Морфемный анализ слов со скрытым j (й)
Хакасский государственный университет
им. Н.Ф. Катанова
Специальность: 021700 - Филология
Морфемный анализ слов
со скрытым j (й)
Курсовая работа
Выполнил студент 3 курса б
Феськов Кузьма Владимирович
Проверил кандидат пед. наук,
доцент каф. русского языка
Острикова Татьяна Александровна
Абакан, 1999
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………………………………………………………… 03
Глава 1. Теоретические основы обучения разбору слов
со срытым j (й)
1.1. Звукобуквенный состав русских слов ………………………………… 07
1.2. Морфемный (морфологический) анализ ………………………………… 12
1.3. Отбор слов со скрытым j (й) для
морфологического анализа ……………………………………………………………… 14
1.3.1. Скрытый j (й) на стыке корня и
суффикса ……………………………………………………………………………………………… 16
1.3.2. Скрытый j (й) на стыке основы и
окончания …………………………………………………………………………………………… 17
Глава 2. Обучение учащихся разбору слов со скрытым j (й)
2.1. Вопрос о форме фиксации слов со скрытым j (й) …… 19
2.2. Разбор слов со скрытым j (й) в словообразова-
тельном словаре ……………………………………………………………………………………… 20
2.3. План разбора слов по составу с элементами
фонетического разбора ……………………………………………………………………… 21
Заключение ………………………………………………………………………………………………………………………… 24
Библиография …………………………………………………………………………………………………………………… 26
ВВЕДЕНИЕ
Истоки сложностей при изучении рассматриваемой нами проблемы заложены в способе подачи материала в школе. С целью упрощения и доступности материала для школьников из программы выведены некоторые важные понятия, например, фонема. Что заставляет учителя при подаче материала изыскивать различные «обходные» пути для объяснения языковых явлений. В частности, учащиеся часто путают понятия «звук» и «буква», испытывают затруднения при морфемном анализе, например, в случаях со скрытым j (й) и др.
Исследуемая тема неотрывно связана со многими разделами русского языка, такими как: графика, фонетика, словообразование, морфология и др.
Русское письмо является звуковым, и его основными элементами выступают буквы. Назначение букв алфавита состоит в передаче звуков данного языка. Отношение букв к обозначаемым ими звукам речи рассматривается ГРАФИКОЙ. Графика определяет, какими общими приемами располагает письмо для передачи произношения. В зависимости от системы звуков русского языка и от складывающейся веками в русском письме графики отношения между буквами и звуками в современном русском правописании довольно сложны. Обычно одна буква в разных условиях обозначает несколько разных звуков. Особенностью русской графики является то, что не все буквы обозначают один звук, как это обычно бывает при звуковом письме. С этой стороны выделяется 3-и вида букв.
1. Большинство букв обозначает по одному звуку.
2. Ряд гласных букв может обозначать сразу два звука.
3. Кроме того, ъ, ь сами по себе не обозначают звука.
В нашем исследовании мы обратим подробное внимание на 2-ой из выделенных здесь видов букв, именно они составляют предмет нашего изыскания.
Раздел ФОНЕТИКИ включает изучение звуковой стороны русского языка. Важность этого раздела определяется тем, что звуковая сторона речи является тем средством, которое позволяет участникам речевого общения передавать другим содержание своих мыслей. Обеспечивая речевое общение, звуки речи выполняют специальную функцию.
Речевые явления двусторонни: каждое из них в неразрывной связи обладает, с одной стороны, значением, с другой – звуковым составом. В звуковой стороне ее различительные возможности приобретают особую социальную значимость. РАЗЛИЧИТЕЛЬНОСТЬ и выступает как наиболее общее свойство звуковой стороны.
Для обозначения звука речи в социальном аспекте введен термин ФОНЕМА, который уточняет обычные представления о звуках речи. Фонема проявляется в речи в отдельных конкретных звуках; она может включать в пределах известного диапазона несколько разновидностей звуков в физическом соотношении, поскольку они не выступают по отношению друг к другу различителями значимых элементов. Конкретные звуки, входящие в одну фонему, носят название ОТТЕНКОВ ФОНЕМ. Наблюдение оттенков фонем затруднено тем, что они не привлекают к себе внимания говорящих вследствие отсутствия у них самостоятельной различительной роли в процессе общения.
Наконец, следует отметить, что фонемы, служа для различения значимых единиц, сами по себе не являются носителями значений.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ является важной темой в учебной программе по русскому языку. Оно, в сущности, пронизывает ВСЕ ТЕМЫ МОРФОЛОГИИ и имеет большое значение для понимания многих явлений языка. Элементарные сведения по этой теме учащиеся получают еще в начальной школе, а в средней школе знания по этому вопросу углубляются и расширяются.
Вопросы словообразования интересуют всех, кто желает глубоко и сознательно изучить язык. Это понятно, так как словообразование в широком толковании – это наука не только о том, как возникают новые слова, но и о том, каков состав уже имеющихся в языке слов. Следовательно, в этом плане словообразование может быть определено как раздел науки о языке, изучающий морфемный состав слов и способы их образования.
Примерно такое же понимание термина «словообразование» мы встречаем и в работах Г.О. Винокура, В.В. Виноградова, Н.М. Шанского, Е.А. Земской и многих других лингвистов. В более узком значении словообразование — процесс производства новых слов от уже существующих в языке основ.
Необходимо учесть, что образование слов и анализ их морфемного состава являются СООТНОСИТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ И СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ.
Следовательно, изучение словообразования тесно СВЯЗАНО И С ПРОБЛЕМАМИ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА, И С ПУТЯМИ ПОПОЛНЕНИЯ СЛОВАРНОГО СОСТАВА ЯЗЫКА.
Находясь между лексикологией и морфологией, словообразование является как бы связующим звеном между ними.
Академик В. В. Виноградов замечает: «...словообразование занимает своеобразное место и ряду лингвистических дисциплин, будучи тесно связано с лексикологией — наукой о словарном составе языка - и в то же время во многих отношениях сближаясь с грамматикой, с учением о формообразовании и даже с синтаксисом словосочетаний»[1].
Изучение словообразования, которое рассматривает строение и образование слов, дает возможность наглядно и глубоко раскрыть сложные языковые явления, выявить закономерности в развитии языка, выработать у учащихся умение самостоятельно наблюдать и анализировать языковые факты.
Все это, несомненно, пробудит интерес к языку, вызовет желание изучать лингвистику, без чего нельзя по-настоящему овладеть языком и его грамматикой.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
РАЗБОРУ СЛОВ СО СКРЫТЫМ j (й)
1.1. ЗВУКОБУКВЕННЫЙ СОСТАВ РУССКИХ СЛОВ
Понятия «звук» и «буква» на первый взгляд весьма простые. И учащиеся, как и многие взрослые грамотные люди, обычно бывают искренне убеждены в том, что они хорошо представляют себе эти понятия, в то время как на самом деле они не различают в своем сознании представления о звуке и букве, смешивают их, принимают графический язык за язык произносительный. А подобное смешение звука и буквы недопустимо не только с точки зрения тех общих представлений о языке, которыми должен располагать всякий современный образованный человек. Такое смешение отрицательно сказывается на обучении орфографии, на осознании и усвоении ряда орфографических правил.
При рассмотрении звукобуквенного состава русского языка мы обратимся к ГРАФИКЕ и ФОНЕТИКЕ.
Прежде чем подойти к теме данного параграфа, дадим содержание основных понятий, которыми будем в дальнейшем оперировать.
ГРАФИКА - а)совокупность начертаний, через которые устная речь передается на письме: буквы алфавита, знаки ударения, апостроф; б)способы обозначения фонем и их сочетаний при помощи букв (или сочетаний букв) алфавита; графика связана с фонемами как с таковыми, и не учитывает смысловых единиц языка; в)в более широком понимании: система соотношений между буквами и фонемами в тексте (графика в широком охвате).
ФОНЕМА – это минимальная звуковая единица языка. Она обобщает представление о целом ряде звуков речи, противопоставленных в данном языке всем другим фонемам.
АЛФАВИТ – это совокупность расположенных в определенном порядке графических знаков-букв, которыми пользуются при письме на том или ином языке.
Современные названия букв различаются на 2-а типа: КОМПЛЕКСНЫЕ названия букв и ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ. Комплексными можно считать названия букв, обозначающие целые классы звуков (фонем), объединенных в группы одним общим признаком, например: буквы гласных звуков, буквы согласных.
Названия гласных букв.
Не только в учебной, но и в научной литературе пользуются названием «гласные буквы». Они, конечно, неточны, что отмечалось в литературе (например, Д.Н. Ушаковым, В.А. Богородицким), но экономны.
1. Названия, состоящие из одного звука: а, и, о, у, ы, э. Это названия букв, обозначающие соответствующие гласные: здесь буквы называются тем звуком, который обозначают.
2. Названия, состоящие из двух звуков: гласного и предшествующего ему согласного звука j (й): я – йа, ю –йу, е – йэ, ё – йо. Эти буквы называют еще ЙОТИРОВАННЫМИ гласными буквами. Йотированные буквы я, ю, е, ё, могут обозначать соответствующий гласный звук и без предшествующего j (й) и в сочетании с j (й). Поскольку в первом случае буквы я, ю, е, ё сигнализируют о чтении предшествующей согласной буквы как такой, которой обозначается мягкий согласный, эти буквы называют «смягчающими».
В связи с функцией йотированных букв обозначать «j (й)+гласный» следует еще раз обратиться к букве и. В ее названии нет предшествующего j (й) (буква называется просто «и»): название состоит из одного звука (поэтому оно и отнесено нами к первой группе), но в отличие от всех остальных букв первой группы (а, о, у, ы, э), обозначающих только тот звук, которым они называются, буква и может обозначать не только [и] без предшествующего j (й), как, например, в словах лиса, караси. в тех словах, где буква и следует после гласного, при намеренно тщательном произношении возможно произношение [и] с предшествующим j (й) (например сара[йи]). Встречается произношение [йи] на месте начальной буквы и и в местоимениях их, им, ими, если они следуют после предлогов и союзов, например: в их доме и тому подобное.