ребенка.
Кризисность подросткового возраста проявляется и в том, что у
подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для него в
этот период характерна повышенная потребность общения со сверстниками,
стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение
сверстников.
Потребность общения, должно быть реализована в благоприятных условиях,
а если этого не происходит, то самоутверждение осуществляется в
неформальных подростковых группах, уличных компаниях в форме асоциальных
проявлений (выпивка, употребление наркотиков, хулиганство и др.) оно может
стать опасным криминализирующим фактором.
Приведу типичный пример из характеристики, данной ученику детского
дома №2 г. Астрахани Михайлову А.В. классным руководителем: «С виду мальчик
доброжелательный, открытый, но покончить с прошлым не может. Самое
серьезное отклонение в его поведении – это самовольные уходы из детского
дома, похождение в компании знакомых по прошлой жизни ребят. Замечен в
воровстве и в детском доме и за его пределами. 5.10.99 г. был пойман пьяным
в компании сверстников из детского дома».[18]
Как показывает изучение правонарушений несовершеннолетних, подросток
чаще всего может совершить преступление под непосредственным влиянием
сверстников или взрослых лиц, подчиняясь давлению толпы.[19]
Совершение преступления в группе характерны потому, что многие
преступления технически не выполнимы для одного подростка, помимо этого,
действуя в группе, некоторые подростки смелеют, становятся дерзкими, так
как это одобряется групповым авторитетом.
В. И. Васильев в своей работе «Юридическая психология» дает количественные
и качественные характеристики, которые отражают криминальную направленность
группы: «Участие в группе ранее судимых, которые не работают и не учатся,
злоупотребляют алкоголем или наркотиками, занимаются азартными играми, а
также наличие в группе осознанного лидера, авторитетный стиль управления
группой, преимущественно криминальная направленность группы, формирование
субкультуры группы (жаргон, специальные клятвы, особенный ритуал поведения
и т. д.). В дальнейшем при систематической преступной деятельности в группе
происходит распределение ролей и функций при совершении преступлений».[20]
Еще одна проблема, которую нельзя не назвать – это наркомания и
алкоголизм среди подростков. Самые жестокие преступления совершаются
подростками под воздействием алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
Несовершеннолетние Спиридонов В.Т., Потешин А.Н., Татаринцев П.К.
совершили убийство в группе взрослого мужчины, который поздним вечером
возвращался домой с работы, только для того, чтобы найти в его карманах
сигареты и деньги на спиртное. Били его камнем по голове, палкой, нападали
сзади, и потом еще издевались над его телом, не обнаружив денег.[21]
Социальную адаптацию несовершеннолетних могут затруднять различные
нервно-психические заболевания и отклонения. Поэтому в данном случае меры
педагогической коррекции бывают недостаточны, необходимо вмешательство и
помощь психиатров, невропатологов, психотерапевтов, наряду с мерами
воспитательного характера осуществляющих медицинскую коррекцию, а также
проводящих социальные консультации для педагогов и родителей.
Причины, способствующие совершению преступлений, действующие на
несовершеннолетних, заставляют совершать противоправные действия только
некоторых, не способных сопротивляться их воздействию. Находясь в
одинаковых, в общем, условиях, далеко не каждый подросток совершает
преступление в связи с тем, что существуют еще и личностные причины
противоправного поведения. Это, прежде всего, особенности ценностных
ориентаций подростка, задаваемых средой и ближайшим окружением.
Таким образом, бесспорно, наиболее значимо для подростка ближайшее
окружение – семья. Состояние внутрисемейных отношений во многом определяет
поведение подростка. Даже борясь с родителями за независимость, подросток
демонстрирует все то, чему он у них научился. Важнейшей сферой приложения
сил и понимания собственной значимости для несовершеннолетнего является
учеба и работа. Здесь несовершеннолетний сталкивается с наибольшими
жизненными трудностями, от преодоления которой зависит его внутреннее
состояние. Достижение успеха в труде и учебе важно для ощущения собственной
полноценности. Социальная незащищенность подростка часто становится
причиной срывов и конфликтов в сфере учебы и труда, может влиять на
конфликтность его поведения, на желание любым способом компенсировать
неудовлетворенность.
Компенсация неудовлетворенности для трудных подростков – это чаще
всего сфера досуга. Не добившись успеха в учебе, в результате чего не
получить возможности заниматься престижным трудом, несовершеннолетний
пытается найти удовлетворение в общении со сверстниками, причем не всегда
приемлемыми для общества способами, а часто и совершая преступления. Помочь
несовершеннолетнему найти свое место в жизни, предотвратить совершение
преступления – главная задача стоящая перед нашим обществом.
Глава II. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1. История развития уголовного законодательства
об ответственности несовершеннолетних
С 1845 года источником уголовного законодательства было «уголовное
Уложение», в котором государство закрепляло отказ от уголовного наказания
малолетних и передачу несовершеннолетних (до 17 лет), учинивших преступное
деяние, но не вменяемое им в вину по ст. 41. или хотя и вменяемое, но при
условиях, указанных, в ч. 2 ст. 55, под ответственный надзор родителей или
лиц, у которых они находились, но ничего не говорилось о том, какие меры
могли бы применять по отношению к этому малолетнему те, кому он отдан под
надзор.
Затем «Уложение» определило ответственность детей за упорное
неповиновение родительской власти, а равно и за грубое с родителями
обращение, подвергая виновных аресту до 6 месяцев, но эта ответственность
должна была быть назначена судом на общем основании.
Дисциплинарная власть осуществлялась самими родителями, причем закон
не определял ни объема, ни характера дозволенных средств наказания, говоря
только в ст. 168, т. Х, ч. 1, издание 1900г., что родители по отношению к
детям не могут покушаться на такие деяния, которые по общим законам
подлежат уголовному наказанию.
Близкую связь с дисциплинарной властью семьи имела дисциплинарная
власть школы. Выполнение обязательного воспитания падало, прежде всего, на
семью; но там где она не хотела или не могла выполнить этого назначения
своими средствами, на помощь ей являлось государство, а осуществителем его
забот становилась школа. Применение дисциплинарной власти в школе этого
типа, по общему правилу, безусловно, устраняло действие карательной власти
государства, допуская ее вмешательство разве только в случае совершения
наиболее тяжких преступлений воспитанниками старшего возраста, например 14
и более лет (таковы, например, случаи убийства, поджога, изнасилования и
т.д.). С другой стороны, государство устанавливало надзор за школьными
взысканиями, определяло для них известные пределы эти взыскания должны быть
налагаться с исключительной целью исправления, а не быть актом возмездия.
Подобными наказаниями были часто воспитательные взыскания – выговоры,
уменьшение баллов по поведению, лишение льгот, карцер, а в крайнем случае
удаление из данного заведения.
Дисциплинарные взыскания налагались или властью воспитательной,
единоличной – инспектора, директора, или в важнейших случаях педагогическим
советом заведения. Регулируя действия дисциплинарной власти школы,
государство, конечно, сохраняло за собой и право контроля над его органами,
подвергая их взысканиям дисциплинарным и уголовным за превышение власти.
Уложение о наказании издание 1885 г. в ст. 92 указывало три категории
уголовной невменяемости, одной из категории являлось малолетство –
неразвитость, зависящая от естественных условий развития человеческого
организма. «Юный возраст преступника играет в уголовном праве роль весьма
разнообразную: в эпоху детства возраст устраняет как вменяемость, так и
привлечение к ответственности в порядке уголовного суда; в эпоху отрочества
возраст служит основанием или невменяемости и уголовной безответственности,
или же замены наказания исправительно-воспитательными мерами, когда суд,
установив виновность малолетнего в предписываемом ему деянии, установив
наличность условий вменяемости по отношению к подсудимому, определив размер
той ответственности, которой он должен был бы подлежать, будучи взрослым,
заменяет таковую согласно закону; в эпоху юности возраст служит основанием
особого смягчения уголовной ответственности, которой подлежал бы виновный
за учиненное деяние, если был бы взрослым».[22]
В 1742 г. сенат вместе с президентами коллегий указал, что
малолетство, как для мужского, так и для женского пола нужно считать до 17
лет и что их нельзя подвергать тем же наказаниям, как и взрослых.
Малолетние не могли подвергаться ни смертной казни, ни пытке, ни кнуту; для
них эти наказания заменялись сечением плетьми и отдачей в монастырь на
исправление для выполнения там всяких тяжелых монастырских работ, а по
освобождению из монастырей повелевалось их отсылать в те места, откуда они
присланы, а из этих мест отсылать их в прежние жилища. В Указе Екатерины II
от 26 июня 1765 г., по которому устанавливалась полная невменяемость до 10
лет, а от 10 – 17 лет допускалось смягчение наказания, причем обвиняемых в
преступлениях, влекущих смертную казнь или кнут, было велено представлять в
Сенат, где к ним применялось наказание по мере их вины. Различались также
малолетние от 10 – 15 и от 15 – 17 лет. Малолетних до 10 лет признавали
абсолютно невменяемыми и отдавали виновных без придания суду и без
наказания на исправление родителям, родственникам или опекунам. Уложение
1845 г. отступило от этой системы, признав предельным возрастом 7 лет; но
так как по п. 1 ст. 173 (по изданию 1885 г.) дети от 7 – 10 лет не
подвергались определенному в законах наказанию, а отдавались родителям или
благонадежным родственникам для домашнего исправления, то на этом основании
в действительности предельным сроком периода детства являлось и, по
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14