Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность

обязательности выполнения подчиненными требований начальников.

Принцип беспрекословного выполнения всех приказов начальников

закрепляется там, где требуется четкость и согласованность в

действиях.

К числу видов деятельности, основанных на беспрекословном подчинении,

относится прежде всего воинская служба, а также операции по

освобождению заложников, по ликвидации стихийных бедствий и т.п.

Однако такая жесткая регламентация не способствует реализации функций

органов управления экономикой, творческих союзов и т.п. Пределы повиновения

приказам, как правило, устанавливаются в нормативных актах,

регламентирующих административно- властные отношения. Например, Уставы ВС

России закрепляют для военнослужащих беспрекословный принцип исполнения

всех указаний начальников. В основе такого нормативного определения

пределов исполнения приказа в военной службе лежит ее понимание как

требующей не только четкости, слаженности действия всех управленческих

звеньев, но и способности конкретного исполнителя выполнять указания

начальников даже ценой жизни. Исходя из этого, В.Д. Кузьмин-Караваев

отмечал, « что дисциплинарные отношения в военной службе отличны от

отношения общегосударственной службы, они... поглощают личность

подчиненного ... хотя бы в данный момент он не исполнял никакой

определенной служебной обязанности» .[13]

Общевоинские Уставы России не содержат каких-либо оснований,

дающих исполнителю право не осуществлять требования начальников. Хотя и

указано, что военнослужащему не могут отдаваться распоряжения, ставиться

задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на

нарушение закона, но адресатом этой нормы являются только начальники.[14]

Применительно к государственным служащим России имеются три вида их

реагирования на приказы.

Во-первых, обязательному исполнению подлежат все указания

руководителей, изданные в пределах их должностных полномочий, за

исключением явно незаконных.

Во-вторых, если же правомерность полученного распоряжения

вызывает сомнения, то оно выполняется только в случае письменного

подтверждения об этом вышестоящим руководителем.

В-третьих, властное требование о выполнении действий,

относящихся к уголовно наказуемым, не подлежит исполнению. Оценку

правомерности действий, совершенных во исполнение приказа, должен

давать государственный служащий. Если же выполнение приказа повлекло

причинение ущерба, но исполнитель обязан был его выполнить в силу

письменного подтверждения, то ответственность за последствия несет

подтвердивший это распоряжение руководитель.[15]

Пределы исполнения приказа в оперативно-розыскной

деятельности определены рамками его соответствия закону. Так, закон

"Об оперативно-розыскной деятельности" закрепляет, что при получении

приказа или указания, противоречащего закону, должностное лицо обязано

руководствоваться законом . Аналогичные положения содержатся и в Законе "О

милиции" , в Положении о службе в ОВД Российской Федерации , в Положении

о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации.

Естественно, во всех случаях вне зависимости от различий в статусе

исполнителя законный приказ подлежит исполнению.

Таким образом, рамки повиновения зависят от сферы социальной

деятельности. Исходя из этого же определяется порядок действий

подчиненного при получении приказа, не соответствующего закону.

Применительно к военнослужащим законодательство исходит только из

одного: приказ должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок. Однако

некоторые положения воинских уставов могут рассматриваться и в качестве

реакции на незаконный и тем более преступный приказ. Так Устав внутренней

службы определяет, что при необходимости убедиться в правильном понимании

приказа исполнитель может обратиться к командиру с просьбой повторить

его.[16] Это положение актуально прежде всего потому, что в ч. 3 ст. 40

указывается: военнослужащему не могут отдаваться приказы, направленные на

нарушение закона. Кроме того, в ст. 42 подчеркивается, что

военнослужащий обязан проявлять разумную инициативу, которая особенно

необходима, когда полученный приказ не соответствует резко изменившейся

обстановке, а условия таковы, что своевременно получить новый приказ нет

возможности

Государственный служащий при сомнении в правомерности полученного им

распоряжения вправе обжаловать его прокурору. Из этой обычной

презумпции в ч. 2 ст. 127 УПК РСФСР закреплено существенное

исключение, направленное на обеспечение процессуальной самостоятельности

следователя. По вопросам о привлечении в качестве обвиняемого, о

квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для

предания суду или о прекращении дела следователь, в случае

несогласия с указанием начальника следственного отдела, имеет право

приостановить исполнение полученного им распоряжения, и представить

дело прокурору с письменным изложением своих возражений.[17] В

юридической литературе отмечается, что несогласие следователя с

письменным указанием начальника следственного отдела по узловым

вопросам следствия по существу ставит следователя в положение, когда

он не только вправе, как это сформулировано в УПК РСФСР, но и обязан

представить дели вышестоящему прокурору с письменным изложением своих

возражений.

В отношении работников правоохранительных органов в

законодательстве по данному вопросу видна непоследовательность.

Субъект оперативно-розыскной деятельности при получении приказа,

противоречащего закону, обязан руководствоваться законом. А для

сотрудников милиции и налоговой полиции закреплено дополнительное

условие - явность противоречия распоряжения закону. Часто субъект

оперативно- розыскной деятельности и сотрудник милиции или налоговой

полиции - одно и тоже лицо. В законе не должен по-разному определяться

порядок реагирования на одно и тоже действие - получение незаконного

приказа.

Приведенное положение, на мой взгляд, является еще одним

аргументом в подтверждение того, что закон об оперативно-розыскной

деятельности не должен регламентировать отношения между начальником

и подчиненным. Характер административно-властных отношений, в том

числе и в сфере оперативной деятельности, определяется прежде всего

предназначением ведомства и поэтому вопросы исполнения приказа входят

в предмет регулирования законов, непосредственно устанавливающих

деятельность сотрудников государственных ведомств , связанных с

оперативно-розыскными мероприятиями: милиция, органы федеральной

службы безопасности, налоговая полиция и т.н.

В Федеральном законе "Об органах федеральной службы

безопасности в Российской Федерации" нет нормы,

регламентирующей административно-властные отношения между

сотрудниками. В нем имеется положение о том, что военнослужащие

органов федеральной службы безопасности проходят военную службу в

соответствии с законодательством о прохождении военной службы с

учетом установленных этим Законом особенностей, обусловленных

спецификой выполняемых ими обязанностей. Но остается без ответа

вопрос; вносят ли контрразведывательная, оперативно-розыскная и

разведывательная деятельность достаточную степень специфики в прохождение

военной службы, чтобы определять пределы повиновения приказу согласно

Закону "Об оперативно-розыскной, деятельности"? Или все же необходимо

руководствоваться общевоинскими Уставами?

Такая же неопределенность имеется и в отношении сотрудников

федеральных органов правительственной связи и информации. В соответствии с

законом на них вне зависимости от служебного положения в случае получения

от кого бы то ни было приказа или указания, противоречащего

законодательству Российской Федерации, возложена обязанность выполнять

только требования законодательства В то же время в законе сказано, что

сотрудниками федеральных органов правительственной связи и информации

являются военнослужащие, которые проходят военную службу на основании

законодательства, воинских уставов, других нормативных актов и

положений, регламентирующих военную службу.

Полагаю, что с учетом превалирования правоохранительных начал в

деятельности органов федеральной службы безопасности в процессе

осуществления собственно оперативно-розыскных мероприятий сотрудники

подразделений ФСБ России должны руководствоваться Законом, призванным

конкретно регулировать соответствующую сферу общественных отношений,

т.е. Законом "Об оперативно-розыскной деятельности ".

Законодательно должно быть закреплено, что должностное лицо

органов федеральной службы безопасности в ходе выполнения профессиональных

функций подчиняется только непосредственному и прямому начальникам. В

процессе оперативно-служебной деятельности взаимоотношения между

начальником и подчиненным необходимо строить на основе таких определенных в

законе принципов как взаимоуважение, доверие, разделение компетенции,

персональная ответственность за правомерность принимаемых решений и

совершаемых действий. Законодательно также необходимо закрепить обязанность

сотрудника органов федеральной службы безопасности исполнять приказы,

распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей,

изданные в пределах их должностных полномочий, исключением преступных,

т.е. предписывающих совершить действия, явно нарушающие уголовный

закон и направленные на причинение вреда интересам граждан общества и

государства. При сомнении в законности полученного для исполнения

распоряжения он должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме

своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему

распоряжение. В случае, если вышестоящий по должности руководитель

письменно подтверждает данное распоряжение, сотрудник органов

федеральной службы безопасности обязан его исполнить. Ответственность за

последствия исполнения незаконного распоряжения несет подтвердивший это

распоряжение руководитель. Нуждается в нормативном закреплении и

указание на то, что действие сотрудника, выполнившего полученный с

соблюдением установленных правил и процедуры, обязательной для

исполнения, приказ, в результате чего был нанесен вред интересам

личности, общества или государства, не является правонарушением.

Представляется, что в негосударственной сфере при определении рамок

исполнения приказа целесообразно руководствоваться принципом, установленным

законодательством применительно к пределам исполнения властных требований

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты