Факультативные признаки субъективной стороны преступления

Мотивы преступлений можно классифицировать по тяжести преступлений:

. К антисоциальным мотивам относятся: политические, насильственно-

агрессивные, корыстные, корыстно-насильственные.

. К ассоциальным мотивам, которые менее опасны, относятся,

например, эгоистичные, анархо-индивидуалистические и т.п.

. Под пвсевдосоциальными мотивами следуют понимать мотивы,

обусловленные интересами отдельных социальных групп,

противоречащие уголовно-правовым нормам, интересам отдельных

личностей и общества в целом.

. Формирование протисоциальных мотивов преступлений заключается в

перерастании социально одобряемых мотивов поведения в социально-

негативные мотивы преступления (превышение пределов необходимой

обороны, при задержании лица).

Человеческое поведение по своему социально-психологическому

содержанию весьма сложное и многоплановое явление. Мотив определяет такое

поведение только в соотношении и во взаимосвязи с целью, результатами, к

достижению которых стремится лицо, формами их достижения и существующими

социальными требованиями к подобного рода поведению. Следовательно, мотив

преступления — побуждение осознанное, опосредованное желанием осуществления

цели ради удовлетворения мотива («снятия» побуждения).

Будучи элементом психики человека, мотив теснейшим образом связан с

внешним миром, поскольку побудительные факторы в значительной мере есть

диалектически отраженное и преломленное в личности социально-биологическое

бытие. Это так сказать генетическая связь мотива с внешним миром. Каков

мир, таковы и мотивы.

Однако существует и другая, так называемая функциональная связь

мотива с внешним миром. Это связь между предпосылкой (побуждениями) и

предметом. Иначе говоря, «мотив — это не какая-то «чисто субъективная»

категория, оторванная от внешнего мира. Мотив является субъективной

реакцией, вызванной отношением человека к внешнему миру». В подобных

случаях предпосылка деятельности (побуждение) может сыграть свою роль

мотива, если она найдет отражение в виде удовлетворения себя в «эком-то

предмете. Именно с этого момента влечение переходит в желание, и предмет

начинает побуждать человека к деятельности. Таким образом, не только

осознанное, но и «опредмеченное» стремление к «снятию» побуждения

представляет собой мотив отдельного волевого акта и волевой деятельности в

целом.

Из сказанного следует, что мотив в человеческом поведении выполняет

многочисленные функции; определяющими, главенствующими являются две:

побудительная (иногда называют динамизирующая функция.) и

смыслообразующая[8].

Побудительную сторону мотива можно выразить как источник,

определяющий и стимулирующий проявление воли в процессе деятельности.

Поэтому в этой части мотив и называют побудительной силой к совершению

действия.

Смыслообразующая роль мотива чрезвычайно велика, а сама

смыслообразующая функция достаточно сложна, поскольку на этом этапе

психической деятельности появляется цель, происходит не только

«опредмечивание» побуждения, но и оценка этих побуждений с позиций

социальных требований и личного смысла, их личностной значимости. Но и это

еще не все. В процессе «опредмечивания» побуждения происходят выбор и

развернутая оценка предметов, удовлетворяющих данное побуждение.

Именно смыслообразующая функция мотива позволяет исследователям

определить его социальные свойства, иметь основу отграничения одного мотива

от другого или даже в рамках одного и того же мотива устанавливать его

разновидности, например, в рамках корыстного мотива выделять «корысть-

стяжательство», «корысть-накопительство», «служебную корысть», «корысть-

легкомыслие» и др[9]. Нам представляется, что смыслообразующая функция

мотива позволяет не (только отграничить один мотив от другого, но и

способствует распределению их по группам, т. е. классификации мотивов

преступлений[10].

Значение рассматриваемой функции мотива не исчерпывается указанными

направлениями. В конце концов все они служат предпосылкой для более важного

— для решения вопроса о субъективном вменении, т. е. что и в каких пределах

можно предъявить личности, совершившей общественно опасное деяние. А это

прежде всего установление объекта посягательства, уяснение характера,

степени общественной опасности деяния и его последствий, определение

психического и физиологического состояния личности, выяснение смягчающих и

отягчающих ответственность обстоятельств и в соответствии со всем этим

предъявление обвинения и определение вида и размера наказания в рамках

уголовно-правовой нормы.

Мотив преступления учитывается при решении вопроса о квалификации

содеянного, назначении вида и размера наказания. На квалификацию влияют те

мотивы, которые предусмотрены в качестве обязательного признака

субъективной стороны тех или иных видов преступлений. При назначении

наказания, при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности

или освобождении от нее необходимо учитывать мотивы, которые отнесены к

обстоятельствам, смягчающим или отягчающим ответственность.[11]

3. Цель в умышленных преступлениях.

Не меньшую значимость для субъективного вменения имеет цель

преступления. Более того, как я уже отмечал, мотив определяет поведение не

сам по себе, а только в соотношении с целью, в связи с теми результатами, к

достижению которых стремится лицо, совершая то или иное деяние.

Целенаправленность — отличительная черта любой деятельности.

Человек, прежде чем совершить какое-то действие, определяет цель (идеальный

результат, модель, образ), которую он стремится достичь с помощью

совершаемых действий. Это в полной мере относится и к общественно опасным

действиям — преступлениям.

Следует отметить, что в русском языке слово «цель» в переносном

смысле трактуется как «то, к чему стремятся, что хотят осуществить»[12]. В

философском аспекте цель является элементом поведения и сознательной

деятельности человека, который предвосхищает результат деятельности и

средства его достижения[13]. К сожалению, в юридической криминалистической

науке нет специальных монографических исследований, посвященных целям

преступлений. Данная проблема рассматривается лишь попутно при изучении

других уголовноправовых понятий и институтов, например мотивов преступной

деятельности, вины, ориентации и установок личности.

Как психологическая категория цель наиболее тесно связана с мотивом.

В то же время мотив и цель — не тождественные понятия. Они характеризуют

различные стороны преступного процесса. Мотив отвечает на вопрос «почему

человек совершает то или иное действие?», цель же — «для чего оно

совершается?». Цель определяет направленность действия, она характеризует

больше деяние, нежели личность. По мнению Ф. Г. Гилязева, цель выполняет

стратегическую функцию применительно к совершаемому действию[14].

Поставленная индивидом цель не только направляет деятельность, но

часто выступает источником ее устремленности и активности. В этих случаях

цель может служить в качестве побуждающего фактора, она как бы сливается с

мотивом, выполняет его функции. Однако в подобных ситуациях она не заменяет

мотива, а только усиливает его, делает более динамичным. И если мотив,

намерение побуждает к действию, то цель определяет вариантность действий, с

помощью которых [можно удовлетворить возникшее побуждение. В плане же

обратной связи, избирая из нескольких вариантов поведения один,

представляющий общественную опасность и противоправность, субъект может

ставить перед собой самые различные цели и по-разному их осознавать.

С учетом того, что цель направляет действие лица в условиях

социальной действительности и ориентирует его на конкретные общественные

отношения, она сама получает ту или иную социальную окраску, значимость и

оценку. Поэтому-то цель изучают, исследуют не только психологи при

рассмотрении психического механизма зарождения и осуществления

деятельности, но и юристы, которых интересуют социальный аспект этого

механизма и самой деятельности, их оценка личностью, совершившей

общественно опасное деяние.

Цель не только направляет деятельность, но и предопределяет систему

средств, способов, с помощью которых осуществляемая деятельность должна

привести к желаемому результату. Правильно отмечено, что цель «как закон

определяет способ и характер действий человека»[15]. Цель, определяя этапы

деятельности, выступает как системообразующее начало. Она может приводить

действия человека в некую систему, предполагающую последовательность каких-

то операций (действий, поступков). Это исключительно важное обстоятельство

принимается во внимание уголовным правом, например при отграничении единых

сложных преступлений от множественных преступлений.

Многоаспектность цели, ее различное предназначение отражены в

уголовном праве, и все это необходимо учитывать при субъективном вменении.

Однако процессу вменения должен предшествовать анализ социальной оценки

цели, тех средств и способов, которые избраны для ее достижения. Без этого

субъективное вменение даже с учетом цели совершенного деяния невозможно.

Действительно, цель может быть благая — улучшить материальное положение

своей семьи. А вот достичь се можно по-разному: честно заработать, украсть,

совершить бандитское нападение и т.п.

После установления социальной сути цели, средств и способов ее

достижения необходимо определять ее уголовно-правовое значение. Оно тоже

может быть различным: во-первых, цель может быть конструктивным признаком

состава преступления, когда сам законодатель устанавливает, что для

признания деяния преступным должна быть та или иная цель. Нет цели

подобного содержания и социального свойства — нет и данного состава

преступления. В качестве примера можно привести ст. 77 УК РСФСР и др.

В роли конструктивного признака состава преступления цель выступает

и тогда, когда законодатель не указывает на нее непосредственно в уголовно-

правовой норме, но подразумевает ее, причем в определенном социальном

качестве. Классическим примером этого может служить ч. 2 ст. 218 УК РСФСР.

В данной норме прямо не говорится о том, что ношение холодного оружия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты