5) налог с продаж;
6) налог на игорный бизнес;
7) региональные лицензионные сборы.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в
действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами
представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на
территории соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и
Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных
субъектов Российской Федерации.
Устанавливая местный налог, представительные органы местного
самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы
налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах,
установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также
определяют форму отчетности по данному местному налогу. Иные элементы
налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом.
Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или)
сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом.
К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование или дарение;
5) местные лицензионные сборы.
Наибольшая доля налоговых поступлений в бюджет приходится на
налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, акцизы и подоходный
налог с физических лиц.
Плательщиками налогов в России являются юридические и физические
лица, на которых законодательством возложена обязанность по уплате налогов.
Это предприятия и организации, включая созданные на территории Российской
Федерации предприятия с иностранными инвестициями; международные
объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;
финансовые и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций,
имеющие отдельный баланс и расчетный счет; предприятия и организации,
образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и
осуществляющие предпринимательскую деятельность в Российской Федерации
через постоянные представительства. Налогоплательщиками являются также
физические лица (граждане России, иностранные граждане, лица без
гражданства), как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в
России. [16]
Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в
налоговых органах и обязаны своевременно и в полном размере уплачивать
налоги, вести бухгалтерский учет, представлять налоговым органам
необходимые для исчисления и уплаты налогов документы. [17]
После характеристики налоговой системы РФ перейдем к анализу
понятия налогового преступления.
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.
( 1. Понятие налогового преступления.
Понятие налогового преступления в УК РФ 1996 г. не дается.
Однако, учитывая положения Общей и Особенной частей, такое понятие можно
сформулировать.
Налоговое преступление - это виновно совершенное общественно
опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания и
посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения.
Налоговую преступность как общественно-опасное явление нельзя
назвать принципиально новым для России, хотя существовавшее долгое время
господство государственной собственности в экономике позволяло осуществлять
перераспределение доходов вне налоговой системы. В период с начала 30-х до
конца 80-х годов налоговые преступления носили эпизодический характер и
сводились главным образом к нарушению порядка уплаты налогов гражданами.
Начавшиеся позже социально-экономические преобразования
потребовали кардинального изменения налоговой системы. Поэтому в конце 1991
г. в России была проведена реформа системы налогообложения, приняты
основные законы, определяющие порядок и условия уплаты налогов.
Становление налоговой системы в России сопровождается
значительным ростом числа налоговых преступлений. По оценкам специалистов,
государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджет.
Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит
массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в
бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокую динамику, поэтому по
некоторым оценкам характеризуется как катастрофический. [18]
Статистика свидетельствует, что преступные нарушения налогового
законодательства обычно связаны с порядком исчисления и уплаты налога на
прибыль - 43% от общего числа налоговых преступлений, налога на добавленную
стоимость - 28,4%, налогов, уплачиваемых в дорожные фонды - 6,7%,
подоходного налога - 3,7%, акцизов - 1,2%. Приведенные цифры показывают,
что, как правило, налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты
налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет.
Налоговые преступления совершаются на различных предприятиях
независимо от форм собственности, однако следует отметить, что на
предприятиях, основывающихся на частной форме собственности, выявляется
около 80% таких преступлений.
Распределение выявленных налоговых правонарушений в зависимости
от организационно-правовых форм хозяйствующих предприятий выглядит
следующим образом. На долю акционерных обществ и товариществ приходится
69,8% правонарушений, государственных и муниципальных предприятий - 12,8%,
индивидуально-частных - 3,9%. Такая закономерность определяется, видимо,
тем, что право управления и осуществление внутреннего контроля на
предприятиях, действующих в форме акционерных обществ, как правило,
принадлежит ограниченному кругу лиц. Обычно их руководители являются
фактическими владельцами, а должный контроль отсутствует.[19]
Определенный интерес представляет также распределение нарушений
налогового законодательства по сферам деятельности предприятий. На долю
предприятий, осуществляющих торговлю продуктами питания, приходится 24%
правонарушений, торгующих товарами народного потребления - 16%,
занимающихся оказанием услуг - 12%, осуществляющих финансово-кредитные
операции - 9%, торгующих недвижимостью - 8%, производящих продукцию
металлообработки и машиностроения - 8%, осуществляющих нефтедобычу и
нефтепереработку - 6%. [20]
Таким образом, приведенные данные позволяют сделать вывод о том,
что подавляющее число налоговых правонарушений совершается в торговой
сфере. Предприятия торговли стремятся получать оплату наличными деньгами за
реализуемые ими товары, что позволяет им использовать денежную наличность
во вне банковском обороте, что, в свою очередь, значительно затрудняет
осуществление налогового контроля и способствует сокрытию указанных средств
от налогообложения.
В связи с принятием первой части Налогового кодекса РФ, в
которой в ст. 106 дано определение налогового правонарушения, возникает
вопрос о соотношении понятий “налоговое преступление” и “налоговое
правонарушение”.
Любое преступление представляет собой правонарушение, поскольку
первое относится ко второму, как частное к общему. В связи с этим
преступление должно обладать всеми основными признаками правонарушения. Это
относится и к налоговым преступлениям.
Обратимся к понятию налогового правонарушения. Оно определятся в
Налоговом кодекса следующим образом:
“Налоговым правонарушением признается виновно совершенное
противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние
(действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их
представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность”.
Из приведенного определения видно, что основные признаки
налогового преступления и налогового правонарушения совпадают (виновность,
противоправность, ответственность и т. д.).
Однако, существенным отличием налогового преступления является
его общественная опасность. Такого свойства лишено налоговое
правонарушение.
Имеется отличие и в форме реализации ответственности. Налоговое
преступление влечет наказание, налоговое правонарушение - “налоговую
санкцию” (ст. 114 Налогового кодекса).
Важной особенностью налогового преступления является то, что
ответственность за его совершение может быть возложена только на физических
лиц. Напротив, за совершение налогового правонарушения ответственность
могут нести как физические лица, так и организации ( ст. 107 Налогового
кодекса). Согласно Налоговому кодексу привлечение организации к
ответственности за налоговое правонарушение не препятствует привлечению к
ответственности должностных лиц при наличии к тому оснований (п. 4 ст.
108). Что касается вины организации, то она определяется в зависимости от
вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие)
которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4
ст.110 Налогового кодекса).[21]
( 2. Виды налоговых преступлений.
УК РФ 1996 г. содержит только две статьи, предусматривающие
ответственность за нарушение налогового законодательства - это ст. 198
(Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в
государственные внебюджетные фонды) и ст. 199 (Уклонение от уплаты налогов
или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации).
Ст. 198 УК РФ, предусматривающая ответственность за уклонение
гражданина от уплаты налога, а равно от уплаты страхового взноса в
государственные внебюджетные фонды, содержит 2 части. Часть 1 влечет
ответственность за уклонение гражданина от уплаты налога, а равно
страхового взноса, совершенное в крупном размере, т. е. если сумма
неуплаченного налога или страхового взноса превышает двести минимальных
размеров оплаты труда. Часть 2 предусматривает ответственность за особо
крупный размер суммы неуплаченного налога или взноса (когда она превышает
пятьсот минимальных размеров оплаты труда) или за совершение деяния,
предусмотренного ч. 1, лицом, ранее судимым за это преступление.
Судя по санкциям обеих частей, наказание усилено, так как в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10