ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

интеллектуальный; 2) волевой. Интеллектуальный признак предполагает

«невозможность, неспособность лица осознавать опасность своего действия

(бездействия)».[13] Это качество психики означает отсутствие у лица

способности понимать как фактическую сторону совершаемого деяния, так и

его социальный смысл. Непонимание лицом содержания фактической стороны

своего действия (бездействия) означает непонимание им причинной связи между

совершенным деянием и наступившим последствием (не осознает, что лишает

потерпевшего жизни, отнимает у него имущество и др.). Но главное в

содержании интеллектуального признака заключается в непонимании лицом

социального смысла своего деяния, то есть в отсутствии понимания его

общественно-опасного характера.

Другим признаком является волевой признак, – то есть неспособность

лица руководить своими действиями (бездействием).[14]

Уголовный закон для признания наличия юридического критерия требует

установления необязательно обоих признаков, а хотя бы одного из них либо

волевого, либо интеллектуального.

Лицо, признанное в установленном законом порядке невменяемым, не

является субъектом преступления. Оно в соответствии с ч. 1 ст. 21 УК РФ не

подлежит уголовной ответственности и не подвергается уголовному наказанию.

В отношении этого лица могут быть назначены принудительные меры

медицинского характера (ч. 2 ст. 21 УК РФ).

Необходимо отметить, что в уголовном праве существует такое понятие

как «возрастная невменяемость», которая также исключает уголовную

ответственность. Так в ч. 3 ст. 20 УК РФ указано: если несовершеннолетний

достиг возраста уголовной ответственности (шестнадцати или четырнадцати

лет), «но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с

психическим расстройством, во время совершения общественно –опасного деяния

не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную

опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит

уголовной ответственности». Ребенок при этом является психически здоровым,

но у него имеется отставание в психическом развитии. Для определения

возрастной невменяемости также проводится судебно-психиатрическая

экспертиза.

Подробно рассмотрев данный раздел о критериях наступления уголовной

ответственности и как они применяются при привлечении к уголовной

ответственности и назначении наказания несовершеннолетним, можно прийти к

выводу, упущение одного из критериев при принятии решения судами может

привести к тому, что юридические санкции примененные в отношении

несовершеннолетнего не будут обладать действенной силой, будут иметь ряд

недостатков. Например, не учет биологического критерия – приведет к

бесполезности воспитательных мероприятий в отношении психически

неполноценных, совершивших преступления, поскольку шаблонными методами

воспитательного воздействия будут пытаться исправить того, кто, прежде

всего, нуждается в медицинском вмешательстве и чье поведение в значительной

степени изменено аномалией психики.

Несовершеннолетний, совершивший преступление – Какой он? Что заставило

его далеко отойти от границ допустимого? Совершенно ясно, что мгновенных

падений в моральные пропасти не бывает, и человек не рождается

преступником. Поэтому, в случае совершения преступления можно проследить

путь к этому правонарушению. Об этом следующий параграф моей дипломной

работы.

1.2. Причины способствующие становлению

несовершеннолетнего на преступный путь

Особенность юношеского возраста состоит в том, что в этот период в

человеке закладываются такие фундаментальные качества, которые затем

отражаются на его будущей жизни. Невозможно передать словами насколько

трагична судьба подростка, совершившего преступление и как может быть

искалечена его жизнь. Ниже я подробно рассмотрю в результате каких причин и

условий подросток совершает преступление. В данный момент отмечу, что

преступление несовершеннолетнего это симптом крайнего неблагополучия его

собственной судьбы и тех условий жизни, которые его окружают, в которых он

находится ежедневно.

Существуют такие возрастные особенности несовершеннолетних, которые

серьезно сказываются на их поведении.

К 10 – 12 годам у подростка на основе восприятия формируются суждения

по принципу, что такое хорошо и что такое плохо. Они перенимаются от

родителей, от сверстников из фильмов, от бытовых ситуаций, которые

непрерывно идут через его сознание, действующим или пассивным участником и

свидетелем которых он постоянно бывает, в которое он включен.

К 14 – 16 годам на основе суждений у подростка возникают убеждения. Он

убежден в том, что хорошо и что для него или окружающих плохо. Убеждение

складывается из его восприятия мира, из того, что хорошего или плохого было

в его жизни, их тех или иных конфликтных или разрешившихся ситуаций.

Убеждение – это уже позиция. Подросток спорит, другими способами выражает и

отстаивает свою точку зрения, у него в зависимости от собственных

представлений формируется шкала социальных ценностей и предпочтений, в

соответствии, с которыми складывается круг друзей, стиль поведения, внешний

облик.

Лишь к 18 – 20 годам на основе суждений и убеждений возникает

мировоззрение. Система взглядов, воззрений на природу, общество в

значительной степени предопределяют жизненный путь молодого человека.

Сформировавшись, мировоззрение с трудом поддается модификации. Во всяком

случае, на это нужно гораздо больше усилий, чем на изменение убеждений, тем

более – суждений.

Антисоциальное поведение несовершеннолетнего, как правило,

продиктовано влиянием следующих факторов: в первую очередь – внешней

социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными

особенностями личности подростка, которые обуславливают его индивидуальное

реагирование на различные «жизненные неудачи».

Личность трудного подростка, как правило, характеризуется низким

уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах

его воспитания: в семье, в школе (учреждении начального профессионального

образования) и на производстве. С другой стороны, на личность трудного

подростка большое влияние оказывает особая сфера – улица, двор, уличные

группы с отрицательной направленностью – его досуг.

Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в

большинстве случаев являются отрицательные семейные условия, алкоголизм

родителей или родственников, их аморальное поведение и другое. Чаще всего

подростки, совершившие преступления, выходцы из неблагополучных семей

(пример, выписка из характеристики ученика 7 «б» класса детского дома №2:

Саша поступил в детский дом в 1997 году в 5 класс после долгих скитаний по

городу, после семейных переживаний. Родители пьяницы. Саша и его младший

брат были им не нужны»).[15]

Кризисная семья становится все более значительным фактором риска и

неблагополучия детей. По официальным данным МВД только в сфере

профилактического воздействия органов милиции в 1999 году по России

выявлено 113 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей,

среди них 30% систематически злоупотребляют спиртными напитками, 40%

устраивают скандалы, ведут антиобщественный образ жизни.

О явном неблагополучии семейного воспитания свидетельствуют и другие

данные: до 70% всех детских травм имеют семейно-бытовой характер. Число

удовлетворенных судами исков по делам о лишении родительских прав составило

в 1996 году 24 359 случаев.[16]

Но нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг

несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему добра, но не

обладающие достаточной педагогической культурой родители. А бывает, что и в

неблагополучной семье, может сформироваться положительная личность, так как

неблагоприятные внешние воздействия подросток может не воспринимать,

бороться с ними.

К числу причин преступности несовершеннолетних относится низкий

материальный уровень многих семей, значительно отстающий от минимального

прожиточного уровня, побуждает детей в таких семьях к поиску любых

источников средств существования, включая противоправные.

Материалы уголовных дел по преступлениям, совершенных

несовершеннолетними, прямо указывают на «нужду», постоянный материальный

недостаток в семье, элементарное недоедание – это толкает детей на занятие

попрошайничеством, совершение корыстных преступлений. Не случайно, что в

общей структуре преступности значительную долю составляют кражи. Причем, в

большинстве случаев – это кражи продуктов питания, одежды, денег, то есть

того, что детям не додали взрослые.

Серьезной проблемой, способствующей преступности несовершеннолетних,

становится беспризорность детей. Семья, как социальный институт снизила

свою значимость в воспитании детей. С изменением законодательства об

образовании меньше стала уделять внимание воспитанию и школа. Обострились

проблемы социального сиротства. Детские дома, интернаты, приюты

переполнены. А число социальных сирот, безнадзорных детей продолжает

увеличиваться. Дети предоставлены сами себе и улице, а родители, если они

не пьяницы, не наркоманы и не сидят в тюрьме, то озабочены тяготами

собственной жизни, и на детей сил и времени у них нет.

Равнодушие, безразличие и жестокость родителей к своим детям просто

потрясает. Матери буквально выгоняют своих детей на улицу просить

милостыню, чтобы ребенок обеспечил себе кусок хлеба, да еще и родителям

бутылку спиртного.

Для трудновоспитуемых подростков характерно негативное отношение к

учебе, которое, в конечном счете, противопоставляет их коллективу класса,

школы и т. п.

Например, по характеристике, данной классным руководителем школы №5 г.

Астрахани учащемуся Мишуткину П.В.: «По характеру скрытен, не инициативен.

Склонен к пропуску занятий без уважительных причин. Мать информирована о

пропусках сыном учебных занятий, но должных мер не принимает. Особых

интересов Мишуткин П.В. ни к чему не проявляет. Почти всегда говорит

неправду, если ему это выгодно».[17]

Налицо безразличие к учебе, в нем развиваются отрицательные качества,

родители не принимают никаких мер к пресечению негативных явлений в жизни

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты