Экономические преступления

альтернативные виды налогов. В частности, добывающие предприятия получили

возможность вместо акцизов на природный газ и нефть уплачивать по новым

скважинам налог на дополнительные доходы от добычи углеводородов, который

возникает при достижении определенного уровня окупаемости затрат в добычу

нефти и газа и прогрессивно возрастает по мере увеличения добычи.

Одновременно с этим предусмотрена поэтапная, в течение 5 лет, отмена налога

на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также

дорожного налога, введенного Кодексом только на 2 года.

Два имущественных налога (с населения и предприятий) и земельный

налог решениями законодательных органов субъектов федерации постепенно

будут заменяться единым налогом - на недвижимость.

Если рассматривать установленную Налоговым кодексом систему

налогов с качественной стороны, то здесь также можно обнаружить достаточно

много позитивных изменений. Упорядочение налогообложения в первую очередь

направлено на отмену действовавших ранее нерациональных налогов и иных

платежей, имеющих налоговый характер, которые нарушали единое экономическое

пространство России и препятствовали свободному перемещению по ее

территории товаров и услуг.

Одновременно с этим осуществлена унификация налогов и иных

обязательных платежей, в том числе и со схожей налоговой базой.

Изменена структура налогов, направленная на минимизацию налогов

и сборов, имеющих целевую направленность.

Налоговый кодекс предусматривает также постепенную отмену

налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг), а

также многочисленных “мелких” налогов и сборов, дающих незначительные

поступления, но дорогих в администрировании.[9]

В частности, отменяются действующие налоги на реализацию горюче-

смазочных материалов, приобретение автотранспортных средств, на операции с

ценными бумагами, содержание жилищного фонда и объектов социально-

культурной сферы, сборы на нужды образовательных

учреждений, за использование наименований “Россия”, “Российская

Федерация”, целевых налогов на содержание милиции, благоустройство

территории, региональных, зональных и местных налогов и сборов на ввозимые

(вывозимые) товары (при перемещении товаров по территории России) и др.

При этом важно подчеркнуть еще одну немаловажную особенность. С

принятием Кодекса в прошлом должны остаться многие налоги, уплачиваемые из

выручки вне зависимости от того, имеет ли налогоплательщик прибыль и

способен

ли он платить налоги.

Вместе с тем появились и новые налоги, изменилось разделение

налогов на федеральные и региональные. В частности, введен региональный

налог на игорный бизнес, который заменит для предприятий, занимающихся этой

деятельностью, налог с дохода.

Вводится налог с продаж. Объектом обложения данным налогом

является объем реализации товаров, работ и услуг, реализуемых в розничной

торговле и бытовом обслуживании населения за наличный расчет. Введение

этого налога представляется достаточно спорным, поскольку он практически

дублирует налог на добавленную стоимость, имея ту же налогооблагаемую базу.

Это противоречит важнейшему принципу налогообложения, в соответствии с

которым каждый налог должен иметь самостоятельный объект для

налогообложения.[10] Это, кстати, зафиксировано и в статье 38 Налогового

кодекса России.

В качестве самостоятельного налога выделен налог на доходы от

капитала, которым будут облагаться отдельные виды доходов, налоги на

которые удерживаются у источника доходов. Это относится, главным образом, к

доходам в виде процентов по банковским депозитам и ценным бумагам.

В Налоговом кодексе четко прописана система штрафных санкций за

нарушение налогового законодательства, уменьшены ранее действовавшие

чрезмерно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения. При этом

установлены более четкие и конкретные формулировки составов налоговых

нарушений.

Принципиальное значение имеет норма об обязательном судебном

порядке взыскания с налогоплательщиков штрафных санкций за нарушение

налогового законодательства (если налогоплательщик не уплачивает штраф

добровольно). Таким образом, указанные штрафы будут взиматься только по

решению суда.[11]

Характерной особенностью Кодекса является введение специальных

налоговых режимов (с освобождением от уплаты большинства предусмотренных

Кодексом налогов) для:

- предприятий малого бизнеса, перешедших на упрощенную систему

налогообложения;

- организаций розничной торговли, сферы обслуживания населения, а

также оказывавших иные платные услуги, налоговый контроль за величиной

реально полученных доходов которых затруднен, путем обязательного

применения ими механизма единого налогового платежа в форме налога на

вмененный доход;

- предприятий и фермеров, занятых производством сельскохозяйственной

продукции, путем перехода на уплату единого налога с сельскохозяйственных

производителей взамен всей совокупности действующих налогов.

Реализация предусмотренных в Налоговом кодексе положений,

направленных на усиление регулирующей функции налоговой системы, уменьшение

и равномерное распределение налоговой нагрузки, создание благоприятного

налогового режима для инвестиционной, производственной и иной экономической

деятельности и на улучшение налоговой дисциплины, с учетом эффективного

применения других инструментов государственной экономической политики,

должна обеспечить условия для реального экономического роста в стране. Это

в свою очередь создаст условия для увеличения государственных финансовых

ресурсов и возможности большей социальной ориентации проводимой бюджетной

политики.

Никакое экономическое решение не дает мгновенного эффекта.

Поэтому серьезных результатов налоговой реформы можно ожидать не ранее чем

через год-два после введения Налогового кодекса в целом. Это связано со

многими обстоятельствами. В частности, с тем, что во многих случаях

вводятся принципиально новые правила, к которым должны привыкнуть как

налоговые органы, так и налогоплательщики.

( 2. Характеристика налоговой системы в Российской Федерации.

Налоговая система - это совокупность налогов, сборов и других

платежей, взимаемых в установленном порядке.

Основными законами, определяющими налоговую систему Российской

Федерации, являются законы: “Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть

первая” от 1998 г., “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”

от 27 декабря 1991 г., “О налоге на прибыль предприятий и организаций” от

27 декабря 1991 г., “О налоге на добавленную стоимость” от 6 декабря 1991

г., “Об акцизах” от 6 декабря 1991 г., “О подоходном налоге с физических

лиц” от 7 декабря 1991 г. [12]

Налог представляет собой обязательный, индивидуально

безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме

отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения

или оперативного управления денежных средств, в целях финансового

обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с

организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий

совершения в

интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного

самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами

юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или

выдачу разрешений (лицензий). [13]

Сущность налога заключается в изъятии государством в свою

пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде

обязательного взноса.[14]

Основными составляющими любого налога являются: объект

налогообложения, налогооблагаемая база и налоговая ставка. Объект

налогообложения - это доходы (прибыль), стоимость определенных товаров,

отдельные виды деятельности налогоплательщиков, пользование природными

ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества,

добавленная стоимость продукции (работ, услуг) и др. Под налогооблагаемой

базой следует понимать сумму, с которой взимаются налоги, а под налоговой

ставкой - долю изъятия.[15]

В Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие

виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов

Российской Федерации (далее - региональные) и местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые

Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской

Федерации. К ним относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды

минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными

биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в

соответствии с Налоговым кодексом и вводимые в действие законами субъектов

Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих

субъектов Российской Федерации. Устанавливая региональный налог,

представительные органы власти субъектов Российской Федерации определяют

следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в

пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога,

а также форму отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы

налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом.

К региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты