подростковой преступности в области:
Разработать систему взаимодействия ведомств и служб, как на областном, так
и на муниципальном уровнях – с четким определением их места в решении
проблемы с преступностью несовершеннолетних.
Разработать и принять в области Закон «О правах ребенка», который обеспечил
бы защиту следующих прав: право за защиту здоровья, на образование, хорошо
организованный и оплачиваемый труд, профессиональную подготовку, здоровые
формы досуга, защиту от посягательств на имущество и личность, в том числе
защиту от вовлечения в преступную деятельность.
Открыть:
. в целях организации действенной профилактики пьянства и наркомании
среди несовершеннолетних лечебно-реабилитационный подростковый
стционар для подростков, страдающих алкогольной, наркотической и
токсической зависимостью;
. специализированную школу для детей, совершивших правонарушения и не
достигших возраста уголовной ответственности;
. специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для
подростков правонарушителей.
В целях устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей ускорить процесс создания в области приемных семей и разработать
Закон «О приемной семье». В нем предусмотреть введение в области
централизованного учета граждан, желающих воспитывать детей, определить
порядок оформления документов, гарантировать доступность и бесплатность
психолого-медико-педагогической помощи семьям, оплату содержания ребенка.
Выявить не обучающихся детей в возрасте от 7 до 17 лет, определить меры по
их обучению.
Департаменту социальной защиты, комитету по делам молодежи, совместно со
службами УВД и подведомственными органами муниципальных образований,
выявлять подростков не занимающихся общественно-полезной деятельностью,
оказать им содействие в трудоустройстве, дальнейшем обучении;
Усилить профилактические меры в отношении условно осужденных
несовершеннолетних и подростков, вернувшихся из специальных школ,
обеспечить социальную адаптацию этих подростков. Данные меры облегчат
борьбу с рецидивной преступностью несовершеннолетних.
Сложной остается и обстановка с преступностью несовершеннолетних в
целом по России. Так число зарегистрированных несовершеннолетних,
совершивших преступления составило: в 1995 году – 208096
несовершеннолетних; в 1996 году – 202935 несовершеннолетних; в 1997 году –
183203 несовершеннолетних; в 1998 году – 164787 несовершеннолетних; в 1999
году – 190000 несовершеннолетних.[32]
Профилактика преступности несовершеннолетних по России развивается в
трех основных направлениях:
Охрана прав и законных интересов несовершеннолетних граждан. Защита этих
прав в том числе и средствами прокурорского надзора.
Морально нравственное оздоровление среды обитания несовершеннолетних. С
этой целью используются меры, направленные на: своевременное выявление и
устройство детей, оставшихся без попечения родителей или изъятых из
неблагополучной среды; улучшение педагогического надзора за проведением
подростками свободного времени; улучшение воспитания подростков в семье;
развитие активных форм отдыха; совершенствование правовой и педагогической
пропаганды среди родителей и несовершеннолетних и др. С их помощью
устраняются недостатки общей системы воспитания, что в итоге создает
предпосылки более успешной борьбы с правонарушениями несовершеннолетних.
Борьба с рецидивной преступностью. Одним из способов этой борьбы
обеспечение социальной адаптации подростков, которые возвращаются из
специальных учебно-воспитательных учреждений и воспитательных колоний,
трудоустройство этих несовершеннолетних.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что в настоящее
время в нашей области, по России в целом создаются условия для устранения
причин, влияющих на преступность несовершеннолетних. А результат, который в
итоге будет получен, зависит от многих обстоятельств, над которыми еще
предстоит работать нашему обществу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подрастающее поколение ( это будущее нашего государства. Поэтому
подростки с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой
ценностей должны стать объектом повышенного внимания и заботы. Это
обусловлено еще и тем, что в настоящее время отмечается рост преступности
несовершеннолетних.
В своей работе я пыталась показать, что в отношении несовершеннолетних
применяются более мягкие меры наказания по сравнению со взрослыми, а
несовершеннолетний возраст в совокупности с другими обстоятельствами
(например, условия жизни несовершеннолетнего, влияние на него старших по
возрасту), учитывается как обстоятельство, смягчающее уголовную
ответственность.
Также было отмечено, что при назначении наказания ставится акцент на
перевоспитание несовершеннолетних. И это целесообразно, так как усилением
ответственности детей за совершенные ими правонарушения проблему
преступности не решить.
Преодоление сложившейся ситуации с ростом преступности
несовершеннолетних будет зависеть от комплекса мер по предупреждению
преступлений несовершеннолетних, а также от того, насколько достаточны
будут эти меры (по выделенным материальным ресурсам, по избранным
приоритетным направлениям и т.д.); насколько квалифицировано они будут
реализованы.
Очень важно также создание в России ювенальной юстиции, которая
принципиально отличалась бы от действующей, и которая включала бы в себя
сеть правоохранительных служб для несовершеннолетних правонарушителей; а
также группы органов: разрабатывающих законодательство, направленное на
обеспечение прав и интересов несовершеннолетних; осуществляющих правосудие;
исполняющих решения (постановления, приговоры), вынесенные по делам о
преступлениях несовершеннолетних.
Особое место при создании системы ювенальной юстиции заняли бы
специализированные суды по делам семьи и несовершеннолетних. Эти суды могли
бы взять на себя рассмотрение гражданских дел, связанных с воспитанием и
содержанием детей и судебное разбирательство уголовных дел о преступлениях
несовершеннолетних, административных правонарушениях, а также дел о
преступлениях взрослых лиц против несовершеннолетних (вовлечение
несовершеннолетних в преступную деятельность, доведение до состояния
опьянения и др.).
Социальная потребность в создании ювенальной юстиции связана прежде
всего с необходимостью нормализовать условия жизни и воспитания
несовершеннолетних, путем защиты их прав и законных интересов, оказания
правового воздействия на лиц, обязанных осуществить их воспитание,
обучение, подготовку к труду, охрану здоровья. Не менее важна и другая
задача ювенальной юстиции ( корректировка нравственно-психологического
развития личности несовершеннолетнего, совершившего преступление. Это может
быть достигнуто, путем применения к нему справедливого правового решения,
при соблюдении его конституционных прав на образование, охрану здоровья и
другое, даже если к нему применены меры правового воздействия.
В ноябре 1998 года на заседании Постоянной палаты по правам человека
при Президенте РФ заслушали и одобрили проект закона «О ювенальной
юстиции». Но в российском законодательстве до сих пор отсутствует понятие
ювенальной юстиции. Принятие такого закона дало бы возможность поднять
качество рассмотрение дел о преступлениях несовершеннолетних, повысить
уровень проводимой профилактической работы, использовать гражданско-
правовые средства в борьбе с детской беспризорностью, в решении проблем
раннего предупреждения преступлений и ориентировать правосудие прежде всего
на защиту прав и интересов несовершеннолетних.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Конституция Российской Федерации // Москва: «Новая Волна», 1996 г.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации / М.: Издательская группа ИНФРА-М
– Норма, 1997 г.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации / М.: Издательская группа ИНФРА-
М – Норма, 1997 г.
4. Кодекс законов о труде / М.: «Новая Волна», 1998 г.
5. Уголовно-процессуальный кодекс / М.: Агентство «Бизнес(ИНФРА-М», 1997 г.
6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации / Москва,
«Проспект», 1997 г.
7. Федеральный закон «О введении в действие Уголовного кодекса РФ» / Москва
«Новая Волна», 1997 г.
8. Федеральный закон «О введении в действие уголовно исполнительного
кодекса РФ» / Москва «Проспект», 1996 г.
9. Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» принятый Государственной Думой 21 мая
1999 г. // «Российская газета», 30 июня, 1999 г.
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 11 от 21 декабря 1993 г.: О
практике назначения судами Российской Федерации наказания в виде лишения
свободы / Сборник постановление Пленума Верховного Суда, 1986-1994 гг.,
М., 1995 г.
11. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР: О судебной практике и о
вовлечен6ии их в преступную деятельность от 25 декабря 1990 г., №5 /
Сборник постановлений Пленума Верховного суда, 1986-1994 гг., М., 1995
г.
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ: О практике назначения судами
уголовного наказания. // Российская газета. – 1999 г., 7 июля. – С 4-5.
13. Практика Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам за
1992-1994 гг. / Москва, изд-во «Де-юро», 1995 г.
14. Постановление Пленума Верховного Суда СССР №16 от 3 декабря 1976 г.: О
практике применения судами законодательства о преступлениях
несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную
антиобщественную деятельность // Сборник постановлений Пленума
Верховного Суда СССР. 1924-1986 гг. М., 1987 г. – С. 740-746.
15. Багрий-Шахматов Л.В. Система уголовных наказаний и исправительно
трудовое право. Учебное пособие // Под ред. доктора юридических наук,
проф. Н.А. Стручкова. М., 1969 г.
16. Бажанов М.И. Назначение наказания по советскому уголовному праву. –
Киев: Вица школа, 1980 г.
17. Бегалиев К. Прокурорский надзор за расследованием дел о преступлениях
несовершеннолетних. // Под ред. Государственного советника юстиции А.С.
Панкратова. – М., «Юридическая литература», 1971 г.
18. Беккариа Чезаре. О преступлениях и наказаниях. – М.: Стеис, 1995 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14