Слово "раз" как часть речи в современном русском языке

Части речи первого ряда называют первичными, части речи второго ряда – вторичными.

Первичными[14] та­кие части речи, каждая из которых характеризуется набо­ром специфических для нее грамматических признаков (общим частеречным значением, морфологическими и синтаксическими свойствами). Это означает, что специфические грамматические признаки существительного не повторяются ни в прилагательном, ни в глаголе, ни в наречии; специфи­ческие грамматические признаки прилагательного не по­вторяются ни в существительном, ни в глаголе, ни в наре­чии; специфические признаки глагола не повторяются ни в существительном, ни в прилагательном, ни в наречии; спе­цифические признаки наречия не повторяются ни в глаго­ле, ни в существительном, ни в прилагательном.

Вторичными[15] называются такие части речи, каж­дая из которых объединяет в том или ином соотношении свойства первичных частей речи. Но кро­ме грамматических признаков, свойственных другим час­тям речи, вторичные части речи обладают к индивидуальными специфическими свойствами.

Имя числительное в своих основных разрядах (количе­ственные и порядковые) совмещает свойства имен суще­ствительных и прилагательных. В количественных числи­тельных объединяются признаки существительных и при­лагательных. Говоря об индивидуальных специфических свойствах, имя числительное имеет особый тип номина­ции: имена существительные называют одним словом раз­ные, но в то же время сходные предметы: словом стол на­зываются самые разные столы (такая номинация называется общей); числительное же дает название числу, которое не имеет различий: число 5 называется словом пять, и это название индивидуально, так как число 5 не имеет различий («пять» — это всегда «пять», и ничего более). Такая номи­нация называется индивидуальной. Специфическими осо­бенностями отличается склонение количественных числи­тельных: в им. и вин. падежах оно имеет управляющие формы (пять сотен и пятьсот – простое числительное пять управляет существительным сотен; в структуре сложного числительного первая морфема пять отражает древ­нее управление словоформой сот); в косвенных падежах простое числительное дает согласовательные формы (числи­тельное согласуется с существительным: пятью сотнями), в структуре сложного числительного отражается согласо­вание первой части слова со второй (пятистам)[16]. Порядко­вые числительные в отличие от имен прилагательных име­ют очень ограниченное употребление форм мн. числа, в большинстве случаев формы мн. числа вообще не употреб­ляются (ср.: зеленые яблоки и восемнадцатые яблоки).

Местоимение также относится к вторичным частям речи. О его синкретизме свидетельствует традиционная классифи­кация местоимений по соотношению с другими частями речи: местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное, местоимение-наречие. Изучение всех разрядов местоимений строится на сопоставлении при­знаков местоимений и слов других частей речи. Местоимения в отличие от всех знаменательных слов не имеют номинативной функции, они имеют функцию указательную. Несмотря на общность их грамматических ка­тегорий с категориями имен существительных, прилагатель­ных и числительных, местоимения обладают спецификой в грамматическом значении этих категорий и в формах их выражения. Например, личные местоимения, указывая на лицо, имеют число, но по числам не изменяются, не имеют рода (кроме он, она, оно), склонение их сопровождается супплетивизмом и т.п.

Причастия объединяя, признаки глагола и имени при­лагательного, не имеют формы будущего времени, имеют две формы страдательного залога – возвратную и невозврат­ную и весьма ограниченное образование и употребление форм страдательных причастий прошедшего времени от гла­голов несовершенного вида.

Деепричастия, совмещающие признаки глагола и наречия, сформировали особую структуру своего функцио­нирования: субъектом для действия, выраженного деепри­частием, может быть только предмет, названный словом-под­лежащим.

Ка­тегория, совмещая признаки гла­гола и наречия, выработала у себя свойство абсолютной син­таксической независимости от других слов в предложении, что, в общем-то, не свойственно ни глаголу, ни том более наречию: слова состояния — это главный член (сказуемое) безличного предложения.

Говоря о вторичности частей речи, мы опираемся не на их генетические связи, а на связи синхронные, современ­ные, такие, которые позволяют сделать вывод о наличии у той или иной группы слов свойства синкретичности.
















§4. Неполнознаменательные части речи


Знаменательным словам в русском языке противопоставлены неполнознаменательные слова[17], которые распре­деляются по четырем классам – модальные слова, слу­жебные слова, междометия, звукоподражания – и имеют общие для всех классов свойства.

1. Все неполнознаменательные слова не имеют номина­тивной функции, они не являются названиями каких-либо явлений объективной действительности. Они выражают различные отношения между явлениями объективной дей­ствительности или отношения к выраженной мысли, а так­же передают эмоции и издаваемые живыми или неживыми предметами звуки.

2. Неполнознаменательные слова понятий не выражают.

3. В предложении логическое ударение не «падает» на неполнознамена­тельные слова.

4. Неполнознаменательные непроизводные слова не име­ют морфемной структуры (не членятся на морфемы).

5. Неполнознаменательные слова не имеют грамматиче­ских (морфологических) категорий; они не изменяются (это неизменяемые слова).

6. Они не функционируют в роли членов предложения. Они не являются конструктивными элементами словосоче­тания и предложения.

7. К неполнознаменательным словам в предложении нельзя задать вопрос.

Неполнознаменательные части речи имеют специфическую семантику, особые морфологические признаки и выполняют в предложении и в тексте специфические функции. Общей особенностью этих слов явля­ется отсутствие у них морфологических категорий и пол­ная их неизменяемость. Группировка неполнознаменатель­ных слов по частям речи основывается на различии их категориального значения и функции в языке, а для слу­жебных — на различии их функционально-семантического значения и роли в тексте. Дадим характеристику частям речи, относящимся к группе неполнознаменательных слов.

Модальные слова[18] служат для выражения мо­дальности, т. е. отношения говорящего к высказанному сообщению с точки зрения уверенности и/или неуверенности его соответствии действительности: Мы, верно, не встретимся завтра, хотя я и не боюсь встретиться с вами (Ф. Достоевский); Действительно, с тех пор, как умерла моя мать, а суровое лицо отца стало еще угрюмее, меня очень редко видели дома (В. Короленко). Слово верно выражает неуверенность говорящего в том, что то, о чем он говорит, произойдет в действительности, а слово действительно, напро­тив, указывает на то, что высказанное сообщение, по мнению говорящего, полностью соответствует действительности.

Модальным словам, междометиям, а также звукоподражаниям противопоставляется класс служебных слов[19], куда входят предлоги, союзы, частицы. Классы слу­жебных слов В.В.Виноградов назвал «частицами речи», В современных учебниках термин «частицы речи» используется в его узком значении – для названия особой служебной части речи, противопоставленной союзам и предлогам. Наиболее информативным является термин «неполнознаменательные слова», так как он подчеркивает, что такие слова не абсолютно лишены знаменательности и являются носите­лями определенной информации и некоторого смыслового наполнения или иного лингвистического значения, но в этом отношении качественно отличаются от слов полнозначных.

Служебные части речи, в отличие от модальных слов, междометий и звукоподражаний, не несут на себе логиче­ского ударения и не имеют самостоятельной синтаксической функции, которая проявлялась бы независимо от знаменательных слов в предложении.

П р е д л о г и   служат для выражения различных отно­шений (пространственных, временных, целевых, причинных, объектных и др.) между действиями и предметами или между несколькими предметами. Выражая эти отношения в предложении, предлоги связывают знаменательные слова друг с другом, образуя словосочетания: положить на полку, выписать из книги, поездка на Кавказ, стол из дуба. Соединяя два слова, предлог одновременно обращен к ним обоим[20]. Но при этом предлог наиболее тесно связан со сло­вами, называющими предметы (с именами существитель­ными и их эквивалентами), и образует с ними особые соче­тания слов – предложно-падежные формы. Предлоги – это неполнозначные слова, «участвующие в конструировании синтаксических аналитических форм»[21].

Образование предложно-падежных форм и способность относиться только к словам с предметным значением – характерные свойства предлогов, отличающие их от других служебных частей речи.

С о ю з ы    служат для выражения различных отношений между предметами, действиями, признаками, события­ми. Однако в отличие от предлогов союзы безразличны к морфологической природе соединяемых слов. Это означает, что союзами могут связываться слова любых частей речи и любые предложения. Союз в простом и сложном предло­жениях выступает в роли аналитического показателя свя­зи, который в отличие от предлога не входит ни в структуру соединяемых словоформ, ни в структуру соединяемых пред­ложений: Ветер повеет – и в тучку скрывается полного месяца круг, медленно в мягкую тень погружается ближ­нее поле и луг (И. Бунин); Люблю грозу в начале мая, когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом (Ф. Тютчев).

Ч а с т и ц ы – класс  слов, которые, не имея самостоятель­ного реального значения, выражают различные смысловые оттенки слов и предложений. Частицы не служат средством связи, но могут участвовать в образовании форм слов и упо­требляться в предложениях, придавая им особый смысл: Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи... (А.Пушкин); И жив ли тот, и та жива ли, и нынче где их уголок?.. (А. Пушкин). Частица бы в соче­тании с глаголом любил образует форму сослагательного наклонения глагола; частица б, присоединяясь к союзу ког­да, создает значение условного наклонения в придаточном, хотя в нем нет глагола; частица ли является средством вы­ражении вопросительности в предложении.

Смысловые (логические) частицы могут быть показате­лями компрессии мысли, они служат сигналами явно не раскрытых в предложении мыслей. Например, в предло­жении [Память] оживляет даже камни... (М. Горький) ча­стица даже компрессирует мысли двух невысказанных предложений: [Память может оживить все предметы и явления. Камни – неживые предметы, их нельзя сделать живыми. Но...]  Память оживляет даже камни (невыска­занные предложения, о значении которых сигнализирует частица даже, заключены в квадратные скобки).

Таким образом, каждый разряд служебных слов «обла­дает своим набором свойств, лишь отчасти перекрещиваясь в этом отношении с другими разрядами. Но во всех случаях неполнозначным словам присуща та сумма свойств неполнозначности, которая оказывается достаточной для отнесения их к классу неполнозначных слов»[22].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты