Лекции по риторике
p>Для того, чтобы описать предмет творчески, описание делится на три части – начало, середина, конец.

Начало: 1) обращение к предмету описания (О мысль! Люди!)

2) сказать о времени дня или года

3) сказать о месте, где предмет находится или встречается.

(описание от общего к частному).
Середина: 1) если предмет бездействует (озеро, поляна), описываются перемены в нем происходящие в зависимости от внешних условий (время, погода)

2) неодушевленные физические предметы, которые состоят из частей – описывается каждая часть

3) нравственный предмет (совесть, благородство) – обращаются к топу, вид, род, разновидность, подобие, противоположность.

4) действующее лицо (киноактер) – описываются свойства. Существуют правила расположения середины, концовки: а) самое интересное в предмете располагается ближе к концу описания; б) избегать излишней детализации (брать самое существенное, главное); избегать повторов.
Конец: 1) эмоционально обратиться к предмету речи, выразить свои чувства, пожелания;

3) выразить нравственную идею, моральную мысль.

Как рассказывать истории
Существуют различные стратегии ведения рассказа (образец: Дубыч, Довлатов).

Рекомендации:
1. Начало повествования: а) обращение к адресату; б) общая мысль рассказа, повествования (заложение интереса); в) дается общепринятая истина, высказанная в афористической форме; г) место, время действия, лицо.
2. Середина повествования: а) следовать естественному ходу событий, продвигаясь к кульминации.
3. Конец повествования: а) развязка истории, вывод, при этом рассказывая историю необходимо помнить что, кому, с какой целью рассказывать.

Принципы создания интересного рассказа:
1. Простота, ясность, краткость.
2. Правдоподобие.
3. Постепенное нарастание интереса.

Классический образец речи-рассуждения (хрия).
Опр. Хрия – слово или рассуждение, которое изъясняет или доказывает какой- либо тезис.
В хрии мы имеем одну мысль (предложение, тезис), которую нужно доказать как справедливую, либо опровергнуть как ложную.
Структура строгой (классической) или прямой хрии.
Строгая хрия требует, чтобы формулировка основного тезиса предшествовала возможным выводам и частным следствиям из этого тезиса: тезис – доказательство.

Структура состоит из 8 частей:
1. Приступ – начало речи с целью привлечения внимания (похвала или описание).
2. Парафразис – разъяснение темы, экспликация.
3. Причина – доказательство тезиса (этот тезис верен, потому что…).
4. Противное – если нет, то…
5. Подобие – сравнение этого явления со смежными областями.
6. Пример.
7. Свидетельство (ссылка на авторитет)
8. Заключение или вывод (свое отношение к теме).
Структура нестрогой (свободной) хрии.
Доказательство – тезис.
Опр. Такой способ рассуждения, когда вначале подбираются частные аргументы, а затем формируется сам тезис, называется индуктивным (сократовским).
Структура состоит из 5 частей:
1. Приступ.
2. Доказательство или аргумент.
3. Связь – посредством искусственной связи или логического мостика адресат подводится к той мысли, в которой его необходимо убедить.
4. Формулировка тезиса (основной мысли).
5. Заключение.
Д/З: Используя структуру обратной хрии написать обращение, листовку, рекламу.

3 Этап классического риторического канона – эллокуция.
Опр. Эллокуция предполагает правильный выбор языков и речевых средств в соответствии с определенной речевой ситуацией с тем, чтобы создать гармонию дискуса.
Гармония дискуса достигается за счет использования тропов и фигур речи.
Опр. Троп – это оборот речи, употребление слова или выражения в переносном значении. При этом у говорящего и адресата образуется два смысла: прямой и переносный.
К тропам относятся: метафора, метонимия, синектоха, катахреза, оксюморон, аллегория и т.д.
Опр. Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность или экспрессивность речи.
К фигурам речи относятся: антитеза, парадокс, парафраз, градация, риторический вопрос, восклицание.

Риторический анализ текста.

Он проводится в 3 аспектах:

- В аспекте смысловой структуры.

- В аспекте расположения этих идей.

- В аспекте риторических форм (тропов и фигур).

Риторика образа.
1. Понятие риторического тропа.
2. Метафора, ее структура и риторические функции.
3. Метонимия и ее использование в риторических целях.
4. Ирония и парадокс как риторические средства.
5. Другие тропы и фигуры речи и их использование в тексте.

Понятие риторического тропа.
Опр. Троп – это оборот речи, употребление слова или выражения в переносном значении.
Для риторики интересны только те случаи употребления слов и выражений в переносном значении, которые не утратили своей двузначности.
Важнейшие особенности тропов и их значение в речи.
1) Риторические тропы отражают ход познават. деятельности человека.

Рассматривая окружающий мир, человек обнаруживает в нем:

- сходные явления и вещи и объединяет их одним словом (так образуется метафора)

- группирует явления по их близости, смежности друг с другом (так образуется метонимия)

- замечает невидимые взгляду явления (мир чувств, интеллектуальный мир)
2) Тропы отражают субъективный взгляд на мир, отражают его эмоции, настроения, оценки.
3) Риторический троп обладает смысловой емкостью, что помогает кратко передать сложное содержание.
4) Образный оборот нагляден, лучше остается в памяти, лучше воспринимается.
5) Риторические тропы дают возможность получить удовольствие от текста и включить в творческий процесс адресата.

Метафора, ее структура и риторические функции.
Опр. Метафора – перенос названия с одного предмета на другой по свойству этих предметов.
Структура метафоры.
Метафора – скрытое сравнение, которое обнаруживает себя союзами «как»,
«будто».
Имеется два сравнения предмета:

- объект и субъект

- третий признак, по которому сравниваются предметы.

Правила:
1) Элементы сравнения должны быть разнородны – правило, основанное на пропорции. Мастер парадокса – Гераклит.
2) Термин сравнения должен выявлять не любой случайный, а существенный признак при сравнении.
3) От области сравнения зависит оценка предмета речи.

- когда сравнение ищется на улучшение метафоры

- когда сравнение ищется на ухудшение метафоры
4) Чтобы получить свежую метафору можно использовать видовые сравнения.
5) Метафоры могут быть краткими и развернутыми.
Краткая метафора – слова сравниваются в новом понятии, оборот «как будто» вымывается.
Развернутая метафора – фраза внутри метафоры. Углубляет структуру предмета, превращается в каркас текста.

Метонимия и ее использование в риторических целях.
Опр. Метонимия – (переименование) перенос названия предмета с одного на другой по смежности или близости.
С помощью метонимии часто называют:
1) предмет по материалу, из которого он сделан
2) по свойству
3) по производителю, по автору
4) предмет называется по предмету, содер. его.
5) время называется по предмету или явлению, характеризующее это время

(любить до гроба)
6) частным случаем метонимии является синекдоха

- название части предмета переносится на весь предмет целиком

- множественное число заменяется единственным числом
7) на развитии метонимии строится риторический прием перефраз, когда название предмета заменяется описанием его признаков.

Другие тропы и фигуры речи и их использование в тексте.
1) Олицетворение (одушевление) – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека (чаще всего используется при описании природы).
2) Аллегория (иносказание, аллюзия – «намек») – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Используется в баснях былинах сказках.
3) Антономасия (переименование) – употребление известного имени собственного в значении нарицательного.
4) Эпитет – образное определение предмета или действия.
5) Гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты.
6) Литота (простота) – обратная гипербола, образ. выражение намеренно преуменьшающее размер, силу, красоту.
7) Мейозис (то же, что и литота) – фигура речи, преуменьшающая свойства, степень чего-либо.
8) Парафраза (пересказ) – описательный оборот, который употребляется вместо какого-либо слова, предмета речи.
9) Дисфемизм – троп состоящий в замене нормативного, естественного слова на более вульгарное, фамильярное слово.
10) Эвфемизм – вежливое, смягчающее обозначение чего-либо.
11) Катахреза – троп, связанный с употреблением слов в значении им не принадлежащим, часто выступает как гиперболическая метафора.
12) Каламбур (игра слов) – использование разных значений одного и того же слова или двух одинаково звучащих слов.
13) Оксюморон – это фигура речи, состоящая в соединении двух антонимов

(слов противоположных по значению), когда рождается новое смысловое единство (красноречивое молчание, живой труп).
14) Анафора – фигура речи, состоящая в повторении начального слова в каждом предложении

- анафора лексическая

- анафора синтаксическая

Ирония и парадокс как риторические средства.

Как быть остроумным.
Опр. Ирония – риторический троп, который, как и метафора, и метонимия, удерживает в сознании говорящего и слушателя два значения: прямой и переносный. Игра этих двух значений рождает смех.

- шутка

- юмор

- острота

- сарказм – язвительная ирония
Виды смешного:
1) Смешное возникает при движении от абстрактного понятия к реальности, которая с понятием не совпадает.
2) Неправильно понятые обстоятельства
3) Острота как обыгрывание ситуации, когда в трагическом видится комическое.
4) Преднамеренно смешное – шутка

- если шутка скрывается за серьезным – ирония

- если за шуткой скрывается серьезность – юмор

- самоирония
Виды иронии и средства получения иронии:
1) антифраз – в противном значении употребляется какое-либо слово
2) парадокс – утверждение, противоречивое на первый взгляд здравому смыслу, но в глубине своей несущее более глубокий смысл
3) гипаллаг – рокировка слов в устойчивых словосочетаниях
4) антомакласис – группа тропов, основанная на многозначности слов, привод. к количественному эффекту
5) каламбур – как проекция нового слова на старое и возникновение при этом переклички смыслов

- полисемия – многозначность слов

- омонимия – близкие значения одного и того же слова

- омофония – звуковое сходство слов

Подготовка к выступлению.

Высказывание – это элементарная, оперативная единица текста.
При порождении высказывания говорящий не обращает внимания на культуру речи, его сознание сосредоточено на содержании, а память выдает наиболее удобный лексический вариант, основываясь на опыте.

Известен предел, ограничивающий количество слов устной речи. В привычной ситуации речь становится автоматической, неконтролируемой. Но если ситуация усложняется, то в речи используется «программный уровень».
Речемыслительный механизм очень сложен. Процесс формирования высказывания зависит от ситуации речевого общения.

Выделяют цели высказывания:
1) Ассертивная – констатация фактов, сообщение какой-то информации.
2) Коммесивная – дать обязательство что-то выполнить.
3) Директивная – заставить что-то сделать.
4) Декларативная – заявление о намерениях.
5) Аксиологическая – дать оценку чему-либо.

Схема речемыслительного механизма.
1) Мотивация – в начале любого высказывания лежит мотив, на этом этапе у говорящего возникает результат действия, но отсутствует план действия.
2) Этап внутреннего программирования – его наиболее типичным случаем является возникновение вторичного зрительного образа на языковой основе.
3) Лексико-грамматический этап – на нем осуществляется переход от внутренней речи к лексико-грамматическому развертыванию.
Выделяют следующие этапы устного выступления:
1) Докоммутативный – до выхода в аудиторию.
2) Коммутативный – поведение оратора перед публикой.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты