альтернативные виды налогов. В частности, добывающие предприятия получили
возможность вместо акцизов на природный газ и нефть уплачивать по новым
скважинам налог на дополнительные доходы от добычи углеводородов, который
возникает при достижении определенного уровня окупаемости затрат в добычу
нефти и газа и прогрессивно возрастает по мере увеличения добычи.
Одновременно с этим предусмотрена поэтапная, в течение 5 лет, отмена налога
на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также
дорожного налога, введенного Кодексом только на 2 года.
Два имущественных налога (с населения и предприятий) и земельный
налог решениями законодательных органов субъектов федерации постепенно
будут заменяться единым налогом - на недвижимость.
Если рассматривать установленную Налоговым кодексом систему
налогов с качественной стороны, то здесь также можно обнаружить достаточно
много позитивных изменений. Упорядочение налогообложения в первую очередь
направлено на отмену действовавших ранее нерациональных налогов и иных
платежей, имеющих налоговый характер, которые нарушали единое экономическое
пространство России и препятствовали свободному перемещению по ее
территории товаров и услуг.
Одновременно с этим осуществлена унификация налогов и иных
обязательных платежей, в том числе и со схожей налоговой базой.
Изменена структура налогов, направленная на минимизацию налогов
и сборов, имеющих целевую направленность.
Налоговый кодекс предусматривает также постепенную отмену
налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг), а
также многочисленных “мелких” налогов и сборов, дающих незначительные
поступления, но дорогих в администрировании.[9]
В частности, отменяются действующие налоги на реализацию горюче-
смазочных материалов, приобретение автотранспортных средств, на операции с
ценными бумагами, содержание жилищного фонда и объектов социально-
культурной сферы, сборы на нужды образовательных
учреждений, за использование наименований “Россия”, “Российская
Федерация”, целевых налогов на содержание милиции, благоустройство
территории, региональных, зональных и местных налогов и сборов на ввозимые
(вывозимые) товары (при перемещении товаров по территории России) и др.
При этом важно подчеркнуть еще одну немаловажную особенность. С
принятием Кодекса в прошлом должны остаться многие налоги, уплачиваемые из
выручки вне зависимости от того, имеет ли налогоплательщик прибыль и
способен
ли он платить налоги.
Вместе с тем появились и новые налоги, изменилось разделение
налогов на федеральные и региональные. В частности, введен региональный
налог на игорный бизнес, который заменит для предприятий, занимающихся этой
деятельностью, налог с дохода.
Вводится налог с продаж. Объектом обложения данным налогом
является объем реализации товаров, работ и услуг, реализуемых в розничной
торговле и бытовом обслуживании населения за наличный расчет. Введение
этого налога представляется достаточно спорным, поскольку он практически
дублирует налог на добавленную стоимость, имея ту же налогооблагаемую базу.
Это противоречит важнейшему принципу налогообложения, в соответствии с
которым каждый налог должен иметь самостоятельный объект для
налогообложения.[10] Это, кстати, зафиксировано и в статье 38 Налогового
кодекса России.
В качестве самостоятельного налога выделен налог на доходы от
капитала, которым будут облагаться отдельные виды доходов, налоги на
которые удерживаются у источника доходов. Это относится, главным образом, к
доходам в виде процентов по банковским депозитам и ценным бумагам.
В Налоговом кодексе четко прописана система штрафных санкций за
нарушение налогового законодательства, уменьшены ранее действовавшие
чрезмерно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения. При этом
установлены более четкие и конкретные формулировки составов налоговых
нарушений.
Принципиальное значение имеет норма об обязательном судебном
порядке взыскания с налогоплательщиков штрафных санкций за нарушение
налогового законодательства (если налогоплательщик не уплачивает штраф
добровольно). Таким образом, указанные штрафы будут взиматься только по
решению суда.[11]
Характерной особенностью Кодекса является введение специальных
налоговых режимов (с освобождением от уплаты большинства предусмотренных
Кодексом налогов) для:
- предприятий малого бизнеса, перешедших на упрощенную систему
налогообложения;
- организаций розничной торговли, сферы обслуживания населения, а
также оказывавших иные платные услуги, налоговый контроль за величиной
реально полученных доходов которых затруднен, путем обязательного
применения ими механизма единого налогового платежа в форме налога на
вмененный доход;
- предприятий и фермеров, занятых производством сельскохозяйственной
продукции, путем перехода на уплату единого налога с сельскохозяйственных
производителей взамен всей совокупности действующих налогов.
Реализация предусмотренных в Налоговом кодексе положений,
направленных на усиление регулирующей функции налоговой системы, уменьшение
и равномерное распределение налоговой нагрузки, создание благоприятного
налогового режима для инвестиционной, производственной и иной экономической
деятельности и на улучшение налоговой дисциплины, с учетом эффективного
применения других инструментов государственной экономической политики,
должна обеспечить условия для реального экономического роста в стране. Это
в свою очередь создаст условия для увеличения государственных финансовых
ресурсов и возможности большей социальной ориентации проводимой бюджетной
политики.
Никакое экономическое решение не дает мгновенного эффекта.
Поэтому серьезных результатов налоговой реформы можно ожидать не ранее чем
через год-два после введения Налогового кодекса в целом. Это связано со
многими обстоятельствами. В частности, с тем, что во многих случаях
вводятся принципиально новые правила, к которым должны привыкнуть как
налоговые органы, так и налогоплательщики.
( 2. Характеристика налоговой системы в Российской Федерации.
Налоговая система - это совокупность налогов, сборов и других
платежей, взимаемых в установленном порядке.
Основными законами, определяющими налоговую систему Российской
Федерации, являются законы: “Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть
первая” от 1998 г., “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”
от 27 декабря 1991 г., “О налоге на прибыль предприятий и организаций” от
27 декабря 1991 г., “О налоге на добавленную стоимость” от 6 декабря 1991
г., “Об акцизах” от 6 декабря 1991 г., “О подоходном налоге с физических
лиц” от 7 декабря 1991 г. [12]
Налог представляет собой обязательный, индивидуально
безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме
отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения
или оперативного управления денежных средств, в целях финансового
обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с
организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий
совершения в
интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного
самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами
юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или
выдачу разрешений (лицензий). [13]
Сущность налога заключается в изъятии государством в свою
пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде
обязательного взноса.[14]
Основными составляющими любого налога являются: объект
налогообложения, налогооблагаемая база и налоговая ставка. Объект
налогообложения - это доходы (прибыль), стоимость определенных товаров,
отдельные виды деятельности налогоплательщиков, пользование природными
ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества,
добавленная стоимость продукции (работ, услуг) и др. Под налогооблагаемой
базой следует понимать сумму, с которой взимаются налоги, а под налоговой
ставкой - долю изъятия.[15]
В Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие
виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов
Российской Федерации (далее - региональные) и местные налоги и сборы.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые
Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской
Федерации. К ним относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды
минерального сырья;
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4) налог на доходы от капитала;
5) подоходный налог с физических лиц;
6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) налог на пользование недрами;
10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными
биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в
соответствии с Налоговым кодексом и вводимые в действие законами субъектов
Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих
субъектов Российской Федерации. Устанавливая региональный налог,
представительные органы власти субъектов Российской Федерации определяют
следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в
пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога,
а также форму отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы
налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом.
К региональным налогам и сборам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10