быть правильными или неправильными, образцовыми или смешными.
Особенности нормы литературного языка:
1) Литературный язык возник как наддиалектическая норма, это язык средств массовой информации и образования.
2) Литературный язык обладает наивысшим престижем в общении.
3) Нормы литературного языка кодифицируются, создаются системы норм языка в грамматиках и словарях.
4) Нормы литературного языка более устойчивы.
5) Литературный язык – это наиболее удобный, оптимальный вариант общенародного языка для выражения смыслов.
6) Нормы литературного языка – явление национальное и историческое.
Можно выделить следующие важные нормы литературного языка:
- орфоэнические (фонетические), т.е. единичные правила произношения отдельных звуков и их сочетаний.
- Лексические, правила, связанные с употреблением отдельных слов и сочетаний в соответствии с их смысловым значением.
- Грамматические, правила сочетания слов для построения предложений
- Стилистические, приемы, средства, помогающие яркому и точному выражению мыслей.
Русский литературный язык существуют в двух формах: в устной и письменной.
Особенности устной формы:
1) Воспринимается на слух любая форма языка с использованием фонетических и просодич. Свойств
2) Создается в процессе речи, выглядит спонтанной.
3) Для нее характерна словесная импровизация, простые предложения, повторы, незаконченность.
4) Речь складывается с учетом психолингвистических особенностей адресата.
Особенности письменной формы:
1) Графически закрепленная, не воспринимаемая на слух.
2) Может быть заранее обдумана.
3) Характерна книжная лексика, наличие сложных предложений.
4) Строгое соблюдение языковых норм.
5) Не ориентирована на конкретного адресата.
6) Может быть усовершенствована.
Формы речи и функциональные стили.
| | | |
| |Формы речи | |
| | | |
|устная |функ. стили |письменная |
| | | |
|лекция, доклад, |научный | диплом, статья,|
|дискуссия | |диссертация, |
| | |монография, книга |
| | | |
|стихи, проза. |художественный |стихи |
|Анекдоты | | |
| | | |
|речь, дебаты, |публицистический|статьи |
|выступления | | |
| | | |
|переговоры, речь|официально-делов|договор, приказ |
|в суде, |ой | |
|пресс-конференци| | |
|я | | |
| | | |
|общение |разговорный |письмо, пьеса, |
| | |сценарий |
Определение, содержание и структура риторики как науки.
1. О термине «риторика».
2. Место риторики в системе языкового образования.
3. Основные категории риторики.
4. Объект и предмет риторики как науки.
5. Структура риторики: общее, частное, тематика риторики; теоретическая и прикладная риторика.
6. Основные законы риторики.
7. Основные правила риторики.
В системе языкового образования риторика следит за грамматикой. Вначале изучают грамматику, затем переходят к риторике. Между грамматикой и риторикой имеется существенное методологическое различие. Грамматика или лингвистика, предполагает, что все люди, используя тот или иной язык, должны знать его единство. Риторика предполагает обратный тезис: каждый создатель речи должен быть индивидуален, не похожим на других, сообщать нечто новое, отсюда основное требование риторики: запрет на отсутствие новизны в сообщении.
Гр. и риторика связываются через стилистику. Стилистика предполагается как правильность речи, так и ее привлекательность. Как любая наука, риторика опирается на основные категории, которые могут быть представлены двумя схемами:
1. Схема Квинтилиана:
1) Изобретение;
2) Расположение;
3) Исполнение;
Эта схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Данная
схема безразлична к содержанию речи.
2. Схема Аристотеля:
1) Этос;
2) Пафос;
3) Логос.
Затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной
жизни.
Опр.: под эпосом античная традиция понимает условия и соглашения, на основе которых ритору дозволена действительность. Эти условия предлагает получатель речи создателю речи. Эти условия касаются времени, действия, сроков, предвидения речи, темпы речи.
Опр.: под пафосом понимается замысел речи, то есть пафос предполагает внесение новизны в речь, то есть то, для чего строится речь.
Опр.: под логосом понимают словесное наполнение речи, то есть воплощение замыслов в слове, то есть эмоции.
Эффективность речи
Чтобы речь была эффективной, она должна обладать свойствами новизны, уместности и правильности.
Социальная стагнация – деградация речи.
Объектом исследования современной риторики является не только устная речь, а все виды речи. Данные виды речи риторика заимствует из стилистики, а главной частью стилистики является теория словесности.
Словесность.
Структура риторики
Риторика подразделяется на общую, частную, тематическую. Она изучает этос, пафос, логос. Исследует какой-то один вид речи в сочетании со стилистикой этого вида речи (частная словесность).
Тематическая риторика исследует правила комбинирования видов словесности вокруг одной темы (для Америки).
Кроме этого существует деление риторики на теоретическую и прикладную.
Теоретическая – дедуктивным способом исследует законы речи, которые затем верифицируются фактами истории и риторической практики.
Практическая – исследует правило пользы речи, которое апробируется на практике и обусловлены случаями успешной или безуспешной речи.
Законы риторики.
Пр.1. Если диалог ведется в одном виде словесности, и тема обсуждается большим количеством лиц и длительное время, то происходит опустошение речи (энтропия).
Пр. 2. Если диалог ведется в разных видах словесности, и тема варьируется, то возникает обогащение содержания.
Пр.3. Слои смысла в метологич. высказывании имеют определенный порядок – образ автора, общее содержание речи, образное содержание речи, эмоциональное содержание речи, логическое содержание, композиционное, то стилистически содержание невозможно построить речь с другой структурой содержания.
Правило гемилектики
Полное понимание текста возможно лишь тогда, когда речь ведется от образа
автора, либо наоборот.
Правило риторики
Правило риторики – индивидуальное использование законов риторики, в
зависимости от цели говорящего.
1) Диалектика – когда основная цель речи – поиск истины (Сократ).
2) Эристика – утверждение своей позиции в обществе независимо от истины.
3) Софистика – цель речи – утверждение своей позиции или выгодной, удобной точки зрения, которая не содержит истины, но с применением правил диалектики.
Оратория
Риторический анализ и риторический эскиз речи
1. Риторический канон и современное красноречие. Этапы классического риторического канона.
2. «Общее место» (Топ – как смысловой глагол). Топика.
3. Смысловая схема речи. Как размножаются идеи.
4. Классический образец речи – рассуждение (хрия). Структура строгой хрии.
5. Особенности структуры хрии и ее использования.
Риторический анализ – позволяет понять как устроена готовая речь, то есть проследить путь от мысли к слову. Для этого используется такое понятие как риторический канон.
Этапы классического риторического канона:
1. Инвенция – изобретение (найти что сказать).
2. Диспозиция – расположение изобретения.
3. Элокуция – словесное оформление мысли.
4. Меморио – запоминание.
5. Actio hypocrisis – произнесение (исполнение) речи.
Инвенция предполагает осмысление речи, подразделение ее на ряд подтем.
То есть на первом этапе (инвенции) фиксируется все богатство, наличие идей.
Для этого существуют так называемые «общие места» (топы – смысловые модели
развития речи).
Топ – система понятий, предполагающих способы мыслей о любой речи.
Диспозиция предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи. В виду линейности речи выделяется следующая структура:
1) введение;
2) предложение;
3) повествование;
4) подтверждение;
5) опровержение;
6) заключение.
Элокуция – это этап словесного оформления речи. Важен отбор слов и словосочетаний; смысловой, семантический, стилистический, звуковой отбор слов. Здесь же осуществляется выбор тропов и фигур речи (образные средства для выражения смысла речи – «цветы красноречия»).
Actio hypocrisis – произнесение речи на публике предполагает умение пользоваться навыками и техникой речи (голос, интонация, жесты, мимика).
Инвенция.
Инвенция – поиск идей, содержания, смысла будущей речи.
По Ломоносову идеи подразделяются на простые и сложные по структуре.
Для того, чтобы развить идею испол. смысловой модели ( топы ( «общие места»: род, вид, часть, целое, определение, сходства, различия, причина, следствие, сравнение.
Совокупность «общих мест» - топика – отражает общие законы мышления или смысловой модели, по которой любой ритор или оратор творит речь. Топика позволяет без напряжения разработать любую идею.
Смысловая модель: Род, вид
Топ, род и вид отражают универсальный закон речи или мышления, умение рассуждать, от общего к частному – дедукция, от частного к общему – индукция.
Смысловая модель: Определение
Предмет речи очень просто можно определить через блиайшие родовые и видовые
отличия.
В классической риторической традиции определение (дефиниция, экспликация) речи следует за вступлением.
I способ – подвести под общее понятие.
II способ – определить предмет речи через противопоставление.
III способ – используя метонимию – через смежность предмета.
IV способ – через последовательное перечисление свойств.
Троп: целое, часть.
Используется для определения:
1) Предмет речи рассматривается как часть целого и рассказывается об этом в целом;
2) Рассматриваются элементы (части) предметов речи и говорят о них в отдельности - анализ; и вновь возвращаются к целому на новом познавательном уровне – синтез.
I. Выделяются или перечисляются только те части предмета, которые функционально значимы.
II. Самые заметные признаки и свойства.
Второй этап классического риторического канона – диспозиция.
Диспозиция (по Ломоносову) – расположение идей в пристойном порядке.
Риторический канон в расположении идей речи отражают европейскую культуру слова. Современные рекомендации, опираясь на традиции, ничего не навязывают оратору, а лишь предлагают определенные образцы.
Рекомендации старых риторик:
По Ломоносову порядок расположения топов следующий:
1) описание неодушевленных предметов:
- дается определение предмета, используется смысловая модель Род-вид;
- смысловая модель целое-частное;
- внешние свойства (форма, материал);
- место, где встречается данный предмет;
- функции предмета;
- свидетельства (ссылка на цитаты, что говорят об этом предмете другие авторы);
2) схема описания одушевленных предметов (животных):
- определение, использование, топ, род, вид;
- свойства, внешний вид;
- действия, образ жизни;
- свойства внутренние: характер, нрав;
- польза;
3) требования при описании технического предмета (инструкция);
- описание должно быть понятным, полным, точным.