Морфемный анализ слов со скрытым j (й)

Даже при фонетическом анализе нежелательно допус­кать изменение графического образа слова. Например, желая графически показать, что в слове героизм произво­дящая основа оканчивается на j (й), можно сделать следую­щие записи: герой, герой/ск/ий, герой/ств/о, геро/изм. При­чем устно следует дать соответствующее пояснение. Можно также использовать прием надписывания (например, герой/изм, армияйа, думаюйу). Безусловно, что нельзя ми­риться с чисто буквенным делением слова на морфемы, но и нельзя искажать графический облик слова.


2.2. РАЗБОР СЛОВ СО СКРЫТЫМ j (й)

В ШКОЛЬНОМ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СЛОВАРЕ

     Словарная статья словообразовательного словаря содержит слова, расчлененные на морфемы (приставки, суффиксы, окончания). И расположенные в алфавитном порядке.

     Для примера возьмем одно из слов со скрытым j (й) на стыке морфем и приведем словарную статью, соответствующую этому слову.

     Воевать – во/ева/ть13. Как видно из примера, скрытый j (й) в слове никак не обозначен. Цифра 13 при слове обозначает порядковый номер исторической справки, куда необходимо обращаться за разъяснением и за аналогичными примерами.

     Что же предлагает нам словарь в качестве исторической справки.


«13. ЗВУК j (й) И ЕГО ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ

     В русском языке есть среднеязычный согласный j (й), который на письме обозначается по-разному:

     а) В начале слога вместе со следующим за ним гласным он обозначается одной буквой: вместо jа(йа) пишут я, вместо jу(йу) пишут ю, вместо jэ(йэ) пишут е, вместо jо(йо) пишут ё. Например, яма, заюлить, ель, ёлка;

     б) в конце слога за гласным звуком этот звук обозначается й. Например, мой, майка.

     Двоякое изображение этого звука на письме иногда несколько затемняет морфологический состав слова. Следует также учесть что й в сочетании с и на письме передается одной буквой и (хозяй + ин = хозяин).»

     Далее приводится несколько примеров. Как видно из приведенного комментария, учащимся дается только лишь краткая справка относительно встреченной ими трудности и несколько примеров. Безусловно, этого не достаточно для того, чтобы дети могли разобраться со всеми случаями наличия срытого j (й) на стыке морфем. Полный и исчерпывающий ответ они должны получить от учителя в школе.


2.3. ПЛАНЫ РАЗБОРА СЛОВ ПО СОСТАВУ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА

     Анализ языка как метод обучения русскому языку находит себе широкое применение и при изучении грамматики, и на занятиях по правописанию, и в работе над словарем, и при изучении языка писателя.

     Этот метод состоит в выделении по определенным признакам явлений языка и в характеристике их с определенной точки зрения.

     Одним из видов анализа языка является грамматический разбор. Этот вид работы способствует развитию логического мышления вообще и аналитических способностей учащихся.

     Грамматический разбор является эффективным способом доведения до сознания учащихся новых для них грамматических сведений, правил и определений.

     Без умения выделять в слове его составные части (морфемы): основу и окончание, корень, приставки и суффиксы – невозможно изучать части речи. Помимо умения выделять в слове его составные части, учащиеся должны научиться подбирать однокоренные слова и находить производящую основу слова.

     Приведем пример плана разбора слова по составу.


     Вклеивать

1)      Выделить основу слова.

вклеивать

     Для правильного выделения основы в слове исключительное значение имеет умение учащихся изменять форму слова: вклеивать – вклеивает – вклеивают.

2)      Выделить окончание в слова.

вклеивать

     Умение изменять слово также важно и при выделении окончания: вклеивать – вклеивает – вклеивают.


3)      Выделить корень в слова.

вклеивать

     Как показывает опыт, при изучении состава слова наибольшую трудность для учащихся представляет выделение корня, в связи с чем именно на эту сторону надо обратить особое внимание. При выделении корня надо предупредить возможность допущения ошибок в таких случаях, когда одинаково звучащие корни двух разных слов принимают за один и тот же корень, в то время как между этими корнями нет ничего общего.

     4) Выделить приставку(и) в слове.

Вклеивать


     5) Выделить суффикс(ы) в слове.

вклеивать


     Приведенная схема разбора не всегда позволяет выделить правильно морфемы. Мы намеренно взяли для разбора слово с трудностью, составляющей тему нашего исследования. В этом слове встретился скрытый j (й) на стыке корня и суффикса, который мы никак не обозначили. Корень слова явно не полон. Это доказывает и подбор однокоренных слов: клей, клейкая (лента). Подобная «неполнота» слова может вызвать у учащихся сложность с подбором однокоренных слов и выделением суффикса.

     Как поступить учителю в данной ситуации? Мы предлагаем использовать при морфемном анализе слов со скрытым j (й) на стыке морфем элементы фонетического разбора.

     Фонетический разбор является одним из важных методических приемов. Фонетический разбор может быть различным по своему характеру, степени полноты и углубленности.

     При анализе слов во многих случаях невозможно успешно справиться с разбором, если учащиеся не будут располагать основными сведениями из фонетики.

     В параграфе 2.1 мы уже рассматривали возможные пути пометы скрытого j (й) в разбираемых словах.

     Мы предлагаем несколько путей интеграции словообразовательного и фонетического разборов.

1)       Перед разбором слова со скрытым j (й) учащиеся подбирают несколько (2-3) родственных слова, где корневая морфема оканчивается на й: клей, клейкий. Затем учащиеся разбирают слово как обычно: вклеивать. После того, как слово разобрано, учащиеся делают следующую запись: в- (приставка) + -клей- (корень) + -ива- (суффикс) + -ть (окончание).

2)       Второй способ заключается в применении приема надписывания. При разборе слово записывается следующим образом: вклей ивать. Затем производится разбор слова: вклей ивать.












ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В заключении этой работы мы подведем некоторые итоги и отметим важные моменты при изучении слов со скрытым j (й).

     Темой данной работы мы обозначили морфемный анализ слов со скрытым j (й) и отметили следующие случаи:

1)      в начале слова: яма (йама), ель (йэл'), елка (йолка), юла (йула), их (йих);

2)      после гласных: моя (майа), моей (майэй), моё (майо), мою (майу), мои (майи);

3)      после ъ, ь разделительных знаков: объятия, судья.


     Также рассмотрели особо сложные случаи разбора слов со скрытым j (й):

1)      скрытый j (й) на стыке корня и суффикса: воин вой + ин;

2)      скрытый j (й) на стыке основы и окончания: авария =  аварий + -а.


Были разработаны способы интеграции морфологического и фонетического разборов:

1)        расписывание морфем по отдельности: вклеивать - в- (приставка) + -клей- (корень) + -ива- (суффикс) + -ть (окончание);

2)        способ надписывания скрытого j (й): вклей ивать.


Важность изучения данной проблемы в школе велика, она помогает учащимся осознать, на сколько богат и разнообразен русский язык.

Практика показывает, что ученики (особенно в нацио­нальных школах) пишут значительно грамотнее, когда уме­ют осмысленно делить слова на морфемы.

В настоящей работе словообразовательная система рус­ского языка рассматривалась с синхронной (с современ­ной) точки зрения. Особое внимание уделено систематизации случаев наличия скрытого j (й) и методике их разбора.






























БИБЛИОГРАФИЯ

1.      Д.И. Алексеев О преодолении некоторых ошибок при работе над составом слова в школе//Русский язык в школе. – 1957. – №4.

2.      Э.А. Бейкман Русское слово. – М., 1966.

3.      В.В. Виноградов Русский язык. – М., 1986.

4.      Г.О. Винокур Избранные работы по русскому языку. – М., 1959.

5.      А.Н. Гвоздев Современный русский литературный язык. Фонетика и морфология. – М., 1967.

6.      Е.А. Земская Заметки по современному русскому словообразованию//Вопросы языкознания. – 1965. - №3.

7.      Е.А. Земская Современный русский язык. Словообразование. – М., 1973.

8.      В.Ф. Иванова Современный русский язык. Графика и орфография. – М., 1976.

9.      Е.И. Никитина Уроки русского языка в 4 классе (Из опыта работы). Пособие для учителей. – М., 1975.

10. З.А. Потиха Современное русское словообразование. Пособие для учителя. – М., 1970.

11. З.А. Потиха Школьный словообразовательный словарь. – Волгоград, 1961.

12. Д.Э. Розенталь Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1997.

13. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. Современный русский язык: Учебные пособия для вузов. – М., 1997.

14. Система анализа языковых единиц/Под ред. Т.И. Орловой – Абакан, 1998.

15. А.В. Текучев Методика русского языка в средней школе. – М., 1969.

16. Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов Современный русский язык. Словообразование. Морфология. В 3 ч. – М., 1987.


[1] Институт языкознания. Доклады и сообщения. Т. 1, С. 38.


[2] Я.К. Грот. Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне. Изд. 2. – СПб., 1986, С. 123.


[3] Русский язык. Учебное пособие для 4 класса/Под ред. Н.М. Шанского. Изд. 5. – М., 1972, С. 84.


[4] Русский язык в школе – 1963. – № 2, С. 107.

[5] Д.Н. Богоявленский. Психология усвоения орфогра­фии. – М., 1957, С. 10, 377.



Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты