интеллектуальный; 2) волевой. Интеллектуальный признак предполагает
«невозможность, неспособность лица осознавать опасность своего действия
(бездействия)».[13] Это качество психики означает отсутствие у лица
способности понимать как фактическую сторону совершаемого деяния, так и
его социальный смысл. Непонимание лицом содержания фактической стороны
своего действия (бездействия) означает непонимание им причинной связи между
совершенным деянием и наступившим последствием (не осознает, что лишает
потерпевшего жизни, отнимает у него имущество и др.). Но главное в
содержании интеллектуального признака заключается в непонимании лицом
социального смысла своего деяния, то есть в отсутствии понимания его
общественно-опасного характера.
Другим признаком является волевой признак, – то есть неспособность
лица руководить своими действиями (бездействием).[14]
Уголовный закон для признания наличия юридического критерия требует
установления необязательно обоих признаков, а хотя бы одного из них либо
волевого, либо интеллектуального.
Лицо, признанное в установленном законом порядке невменяемым, не
является субъектом преступления. Оно в соответствии с ч. 1 ст. 21 УК РФ не
подлежит уголовной ответственности и не подвергается уголовному наказанию.
В отношении этого лица могут быть назначены принудительные меры
медицинского характера (ч. 2 ст. 21 УК РФ).
Необходимо отметить, что в уголовном праве существует такое понятие
как «возрастная невменяемость», которая также исключает уголовную
ответственность. Так в ч. 3 ст. 20 УК РФ указано: если несовершеннолетний
достиг возраста уголовной ответственности (шестнадцати или четырнадцати
лет), «но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с
психическим расстройством, во время совершения общественно –опасного деяния
не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную
опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит
уголовной ответственности». Ребенок при этом является психически здоровым,
но у него имеется отставание в психическом развитии. Для определения
возрастной невменяемости также проводится судебно-психиатрическая
экспертиза.
Подробно рассмотрев данный раздел о критериях наступления уголовной
ответственности и как они применяются при привлечении к уголовной
ответственности и назначении наказания несовершеннолетним, можно прийти к
выводу, упущение одного из критериев при принятии решения судами может
привести к тому, что юридические санкции примененные в отношении
несовершеннолетнего не будут обладать действенной силой, будут иметь ряд
недостатков. Например, не учет биологического критерия – приведет к
бесполезности воспитательных мероприятий в отношении психически
неполноценных, совершивших преступления, поскольку шаблонными методами
воспитательного воздействия будут пытаться исправить того, кто, прежде
всего, нуждается в медицинском вмешательстве и чье поведение в значительной
степени изменено аномалией психики.
Несовершеннолетний, совершивший преступление – Какой он? Что заставило
его далеко отойти от границ допустимого? Совершенно ясно, что мгновенных
падений в моральные пропасти не бывает, и человек не рождается
преступником. Поэтому, в случае совершения преступления можно проследить
путь к этому правонарушению. Об этом следующий параграф моей дипломной
работы.
1.2. Причины способствующие становлению
несовершеннолетнего на преступный путь
Особенность юношеского возраста состоит в том, что в этот период в
человеке закладываются такие фундаментальные качества, которые затем
отражаются на его будущей жизни. Невозможно передать словами насколько
трагична судьба подростка, совершившего преступление и как может быть
искалечена его жизнь. Ниже я подробно рассмотрю в результате каких причин и
условий подросток совершает преступление. В данный момент отмечу, что
преступление несовершеннолетнего это симптом крайнего неблагополучия его
собственной судьбы и тех условий жизни, которые его окружают, в которых он
находится ежедневно.
Существуют такие возрастные особенности несовершеннолетних, которые
серьезно сказываются на их поведении.
К 10 – 12 годам у подростка на основе восприятия формируются суждения
по принципу, что такое хорошо и что такое плохо. Они перенимаются от
родителей, от сверстников из фильмов, от бытовых ситуаций, которые
непрерывно идут через его сознание, действующим или пассивным участником и
свидетелем которых он постоянно бывает, в которое он включен.
К 14 – 16 годам на основе суждений у подростка возникают убеждения. Он
убежден в том, что хорошо и что для него или окружающих плохо. Убеждение
складывается из его восприятия мира, из того, что хорошего или плохого было
в его жизни, их тех или иных конфликтных или разрешившихся ситуаций.
Убеждение – это уже позиция. Подросток спорит, другими способами выражает и
отстаивает свою точку зрения, у него в зависимости от собственных
представлений формируется шкала социальных ценностей и предпочтений, в
соответствии, с которыми складывается круг друзей, стиль поведения, внешний
облик.
Лишь к 18 – 20 годам на основе суждений и убеждений возникает
мировоззрение. Система взглядов, воззрений на природу, общество в
значительной степени предопределяют жизненный путь молодого человека.
Сформировавшись, мировоззрение с трудом поддается модификации. Во всяком
случае, на это нужно гораздо больше усилий, чем на изменение убеждений, тем
более – суждений.
Антисоциальное поведение несовершеннолетнего, как правило,
продиктовано влиянием следующих факторов: в первую очередь – внешней
социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными
особенностями личности подростка, которые обуславливают его индивидуальное
реагирование на различные «жизненные неудачи».
Личность трудного подростка, как правило, характеризуется низким
уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах
его воспитания: в семье, в школе (учреждении начального профессионального
образования) и на производстве. С другой стороны, на личность трудного
подростка большое влияние оказывает особая сфера – улица, двор, уличные
группы с отрицательной направленностью – его досуг.
Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в
большинстве случаев являются отрицательные семейные условия, алкоголизм
родителей или родственников, их аморальное поведение и другое. Чаще всего
подростки, совершившие преступления, выходцы из неблагополучных семей
(пример, выписка из характеристики ученика 7 «б» класса детского дома №2:
Саша поступил в детский дом в 1997 году в 5 класс после долгих скитаний по
городу, после семейных переживаний. Родители пьяницы. Саша и его младший
брат были им не нужны»).[15]
Кризисная семья становится все более значительным фактором риска и
неблагополучия детей. По официальным данным МВД только в сфере
профилактического воздействия органов милиции в 1999 году по России
выявлено 113 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей,
среди них 30% систематически злоупотребляют спиртными напитками, 40%
устраивают скандалы, ведут антиобщественный образ жизни.
О явном неблагополучии семейного воспитания свидетельствуют и другие
данные: до 70% всех детских травм имеют семейно-бытовой характер. Число
удовлетворенных судами исков по делам о лишении родительских прав составило
в 1996 году 24 359 случаев.[16]
Но нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг
несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему добра, но не
обладающие достаточной педагогической культурой родители. А бывает, что и в
неблагополучной семье, может сформироваться положительная личность, так как
неблагоприятные внешние воздействия подросток может не воспринимать,
бороться с ними.
К числу причин преступности несовершеннолетних относится низкий
материальный уровень многих семей, значительно отстающий от минимального
прожиточного уровня, побуждает детей в таких семьях к поиску любых
источников средств существования, включая противоправные.
Материалы уголовных дел по преступлениям, совершенных
несовершеннолетними, прямо указывают на «нужду», постоянный материальный
недостаток в семье, элементарное недоедание – это толкает детей на занятие
попрошайничеством, совершение корыстных преступлений. Не случайно, что в
общей структуре преступности значительную долю составляют кражи. Причем, в
большинстве случаев – это кражи продуктов питания, одежды, денег, то есть
того, что детям не додали взрослые.
Серьезной проблемой, способствующей преступности несовершеннолетних,
становится беспризорность детей. Семья, как социальный институт снизила
свою значимость в воспитании детей. С изменением законодательства об
образовании меньше стала уделять внимание воспитанию и школа. Обострились
проблемы социального сиротства. Детские дома, интернаты, приюты
переполнены. А число социальных сирот, безнадзорных детей продолжает
увеличиваться. Дети предоставлены сами себе и улице, а родители, если они
не пьяницы, не наркоманы и не сидят в тюрьме, то озабочены тяготами
собственной жизни, и на детей сил и времени у них нет.
Равнодушие, безразличие и жестокость родителей к своим детям просто
потрясает. Матери буквально выгоняют своих детей на улицу просить
милостыню, чтобы ребенок обеспечил себе кусок хлеба, да еще и родителям
бутылку спиртного.
Для трудновоспитуемых подростков характерно негативное отношение к
учебе, которое, в конечном счете, противопоставляет их коллективу класса,
школы и т. п.
Например, по характеристике, данной классным руководителем школы №5 г.
Астрахани учащемуся Мишуткину П.В.: «По характеру скрытен, не инициативен.
Склонен к пропуску занятий без уважительных причин. Мать информирована о
пропусках сыном учебных занятий, но должных мер не принимает. Особых
интересов Мишуткин П.В. ни к чему не проявляет. Почти всегда говорит
неправду, если ему это выгодно».[17]
Налицо безразличие к учебе, в нем развиваются отрицательные качества,
родители не принимают никаких мер к пресечению негативных явлений в жизни
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14