Лекции по риторике
p>3) Посткоммутативный – анализ выступления и учет его недостатков с точки зрения:

- полноты реализации замыслов

- логики изложения

Анализ ситуации речевого общения.

Обычно подготовка устного выступления начинается с выбора темы, которая может быть предложена, заказана. В любом случае, выступать следует только тогда, когда есть, что сказать, т.е. необходимо следовать основному риторическому правилу – запрет на отсутствие говорить высказывания. Тема должна быть актуальна, конкретна и доступна восприятию. Название темы должно быть привлекательно.

По направленности устные выступления подразделяются на два вида:

- агитационное

- пропагандистское
Цель агитационных речей – быстрое воздействие на аудиторию, необходимость эмоционально побудить слушателей принять какое-либо решение.
Цель пропагандистских речей – просветительская передача какого-то факта, информации.

В зависимости от типа выступления, от темы и ее направленности выделяют различные типы ораторских выступлений.
1) Оратор эмоционально-воодушевленного типа.
Он вкладывает в слова не только мысли, но и чувства, воодушевляет аудиторию, завораживает, воздействует, в основном, на эмоции.
Особенности и наиболее характерные недостатки:
1. Нередко оратор впадает в ложный тон, ложный пафос. Часто они некритически заимствует ораторские приемы у других ораторов.
2. Их речь может выглядеть недостаточно убедительно. Это зависит от аудитории.
3. Они нередко уклоняются от истины, т.к. ее изменение гиперболизирует факты (субъективизм в оценке )
4. Нередко этот тип ораторов прибегает к неконкретным приемам речи, чтобы привлечь внимание аудитории.
2) Оратор объективно-реалистического типа (оратор эрудит).
Особенности и рекомендации:
1. Обязаны постоянно следить за новейшей литературой, обновлять информацию.
2. Избегать излишних ссылок и цитирования.
3. Не затрагивать тем «не по плечу».
4. Избегать фраз общего содержания.
5. Не впадать в многословие.
6. Уметь синтезировать, обобщать материал, выделять главное.
3) Оратор здравого смысла.
Это тип оратора, умеющего рассуждать без блеска красноречия и без ссылок убедить публику, опираясь только на здравый смысл и общеизвестные факты.
4) Оратор, мыслящий вслух (сократовский тип).
Данный оратор не сообщает готовых истин, не призывает следовать чему-то, а вместе с аудиторией пытается решить проблему аргументированно, приводя все факты «за» и «против».
Особенности и недостатки:
1. Оратор часто теряет мысль.
2. Самая «сильная» речь (адвокатская).

Зависимость типа ораторского выступления от стиля мышления.
Различают три стиля мышления:
1) дискурсивный
2) интуитивный
3) ассоциативный
Дискурсивный – последовательный, без скачков и пропусков, основанный на законах логики. Оратор говорит ясно, четко, последовательно, но часто впадает в излишние подробности, утомляет дотошностью.
Интуитивный (умозрительный) - афористичный, лаконичный, но не всегда понятный слушателю, т.к. оратором часто используется сокращенная форма силлогизма вследствие чего он может быть неоднозначно истолкован, неправильно понят.
Силлогизм включает в себя исходный тезис, рассуждение, умозаключение.
Характерен для русских философов.
Ассоциативный – законы субъективной ассоциативной связи, ход мыслей понятен только самому говорящему. Характерен для художников, поэтов.

Коммуникативная точность речи.
Различают два вида точности: понятийная предметная.
Если мысль автора соответствует отражаемому фрагменту реальности, то она точна (текст – реальность).
Если эта мысль адекватна выражена в словах, то соблюдена и понятийная точность (текст – мысль).
На практике используют другие понятия:

Фактическая точность

Коммуникативная точность.
Не всегда использование слова в ненормированном значении ведет к неточности, иногда это прием выразительности текста, фразы.
Типы ошибок, нарушающих К.Т.
При смешении слов

- сходных по значению

- сходных по звучанию

- сходных по значению и звучанию

- несходных не по звучанию, не по значению, но относящихся к одному синтаксическому полю, к одной предметной области.

Стратегический этап ораторской деятельности.

Подготовка устного выступления.
1) Работа над фактами и теоретическим материалом.

- как отбирать факты

- работа с источником
2) Редактирование текста. Логика, композиционное единство речи, ее целостность, обозримость, гармоничность.
3) Способы выступления. Репетиция речи.

1) Работа над фактами и теоретическим материалом Предварительно составляется план выступления, затем речь насыщается фактами.
Требования к отбору фактов

- они должны быть достоверны и точны

- подчинены общей идеи выступления

- необходимо отбирать только важные и существенные факты

- важно личное, эмоциональное отношение к фактам

- необходимо грамотно истолковывать факты
Работа с источниками
Устное общение, работа с теоретическими источниками: документами, монографиями.

- при первом знакомстве с литературой необходимо читать текст без предубеждения, критики

- читать с максимальной пользой, оценивая литературу

- обязательно вести записи

- читать больше, чем практически нужно по этой теме с тем, чтобы создать «резервные знания»

- необходимо умело пользоваться цитатами. Яркая цитата позволяет избежать однообразия речи и снять утомление. При использовании цитаты необходимо избегать ее искажения, использовать доступные и понятные цитаты, помнить об уместности цитат.
2) Редактирование текста.
Способы написания текста

- пишется полный текст выступления

- написать речь в виде подробного логического плана

- пишется краткий план

- вообще не писать никакого текста
Редактирование текста предполагает также знакомство с логико-композиционным структурированием текста. Пренебрежение признаками смысловых связей приводит к нарушению логики изложения информации.
Показатели формообразующих свойств текста

- дискретность – способность текста делится на смысловые блоки, кол- во которых определяется объемом оперативной памяти адресата

(слушателя).

- линейность текста – последовательное развертывание его компонентов во времени

- связанность – соединение отдельных высказываний общим замыслом
Недостатки логико-композиционного построения текста

- композиционная рыхлость – низкая информативность, низкая концентрация смыслового содержания

- стремление охватить слишком большой круг проблем, что неизбежно ведет к поверхности изложения

- неумение распорядиться отведенным временем

- неумение организовать материал с учетом обстановки, целей, аудитории

- недостаточная последовательность изложения, отсутствие логических мостов

3) Способы выступления.

- чтение текста речи

- воспроизведение текста по памяти, но с чтением отдельных фрагментов

- сводная импровизация
Читают такие речи, от текста которых нельзя отступать: дипломатические речи, торжественные приветствия, доклады официального содержания.
Что делать, если забыли текст выступления

- превратить последнее слово последней фразы в начало другой фразы

- создать мнемоническую фразу, состоящую из ключевых слов основных смысловых блоков

- необходимо при запоминании текста опираться на 3 закона запоминания: впечатление, повторение, ассоциация: впечатление – создать наиболее сильное впечатление от прочитанного текста повторение – повторять новый материал только через 8 часов после запоминания ассоциация – связывать с ассоциациями, которые нам близки


Режиссура выступления.
1) Техника речи: фонационное дыхание, голос, дикция, интонация.
2) Фонетическая культура.
3) Невербальные средства общения: мимика, жесты, поза. Стили ораторских выступлений.
4) Психофизическая подготовка оратора. Ораторский страх. Способы борьбы со стрессом и его последствиями в речи. Понятие публичного одиночества.

Система Станиславского и система Брехта в создании образа.
5) Этический образ оратора и работа над имиджем: эмоциональный настрой, отдых, питание, одежда.
6) Другие рекомендации по режиссуре выступления и создания атмосферы в аудитории.

Рекомендуемая скорость произношения речи 100 – 200 слов в минуту. При этом техника речи включает в себя комплекс навыков: речевого дыхания, голосоведения, дикции, интонации. Умелое использование этих навыков позволяет не испытывать давления на речевой аппарат, помогает избежать утомления, добиться максимального контакта с аудиторией и высокого качества речи.
Техника речи включает:

- фонационное дыхание, которое дает силу голосу

- голос, который обладает громкостью, силой, выразительностью

- дикция – отчетливое произношение каждого звука и сочетаний звуков

- интонация – ритмико-мелодичное и логическое членение речи интонация:

- высота тона

- сила голоса

- внутри фазовые паузы

- темп

- тембр – эстетическая окраска голоса
Тренировка интонации включает:

- интонационная развертка знаков препинания

- работа над темпом и стилем речи

- различные виды пауз: физиологические грамматические смыслоразличительные психолингвистические которые позволяют выразить эмоциональное отношение к тексту.

- работа над голосом
Фонетическая культура.

- правильное произношение слов

- правильное ударение в словах
Невербальные средства общения.
Эмоциональное отношение к тексту позволяют выразить невербальные средства общения: мимика, поза, жесты. Это вспомогательные средства. Они оживляют текст, экономят слова, компенсируют недоговоренное, снимают двойственных характер слов.
Жесты: - выразительные

- описательные

- указующие

- подражательные

- язык глухонемых

- манеризмы – неоправданные жесты
Две стратегии поведения оратора:

- сжатого кулака

- протягивающего руки
Три стиля ораторского выступления:

- рационально-аналитическое

- эмоционально-экспрессивное

- синтетическое
Природа и причины ораторского страха:

- предчувствиет неудачи

- негативная оценка со стороны аудитории
Стресс – комплекс физиологических и психологических реакций, связанных с адаптивным механизмом, активизация и мобилизация всех средств на спасение.
Борьба со стрессовым состоянием:
Нужно различать страх – негативные эмоции, связанные с угнетением и волнение – полезные, позитивные, тонизирующие эмоции.
Что вызывает страх:

- неопытность говорящего

- индивидуальные черты

- нереалистические ожидания

- безразличие или негативное отношение аудитории или собеседника

- недостаточная, плохая подготовка
Методы борьбы:

- самонаблюдение

- аутотренинг

- размеренная ходьба

- глубокие вдохи и выдохи

- выработать правильную самооценку

- создать обстановку для благоприятного исхода

- искреннее желание поделиться своими эмоциями

- убедить себя, что это большая радость

- сформировать игровую ситуацию
Для создания нужного эмоционального состояния существуют две системы:

- система Станиславского – вживание в образ

- система Брехта – отчуждение от образа
Этический образ оратора

- отдых

- еда

- одежда
Рекомендации:

- сгруппировать аудиторию

- не следует долго сидеть перед аудиторией

- учитывать время выступления

- устранять отвлекающие моменты


-----------------------

звук

морфема (осмысленный звук) – часть слова

слово

умозаключение

суждение

предложение

силлогизм

Устная словесность

Литературная

Дописьменная речь

судеб.

совещат.

показат.
(эпидек.)

Оратория

Сценическая

Гемилетика

фольклор

молва

диалог

пропаган. речь

уч. речь

проповедь

To be continued…

Письменная словесность

печатная неография

пареография

нумизматика

эпиграфика

сфрагистика

художественная литература

публицистическая литература

научная литература

массовая коммуникация

массовая информация

реклама

радио

период. литература

ТВ

сомат. программы

и т.д.

программы расчетов

информатика

- отрасль знания, изучающая создание, хранение и передачу информации

кактус

растение

дуб (вечность, стойкость, крепость

цветок

роза

алая (страсть) белая (холод) война роз

садовый цветок

полевые цветы

махровая роза

шиповник



Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты