При морфологическом анализе особого внимания требуют случаи, когда буквы я, ю, е, ё, и обозначают два звука, один из которых j (й) входит в одну морфему, другой – в следующую. В этих случаях морфологический состав слов и их форм на письме оказывается затемненным. Так, формы края, краёв, краям на письме допускают лишь такое деление: кра/я¢, кра/ёв, кра/ям, причем, корень кра- является бессмысленным и расходящимся в звуковом отношении с формой именительного падежа край, тогда как транскрипция обнаруживает, что в произношении во всех этих формах одинаковый корень край- (край/а¢, край/о¢ф, край/а¢м, край). Еще больше скрыт на письме корень л’й- в формах лью, льёшь, льёт, легко обнаруживаемый в транскрипции: л’й/у, л’й/ош, л’й/от с такими же окончаниями, как н’еnс/у¢, н’еnс’/о¢ш, н’еnс’/о¢т. поэтому для раскрытия произношения в подобных случаях используется транскрипция.
Как уже говорилось, в русском языке есть среднеязычный согласный звук j (й), который не имеет в русской графике своего постоянного изображения. Эта специфическая особенность русской графики часто приводит к большим затруднениям в членении слов, так как различное изображение звука j (й) на письме затемняет морфологический состав слов.
Нужно помнить, что русский j (й) по сравнению с другими сонорными согласными (р, л, м, н), несмотря на свою частотность, имеет малую функциональную нагрузку. Лишь в трех случаях йотированные буквы я, е, ё, ю, а также и читаются, как сочетание йота с соответствующим гласным звуком:
а)в начале слова: яма (йама), ель (йэл'), елка (йолка), юла (йула), их (йих);
б)после гласных: моя (майа), моей (майэй), моё (майо), мою (майу), мои (майи);
в)после ъ, ь разделительных знаков: объятия, съезд, объем, предъюбилейный, судья, судье, судьей, судью, судьи.
j (и) в сочетании с и на письме передается одной буквой и (хозяй(ский) + ин = хозяин, строй(ка) + ить = строить, мой + и = мои.
Затруднения в анализе слов появляются в тех случаях, когда j (и) находится на стыке двух морфем: а)корня и суффикса, б)основы и окончания.
Рассмотрим конкретные примеры трудных случаев морфемного членения слов из-за наличия в словах j (и).
1.3.1. СКРЫТЫЙ j (й) НА СТЫКЕ КОРНЯ И СУФФИКСА
Основная трудность при изучении случаев, когда j (и) находится на стыке корня и суффикса обусловлена тем, что учащиеся испытывают затруднения в определении истинного корня и суффикса. Часто они относят j (и), который принадлежит корню к суффиксу, в результате чего искажается морфемный строй русского языка, возникают проблемы с родовым соотнесением слов. Например, в слове веять – корень вей- и суффикс а, учащиеся же могут выделить в этом слове неправильный корень вея- и вообще не выделить суффикса.
Подобные ошибки возможны не только в случаях, когда разбирается глагол. Они возникают также и при разборе других частей речи. В слове бо/ец истинный морфемный состав бой + ец (ср.: бойца), воин — вой + ин (ср.: (вой(ск)а). В слове военный й между двумя гласными сливается со звуком е; в слове паять — корень пай (ср.: пайка); в слове затеять — корень затей (ср.: затей/ник).
Ниже приводим таблицу, в которой подобраны слова со скрытым j (й) на стыке корня и суффикса. Цель данной таблицы состоит в том, чтобы наглядно показать частотность встречаемости подобной трудности, а так же снабдить учителя дополнительным рабочим материалом, для повышения качества уроков по теме.
Таблица 1. Скрытый j (й) на стыке корня и суффикса.
Хоккеист – хоккеj/ист
Сергеевич – Сергеj/эвич
Кройка – кроj/ить
Лаять - Лаj/ать
Хозяин – хозяj/ин
Строитель - строj/итель
Батареец - батареj/эц
Боязнь - боj/азнь
Веялка - веj/алка
Веяние –веj/ание
Вклеивать – в/клеj/ивать
Гвардеец – гвардеj/эц
Героизм - героj/изм
Раздвоение – раз/двоj/эние
Доильщица – доj/ильщица
Паяльник – паj/альник
Заячий – заj/ачий
Змеёнок – змеj/онок
Китаец – китаj/эц
Клеёнка – клеj/онка
Кроильный – кроj/ильный
Нагноение – на/гноj/эние
Наслоение – на/слоj/эние
Освоение – о/своj/эние
Сеятельная – сеj/ательная
Таяние – таj/ание
Паевой – паj/эвой
Построение – по/строj/эние
Присвоение – при/своj/эние
Пробоина – про/боj/ина
Свояк – воj/ак
Скамеечка – скамеj/эчка
Струящиеся – струj/ащиеся
Таинство – таj/инство
Усваивать – усваj/ивать
Засеяли – за/сеj/али
1.3.2. СКРЫТЫЙ j (й) НА СТЫКЕ ОСНОВЫ И ОКОНЧАНИЯ
В слове бакалея — основа бакалей и окончание -а (ср.: бакалей/н/ый); авария = аварий + -а (ср.: аварий/ный); движение = движений + -э (род. п. мн. ч. движений).
Часто не только учащиеся, но даже студенты-первокурсники филологических факультетов педагогических институтов затрудняются установить границу между основой и окончанием.
Причиной этих ошибок является то, что в школах мало занимаются морфемным анализом слов, в которых имеется расхождение между звуковым и буквенным составом.
Рассматриваемый нами трудный случай гораздо более частотен, в отличие от предыдущего. Также как и при рассмотрении случаев, когда срытый j (й) находится на стыке корня и суффикса, приведем таблицу, в которой собраны типичные случаи, нахождения j (й) на стыке основы и окончания.
Таблица 2. Скрытый j (й) на стыке основы и окончания.
Делает – делаj/эт
Называют - называj/ут
Пользуj/утся
Надеется – надеj/этся
Героя - героj/а
Моя - моj/а
Вращается – вращаj/этся
Чешуя – чешуj/а
Создаётся – создаj/отся
Затея - затеj/а
Чаепитие – чаепитиj/э
Шея – шеj/а
Гвардию – гвардиj/у
Настроение – настроениj/э
Во второй главе мы рассмотри методическую сторону изучения слов во скрытым j (й).
ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РАЗБОРУ СЛОВ СО СКРЫТЫМ j (й)
2.1. ВОПРОС О ФОРМЕ ФИКСАЦИИ СЛОВ СО СКРЫТЫМ j (й)
Важным является вопрос о форме фиксации слов, имеющих на стыке морфем j (й). Н.М. Шанский предлагает при анализе слов устранить «безйотицу»[4], то есть, вопреки русской графике, обозначать наличие j (й) в слове.
С этим мнением нельзя согласиться. Как известно, запись усиливает восприятие слова и активизирует зрительное запоминание словесного начертательного образа. Вот почему крупнейшие лингвисты настоятельно требовали: «Оберегайте ученика со всей заботливостью от всякого вида неправильного написания слова, пусть он со всем прилежанием запечатлевает правильные образы слов…» И дальше: «Ни под каким видом не допускать, чтобы дети видели, а тем более писали, слова орфографически неправильно»[5]. Это требование вполне справедливо, так как зрительный образ слова при изучении орфографии имеет огромное значение.