Даже при фонетическом анализе нежелательно допускать изменение графического образа слова. Например, желая графически показать, что в слове героизм производящая основа оканчивается на j (й), можно сделать следующие записи: герой, герой/ск/ий, герой/ств/о, геро/изм. Причем устно следует дать соответствующее пояснение. Можно также использовать прием надписывания (например, герой/изм, армияйа, думаюйу). Безусловно, что нельзя мириться с чисто буквенным делением слова на морфемы, но и нельзя искажать графический облик слова.
2.2. РАЗБОР СЛОВ СО СКРЫТЫМ j (й)
В ШКОЛЬНОМ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СЛОВАРЕ
Словарная статья словообразовательного словаря содержит слова, расчлененные на морфемы (приставки, суффиксы, окончания). И расположенные в алфавитном порядке.
Для примера возьмем одно из слов со скрытым j (й) на стыке морфем и приведем словарную статью, соответствующую этому слову.
Воевать – во/ева/ть13. Как видно из примера, скрытый j (й) в слове никак не обозначен. Цифра 13 при слове обозначает порядковый номер исторической справки, куда необходимо обращаться за разъяснением и за аналогичными примерами.
Что же предлагает нам словарь в качестве исторической справки.
«13. ЗВУК j (й) И ЕГО ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ
В русском языке есть среднеязычный согласный j (й), который на письме обозначается по-разному:
а) В начале слога вместе со следующим за ним гласным он обозначается одной буквой: вместо jа(йа) пишут я, вместо jу(йу) пишут ю, вместо jэ(йэ) пишут е, вместо jо(йо) пишут ё. Например, яма, заюлить, ель, ёлка;
б) в конце слога за гласным звуком этот звук обозначается й. Например, мой, майка.
Двоякое изображение этого звука на письме иногда несколько затемняет морфологический состав слова. Следует также учесть что й в сочетании с и на письме передается одной буквой и (хозяй + ин = хозяин).»
Далее приводится несколько примеров. Как видно из приведенного комментария, учащимся дается только лишь краткая справка относительно встреченной ими трудности и несколько примеров. Безусловно, этого не достаточно для того, чтобы дети могли разобраться со всеми случаями наличия срытого j (й) на стыке морфем. Полный и исчерпывающий ответ они должны получить от учителя в школе.
2.3. ПЛАНЫ РАЗБОРА СЛОВ ПО СОСТАВУ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА
Анализ языка как метод обучения русскому языку находит себе широкое применение и при изучении грамматики, и на занятиях по правописанию, и в работе над словарем, и при изучении языка писателя.
Этот метод состоит в выделении по определенным признакам явлений языка и в характеристике их с определенной точки зрения.
Одним из видов анализа языка является грамматический разбор. Этот вид работы способствует развитию логического мышления вообще и аналитических способностей учащихся.
Грамматический разбор является эффективным способом доведения до сознания учащихся новых для них грамматических сведений, правил и определений.
Без умения выделять в слове его составные части (морфемы): основу и окончание, корень, приставки и суффиксы – невозможно изучать части речи. Помимо умения выделять в слове его составные части, учащиеся должны научиться подбирать однокоренные слова и находить производящую основу слова.
Приведем пример плана разбора слова по составу.
Вклеивать
1) Выделить основу слова.
вклеивать
Для правильного выделения основы в слове исключительное значение имеет умение учащихся изменять форму слова: вклеивать – вклеивает – вклеивают.
2) Выделить окончание в слова.
вклеивать
Умение изменять слово также важно и при выделении окончания: вклеивать – вклеивает – вклеивают.
3) Выделить корень в слова.
вклеивать
Как показывает опыт, при изучении состава слова наибольшую трудность для учащихся представляет выделение корня, в связи с чем именно на эту сторону надо обратить особое внимание. При выделении корня надо предупредить возможность допущения ошибок в таких случаях, когда одинаково звучащие корни двух разных слов принимают за один и тот же корень, в то время как между этими корнями нет ничего общего.
4) Выделить приставку(и) в слове.
Вклеивать
5) Выделить суффикс(ы) в слове.
вклеивать
Приведенная схема разбора не всегда позволяет выделить правильно морфемы. Мы намеренно взяли для разбора слово с трудностью, составляющей тему нашего исследования. В этом слове встретился скрытый j (й) на стыке корня и суффикса, который мы никак не обозначили. Корень слова явно не полон. Это доказывает и подбор однокоренных слов: клей, клейкая (лента). Подобная «неполнота» слова может вызвать у учащихся сложность с подбором однокоренных слов и выделением суффикса.
Как поступить учителю в данной ситуации? Мы предлагаем использовать при морфемном анализе слов со скрытым j (й) на стыке морфем элементы фонетического разбора.
Фонетический разбор является одним из важных методических приемов. Фонетический разбор может быть различным по своему характеру, степени полноты и углубленности.
При анализе слов во многих случаях невозможно успешно справиться с разбором, если учащиеся не будут располагать основными сведениями из фонетики.
В параграфе 2.1 мы уже рассматривали возможные пути пометы скрытого j (й) в разбираемых словах.
Мы предлагаем несколько путей интеграции словообразовательного и фонетического разборов.
1) Перед разбором слова со скрытым j (й) учащиеся подбирают несколько (2-3) родственных слова, где корневая морфема оканчивается на й: клей, клейкий. Затем учащиеся разбирают слово как обычно: вклеивать. После того, как слово разобрано, учащиеся делают следующую запись: в- (приставка) + -клей- (корень) + -ива- (суффикс) + -ть (окончание).
2) Второй способ заключается в применении приема надписывания. При разборе слово записывается следующим образом: вклей ивать. Затем производится разбор слова: вклей ивать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении этой работы мы подведем некоторые итоги и отметим важные моменты при изучении слов со скрытым j (й).
Темой данной работы мы обозначили морфемный анализ слов со скрытым j (й) и отметили следующие случаи:
1) в начале слова: яма (йама), ель (йэл'), елка (йолка), юла (йула), их (йих);
2) после гласных: моя (майа), моей (майэй), моё (майо), мою (майу), мои (майи);
3) после ъ, ь разделительных знаков: объятия, судья.
Также рассмотрели особо сложные случаи разбора слов со скрытым j (й):
1) скрытый j (й) на стыке корня и суффикса: воин — вой + ин;
2) скрытый j (й) на стыке основы и окончания: авария = аварий + -а.
Были разработаны способы интеграции морфологического и фонетического разборов:
1) расписывание морфем по отдельности: вклеивать - в- (приставка) + -клей- (корень) + -ива- (суффикс) + -ть (окончание);
2) способ надписывания скрытого j (й): вклей ивать.
Важность изучения данной проблемы в школе велика, она помогает учащимся осознать, на сколько богат и разнообразен русский язык.
Практика показывает, что ученики (особенно в национальных школах) пишут значительно грамотнее, когда умеют осмысленно делить слова на морфемы.
В настоящей работе словообразовательная система русского языка рассматривалась с синхронной (с современной) точки зрения. Особое внимание уделено систематизации случаев наличия скрытого j (й) и методике их разбора.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Д.И. Алексеев О преодолении некоторых ошибок при работе над составом слова в школе//Русский язык в школе. – 1957. – №4.
2. Э.А. Бейкман Русское слово. – М., 1966.
3. В.В. Виноградов Русский язык. – М., 1986.
4. Г.О. Винокур Избранные работы по русскому языку. – М., 1959.
5. А.Н. Гвоздев Современный русский литературный язык. Фонетика и морфология. – М., 1967.
6. Е.А. Земская Заметки по современному русскому словообразованию//Вопросы языкознания. – 1965. - №3.
7. Е.А. Земская Современный русский язык. Словообразование. – М., 1973.
8. В.Ф. Иванова Современный русский язык. Графика и орфография. – М., 1976.
9. Е.И. Никитина Уроки русского языка в 4 классе (Из опыта работы). Пособие для учителей. – М., 1975.
10. З.А. Потиха Современное русское словообразование. Пособие для учителя. – М., 1970.
11. З.А. Потиха Школьный словообразовательный словарь. – Волгоград, 1961.
12. Д.Э. Розенталь Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1997.
13. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. Современный русский язык: Учебные пособия для вузов. – М., 1997.
14. Система анализа языковых единиц/Под ред. Т.И. Орловой – Абакан, 1998.
15. А.В. Текучев Методика русского языка в средней школе. – М., 1969.
16. Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов Современный русский язык. Словообразование. Морфология. В 3 ч. – М., 1987.
[1] Институт языкознания. Доклады и сообщения. Т. 1, С. 38.
[2] Я.К. Грот. Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне. Изд. 2. – СПб., 1986, С. 123.
[3] Русский язык. Учебное пособие для 4 класса/Под ред. Н.М. Шанского. Изд. 5. – М., 1972, С. 84.
[4] Русский язык в школе – 1963. – № 2, С. 107.
[5] Д.Н. Богоявленский. Психология усвоения орфографии. – М., 1957, С. 10, 377.