Государственная измена
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
ИМЕНИ Е.Р.ДАШКОВОЙ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
6 СЕМЕСТР
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ
НА ТЕМУ: «Государственная измена. Понятие данного преступления и признаки
состава»
СТУДЕНТКИ 3 КУРСА
ВЕЛИХОВОЙ МАРИНЫ ПЕТРОВНЫ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Луняка В.И.
МОСКВА 1998
ПЛАН:
ВВЕДЕНИЕ
1. Раскрытие понятия о государственной измене как уголовном преступлении
2. Разбор /анализ/ примеров на предмет содержания состава преступления
Пример №1 с выводами юридического анализа
Пример №2 с выводами юридического анализа и с заключительным
определением
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные личные выводы по теме «Государственная измена»
ВВЕДЕНИЕ:
Мною не случайно выбрана тема для моей работы ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИЗМЕНА. Как
уголовное преступление государственная измена отличается от других видов
преступлений своей особой специфичностью и целым рядом других особенностей,
которые в своей сущности могут нести судьбоносное значение как для
сохранения суверенитета, территориальной неприкосновенности, а также и для
обороноспособности России, как суверенного государства. Все три
вышеперечисленные компонента национальной безопасности Российской
Федерации обозначены в настоящем Уголовном кодексе РФ общим понятием –
ВНЕШНЯЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Российской Федерации.
Современные российские – юристы, политики, экономисты, военные,
социологи и др. высказывают мнение о внесении в настоящий Уголовный кодекс
еще одного компонента национальной безопасности России, а именно
экономической безопасности России, а иными словами – речь идет о деяниях,
которые имеют уже место в реальной жизни страны и которые по логическому и
юридическому соотношению можно и нужно отнести к государственной измене ,
так как итоговая сущность этих деяний содержит в себе прямой подрыв
обороноспособности страны, а значит подрывает внешнюю безопасность России.
Но, надо сразу отметить, что толкование о прямой связи между
государственной изменой и экономическим подрывом страны можно вести тогда,
когда для этого есть четкий законодательный критерий, а именно выработка
последнего катастрофически запаздывает. Это, в частности, доказывает
неудавшаяся работа специальных комиссий при Госдуме РФ по импичменту
Президенту Российской Федерации Ельцину Б.Н. Доказательная база по
данному импичменту в части обвинения в государственной измене претерпела
неполноту и несостоятельность именно из-за отсутствия в законе объективного
перечня преступных деяний, содержащих в своей прямой сути государственную
измену, то есть деяний, которые в корне подорвали экономическую
безопасность государства, а по факту и внешнюю безопасность России.
Как обратный пример можно привести охрану законом национальной
безопасности США в части защиты экономической безопаcности, как одной из
основ сохранения должной обороноспособности США, военного потенциала в
целом, а также по защите жизненных интересов США по всем аспектам, как на
самой территории США, так и за ее пределами. Таким образом, действия
которые в итоге могут принести ущербность США по любому компоненту
национальной безопасности /будь то решение или постановление отдельного
должностного лица из правительства США, или же любого другого лица из
федерального ведомства/ инкриминируются в четкой соотносительности с
интересами национальной безопасности государства, как такового – то есть
как государственную измену, выраженную в конкретном деянии в ущерб
национальной безопасности США. Перечень же таких деяний конкретно определен
в федеральном законе страны и является по сути эталоном по сохранению всех
аспектов национальной безопасности США. Как в дополнение, к приведенному
выше, можно добавить, что в этой стране существует закономерная
последовательность – чем выше государственная должность, тем выше
ответственность за негативную деятельность на этой должности. В России все
обстоит намного иначе, вот поэтому то я и хочу рассмотреть некоторые
факторы нашей реальной жизни с точки зрения противостояния ущербности
государственным интересам России, но это уже будет проделано мною в анализе
и решении примеров на данную тему моей работы.
Чтобы была логическая последовательность в содержании ниже
приведенного следует привести содержание статьи 275 настоящего УК РФ
/Государственная измена/:
« Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны,
либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации
или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней
безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской
Федерации».
Такой термин как ВРАЖДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по своей сущности заключает
в себе целый спектр компонентов – это и разведывательная деятельность, и
диверсионная деятельность, и непосредственно подрывная по самым различным
аспектам жизнестойкости страны в целом. Сама наука по проведению подобной
деятельности, конечно, не стоит на месте. Совершенствуются способы
проникновения в жизненно важные учреждения, министерства и т.п. стран-
противниц. Оттачиваются до совершенства виды и методы действенного
осуществления любых планов против любой страны. Они /методы/ становятся все
более особо изощренными и крайне разносторонними. Степень же действенного
влияния на уровень жизнестойкости объектов подобной деятельности может
вырасти до катастрофических размеров и довести страну-объект до уровня
жизни в ней, сравнительно с каменным веком…
Разумеется, бурные ростки данной деятельности произрастают особо
рьяно там, где для них существует благотворная почва. Компонентами этой
почвы служат, как правило, посредственный интеллект и морально-
принципиальная упадочность, а также патологические нравы.
Чтобы более объективно обозначить реальное опасное значение
ВРАЖДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в объединенном смысле, т.е. подразумеваются все
формы ее проявления, необходимо вначале привести один из исторических
факторов, а именно – Россия на протяжении всей своей истории – была, есть
и будет объектом различных агрессии, нападений, диверсий и провокаций извне
по всему периметру своих границ и почти от всех своих соседей по
географическому расположению. Только в двадцатом столетии Россия пережила
такое количество агрессии, какое не пережила ни одна страна мира на
протяжении нескольких столетий в целом.
Для более развернутого понятия крайней опасности, или итоговой
сущности враждебной деятельности, как таковой в целом, для России
конкретно, следует вспомнить передачу международных новостей по «Радио-
маяк», которая имела место в начале лета в 1992 году, где в частности,
говорилось о том, что уже ушедший на пенсию бывший директор Центрального
разведовательного управления США Ульям Колби позволил себе, как бывшему
руководителю этого ведомства, похвастаться перед американской прессой о
том, что ЦРУ под его талантливым руководством провело успешную тотальную
операцию по нейтрализации СССР, как противника США, по всем аспектам без
военной операции, использую самые передовые разработки в этой области… Он
же пообещал перед прессой написать об это книгу, которая по его словам
будет шедевром мировой литературы в области без военных операций за
рубежом. Но, правда, У.Колби так и не успел порадовать читателей cвоей
книгой, так как утонул в озере, сразу же через пять дней после своего
заявления американской прессе…
На нашей российской действительности мы ясно видим, что слова
У.Колби так или иначе сбываются.
Поэтому для того, чтобы противостоять любой враждебной деятельности,
в какой бы форме она не проявлялась, - необходимо иметь достаточный
потенциал юридических знаний, что правоприменительная практика не
претерпевала нестабильность по приведению отечественного уголовного
законодательства в части борьбы с государственной изменой, как с особо
опасным преступлением.
Я специально обостряю внимание на реальном состоянии национальной
безопасности России в своей работе, а это для того, чтобы более значимо
выделить реальную необходимость более эффективному противостоянию любым
формам такого преступления, как государственная измена. И это, на мой
взгляд, касается особо такого направления в сохранении национальной
безопасности России – как укрепление законодательной базы в части
реального увеличения уголовной ответственности юридических лиц в высших
сферах государственной власти страны за прямые действия, которые могут
непосредственно влиять на состояние того или иного компонента ВНЕШНЕЙ
БЕЗОПАСНОСТИ России, а также на любой из компонентов национальной
безопасности страны. Реально же это должно иметь место в новых изменениях и
дополнениях к Уголовному кодексу РФ, которые уже скоро будут
рассматриваться в Государственной Думе РФ. А, что касается доказательной
базы по данным преступлениям, то она должна основываться на логическом и
фактическом сопоставлении каждого конкретного деяния с его степенью угрозы
или ущерба реальной национальной безопасности страны в целом. Особо важную
необходимость таких законодательных дополнений подчеркивал председатель
комитета по безопасности государства член Государственной Думы РФ В.Илюхин.
Особое внимание он уделил объективной стороне данных преступлений, а в
частности, таких, как передача в частное владение /по экономическим
причинам/ целых отраслей оборонного производственного комплекса страны,
что по сути образует ущерб обороноспособности России. Причем, утверждает
В.Илюхин, - такая причиннная подоплека, как экономическая, в данных
деяниях оказывается зачастую умышленно сфальсифицированной или умышленно
выработанной заранее, что содержит в себе вину в форме умысла и т.д.
(газета «Аргументы и факты», 1998 г.). Это уже субъективная сторона деяния,