Морфемный анализ слов со скрытым j (й)

При морфологическом анализе особого внимания требуют случаи, когда буквы я, ю, е, ё, и обозначают два звука, один из которых j (й) входит в одну морфему, другой – в следующую. В этих случаях морфологический состав слов и их форм на письме оказывается затемненным. Так, формы края, краёв, краям на письме допускают лишь такое деление: кра/я¢, кра/ёв, кра/ям, причем, корень кра- является бессмысленным и расходящимся в звуковом отношении с формой именительного падежа край, тогда как транскрипция обнаруживает, что в произношении во всех этих формах одинаковый корень край- (край/а¢, край/о¢ф, край/а¢м, край). Еще больше скрыт на письме корень лй- в формах лью, льёшь, льёт, легко обнаруживаемый в транскрипции: лй/у, лй/ош, лй/от с такими же окончаниями, как неnс/у¢, неnс/о¢ш, неnс/о¢т. поэтому для раскрытия произношения в подобных случаях используется транскрипция.

Как уже говорилось, в русском языке есть среднеязычный сог­ласный звук j (й), который не имеет в русской графике своего постоянного изображения. Эта специфическая осо­бенность русской графики часто приводит к большим за­труднениям в членении слов, так как различное изображение звука j (й) на письме затемняет морфологический состав слов.

Нужно помнить, что русский j (й) по сравнению с дру­гими сонорными согласными (р, л, м, н), несмотря на свою частотность, имеет малую функциональную нагрузку. Лишь в трех случаях йотированные буквы я, е, ё, ю, а также и читаются, как сочетание йота с соответствующим глас­ным звуком:

а)в начале слова: яма (йама), ель (йэл'), елка (йолка), юла (йула), их (йих);

б)после гласных: моя (майа), моей (майэй), моё (майо), мою (майу), мои (майи);

в)после ъ, ь разделительных знаков: объятия, съезд, объем, предъюбилейный, судья, судье, судьей, судью, судьи.

j (и) в сочетании с и на письме передается одной буквой и (хозяй(ский) + ин = хозяин, строй(ка) + ить = строить, мой + и = мои.

Затруднения в анализе слов появляются в тех случаях, когда j (и) находится на стыке двух морфем: а)корня и суффикса, б)основы и окончания.

Рассмотрим конкретные примеры трудных случаев мор­фемного членения слов из-за наличия в словах j (и).

1.3.1. СКРЫТЫЙ j (й) НА СТЫКЕ КОРНЯ И СУФФИКСА

     Основная трудность при изучении случаев, когда j (и) находится на стыке корня и суффикса обусловлена тем, что учащиеся испытывают затруднения в определении истинного корня и суффикса. Часто они относят j (и), который принадлежит корню к суффиксу, в результате чего искажается морфемный строй русского языка, возникают проблемы с родовым соотнесением слов. Например, в слове веять – корень вей- и суффикс а, учащиеся же могут выделить в этом слове неправильный корень вея- и вообще не выделить суффикса.

     Подобные ошибки возможны не только в случаях, когда разбирается глагол. Они возникают также и при разборе других частей речи. В слове бо/ец истинный морфемный состав бой + ец (ср.: бойца), воин вой + ин (ср.: (вой(ск)а). В слове военный й между двумя гласными сливается со звуком е; в слове паятькорень пай (ср.: пайка); в слове затеять корень затей (ср.: затей/ник).

     Ниже приводим таблицу, в которой подобраны слова со скрытым j (й) на стыке корня и суффикса. Цель данной таблицы состоит в том, чтобы наглядно показать частотность встречаемости подобной трудности, а так же снабдить учителя дополнительным рабочим материалом, для повышения качества уроков по теме.

Таблица 1. Скрытый j (й) на стыке корня и суффикса.


Хоккеист – хоккеj/ист


Сергеевич – Сергеj/эвич

Кройка – кроj/ить

Лаять - Лаj/ать

Хозяин – хозяj/ин

Строитель - строj/итель

Батареец - батареj/эц

Боязнь - боj/азнь

Веялка - веj/алка

Веяние –веj/ание

Вклеивать – в/клеj/ивать

Гвардеец – гвардеj/эц

Героизм - героj/изм

Раздвоение – раз/двоj/эние

Доильщица – доj/ильщица

Паяльник – паj/альник

Заячий – заj/ачий

Змеёнок – змеj/онок

Китаец – китаj/эц

Клеёнка – клеj/онка

Кроильный – кроj/ильный

Нагноение – на/гноj/эние

Наслоение – на/слоj/эние

Освоение – о/своj/эние

Сеятельная – сеj/ательная

Таяние – таj/ание

Паевой – паj/эвой

Построение – по/строj/эние

Присвоение – при/своj/эние

Пробоина – про/боj/ина

Свояк – воj/ак

Скамеечка – скамеj/эчка

Струящиеся – струj/ащиеся

Таинство – таj/инство

Усваивать – усваj/ивать

Засеяли – за/сеj/али


1.3.2. СКРЫТЫЙ j (й) НА СТЫКЕ ОСНОВЫ И ОКОНЧАНИЯ

В слове бакалея основа бакалей и окончание -а (ср.: бакалей/н/ый); авария =  аварий + -а  (ср.: аварий/ный); дви­жение = движений + -э (род. п. мн. ч. движений).

Часто не только учащиеся, но даже студенты-первокурс­ники филологических факультетов педагогических инсти­тутов затрудняются установить границу между основой и окончанием.

Причиной этих ошибок является то, что в школах мало занимаются морфемным анализом слов, в которых имеется расхождение между звуковым и буквенным составом.

     Рассматриваемый нами трудный случай гораздо более частотен, в отличие от предыдущего. Также как и при рассмотрении случаев, когда срытый j (й) находится на стыке корня и суффикса, приведем таблицу, в которой собраны типичные случаи, нахождения j (й) на стыке основы и окончания.


Таблица 2. Скрытый j (й) на стыке основы и окончания.


Делает – делаj/эт


Называют - называj/ут

Пользуj/утся

Надеется – надеj/этся

Героя - героj/а

Моя - моj/а

Вращается – вращаj/этся

Чешуя – чешуj/а

Создаётся – создаj/отся

Затея - затеj/а

Чаепитие – чаепитиj/э

Шея – шеj/а

Гвардию – гвардиj/у

Настроение – настроениj/э


     Во второй главе мы рассмотри методическую сторону изучения слов во скрытым j (й).
















ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РАЗБОРУ СЛОВ СО СКРЫТЫМ j (й)

2.1. ВОПРОС О ФОРМЕ ФИКСАЦИИ СЛОВ СО СКРЫТЫМ j (й)


Важным является вопрос о форме фиксации слов, имеющих на стыке морфем j (й). Н.М. Шанский предлагает при анализе слов устранить «безйотицу»[4], то есть, вопреки русской графике, обозначать наличие j (й) в слове.

С этим мнением нельзя согласиться. Как известно, за­пись усиливает восприятие слова и активизирует зритель­ное запоминание словесного начертательного образа. Вот почему крупнейшие лингвисты настоятельно требовали: «Оберегайте ученика со всей заботливостью от всякого вида неправильного написания слова, пусть он со всем при­лежанием запечатлевает правильные образы слов…» И дальше: «Ни под каким видом не допускать, чтобы дети видели, а тем более писали, слова орфографически непра­вильно»[5]. Это требование вполне справедливо, так как зрительный образ слова при изучении орфографии имеет огромное значение.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты