ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ребенка.

Кризисность подросткового возраста проявляется и в том, что у

подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для него в

этот период характерна повышенная потребность общения со сверстниками,

стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение

сверстников.

Потребность общения, должно быть реализована в благоприятных условиях,

а если этого не происходит, то самоутверждение осуществляется в

неформальных подростковых группах, уличных компаниях в форме асоциальных

проявлений (выпивка, употребление наркотиков, хулиганство и др.) оно может

стать опасным криминализирующим фактором.

Приведу типичный пример из характеристики, данной ученику детского

дома №2 г. Астрахани Михайлову А.В. классным руководителем: «С виду мальчик

доброжелательный, открытый, но покончить с прошлым не может. Самое

серьезное отклонение в его поведении – это самовольные уходы из детского

дома, похождение в компании знакомых по прошлой жизни ребят. Замечен в

воровстве и в детском доме и за его пределами. 5.10.99 г. был пойман пьяным

в компании сверстников из детского дома».[18]

Как показывает изучение правонарушений несовершеннолетних, подросток

чаще всего может совершить преступление под непосредственным влиянием

сверстников или взрослых лиц, подчиняясь давлению толпы.[19]

Совершение преступления в группе характерны потому, что многие

преступления технически не выполнимы для одного подростка, помимо этого,

действуя в группе, некоторые подростки смелеют, становятся дерзкими, так

как это одобряется групповым авторитетом.

В. И. Васильев в своей работе «Юридическая психология» дает количественные

и качественные характеристики, которые отражают криминальную направленность

группы: «Участие в группе ранее судимых, которые не работают и не учатся,

злоупотребляют алкоголем или наркотиками, занимаются азартными играми, а

также наличие в группе осознанного лидера, авторитетный стиль управления

группой, преимущественно криминальная направленность группы, формирование

субкультуры группы (жаргон, специальные клятвы, особенный ритуал поведения

и т. д.). В дальнейшем при систематической преступной деятельности в группе

происходит распределение ролей и функций при совершении преступлений».[20]

Еще одна проблема, которую нельзя не назвать – это наркомания и

алкоголизм среди подростков. Самые жестокие преступления совершаются

подростками под воздействием алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Несовершеннолетние Спиридонов В.Т., Потешин А.Н., Татаринцев П.К.

совершили убийство в группе взрослого мужчины, который поздним вечером

возвращался домой с работы, только для того, чтобы найти в его карманах

сигареты и деньги на спиртное. Били его камнем по голове, палкой, нападали

сзади, и потом еще издевались над его телом, не обнаружив денег.[21]

Социальную адаптацию несовершеннолетних могут затруднять различные

нервно-психические заболевания и отклонения. Поэтому в данном случае меры

педагогической коррекции бывают недостаточны, необходимо вмешательство и

помощь психиатров, невропатологов, психотерапевтов, наряду с мерами

воспитательного характера осуществляющих медицинскую коррекцию, а также

проводящих социальные консультации для педагогов и родителей.

Причины, способствующие совершению преступлений, действующие на

несовершеннолетних, заставляют совершать противоправные действия только

некоторых, не способных сопротивляться их воздействию. Находясь в

одинаковых, в общем, условиях, далеко не каждый подросток совершает

преступление в связи с тем, что существуют еще и личностные причины

противоправного поведения. Это, прежде всего, особенности ценностных

ориентаций подростка, задаваемых средой и ближайшим окружением.

Таким образом, бесспорно, наиболее значимо для подростка ближайшее

окружение – семья. Состояние внутрисемейных отношений во многом определяет

поведение подростка. Даже борясь с родителями за независимость, подросток

демонстрирует все то, чему он у них научился. Важнейшей сферой приложения

сил и понимания собственной значимости для несовершеннолетнего является

учеба и работа. Здесь несовершеннолетний сталкивается с наибольшими

жизненными трудностями, от преодоления которой зависит его внутреннее

состояние. Достижение успеха в труде и учебе важно для ощущения собственной

полноценности. Социальная незащищенность подростка часто становится

причиной срывов и конфликтов в сфере учебы и труда, может влиять на

конфликтность его поведения, на желание любым способом компенсировать

неудовлетворенность.

Компенсация неудовлетворенности для трудных подростков – это чаще

всего сфера досуга. Не добившись успеха в учебе, в результате чего не

получить возможности заниматься престижным трудом, несовершеннолетний

пытается найти удовлетворение в общении со сверстниками, причем не всегда

приемлемыми для общества способами, а часто и совершая преступления. Помочь

несовершеннолетнему найти свое место в жизни, предотвратить совершение

преступления – главная задача стоящая перед нашим обществом.

Глава II. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

2.1. История развития уголовного законодательства

об ответственности несовершеннолетних

С 1845 года источником уголовного законодательства было «уголовное

Уложение», в котором государство закрепляло отказ от уголовного наказания

малолетних и передачу несовершеннолетних (до 17 лет), учинивших преступное

деяние, но не вменяемое им в вину по ст. 41. или хотя и вменяемое, но при

условиях, указанных, в ч. 2 ст. 55, под ответственный надзор родителей или

лиц, у которых они находились, но ничего не говорилось о том, какие меры

могли бы применять по отношению к этому малолетнему те, кому он отдан под

надзор.

Затем «Уложение» определило ответственность детей за упорное

неповиновение родительской власти, а равно и за грубое с родителями

обращение, подвергая виновных аресту до 6 месяцев, но эта ответственность

должна была быть назначена судом на общем основании.

Дисциплинарная власть осуществлялась самими родителями, причем закон

не определял ни объема, ни характера дозволенных средств наказания, говоря

только в ст. 168, т. Х, ч. 1, издание 1900г., что родители по отношению к

детям не могут покушаться на такие деяния, которые по общим законам

подлежат уголовному наказанию.

Близкую связь с дисциплинарной властью семьи имела дисциплинарная

власть школы. Выполнение обязательного воспитания падало, прежде всего, на

семью; но там где она не хотела или не могла выполнить этого назначения

своими средствами, на помощь ей являлось государство, а осуществителем его

забот становилась школа. Применение дисциплинарной власти в школе этого

типа, по общему правилу, безусловно, устраняло действие карательной власти

государства, допуская ее вмешательство разве только в случае совершения

наиболее тяжких преступлений воспитанниками старшего возраста, например 14

и более лет (таковы, например, случаи убийства, поджога, изнасилования и

т.д.). С другой стороны, государство устанавливало надзор за школьными

взысканиями, определяло для них известные пределы эти взыскания должны быть

налагаться с исключительной целью исправления, а не быть актом возмездия.

Подобными наказаниями были часто воспитательные взыскания – выговоры,

уменьшение баллов по поведению, лишение льгот, карцер, а в крайнем случае

удаление из данного заведения.

Дисциплинарные взыскания налагались или властью воспитательной,

единоличной – инспектора, директора, или в важнейших случаях педагогическим

советом заведения. Регулируя действия дисциплинарной власти школы,

государство, конечно, сохраняло за собой и право контроля над его органами,

подвергая их взысканиям дисциплинарным и уголовным за превышение власти.

Уложение о наказании издание 1885 г. в ст. 92 указывало три категории

уголовной невменяемости, одной из категории являлось малолетство –

неразвитость, зависящая от естественных условий развития человеческого

организма. «Юный возраст преступника играет в уголовном праве роль весьма

разнообразную: в эпоху детства возраст устраняет как вменяемость, так и

привлечение к ответственности в порядке уголовного суда; в эпоху отрочества

возраст служит основанием или невменяемости и уголовной безответственности,

или же замены наказания исправительно-воспитательными мерами, когда суд,

установив виновность малолетнего в предписываемом ему деянии, установив

наличность условий вменяемости по отношению к подсудимому, определив размер

той ответственности, которой он должен был бы подлежать, будучи взрослым,

заменяет таковую согласно закону; в эпоху юности возраст служит основанием

особого смягчения уголовной ответственности, которой подлежал бы виновный

за учиненное деяние, если был бы взрослым».[22]

В 1742 г. сенат вместе с президентами коллегий указал, что

малолетство, как для мужского, так и для женского пола нужно считать до 17

лет и что их нельзя подвергать тем же наказаниям, как и взрослых.

Малолетние не могли подвергаться ни смертной казни, ни пытке, ни кнуту; для

них эти наказания заменялись сечением плетьми и отдачей в монастырь на

исправление для выполнения там всяких тяжелых монастырских работ, а по

освобождению из монастырей повелевалось их отсылать в те места, откуда они

присланы, а из этих мест отсылать их в прежние жилища. В Указе Екатерины II

от 26 июня 1765 г., по которому устанавливалась полная невменяемость до 10

лет, а от 10 – 17 лет допускалось смягчение наказания, причем обвиняемых в

преступлениях, влекущих смертную казнь или кнут, было велено представлять в

Сенат, где к ним применялось наказание по мере их вины. Различались также

малолетние от 10 – 15 и от 15 – 17 лет. Малолетних до 10 лет признавали

абсолютно невменяемыми и отдавали виновных без придания суду и без

наказания на исправление родителям, родственникам или опекунам. Уложение

1845 г. отступило от этой системы, признав предельным возрастом 7 лет; но

так как по п. 1 ст. 173 (по изданию 1885 г.) дети от 7 – 10 лет не

подвергались определенному в законах наказанию, а отдавались родителям или

благонадежным родственникам для домашнего исправления, то на этом основании

в действительности предельным сроком периода детства являлось и, по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты