Понятие освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних

возрастания числа преступных проявлений, зафиксированных статистикой

применительно к таким ранее благополучным группам, как учащиеся техникумов,

студенты вузов, школьники. Учащиеся ПТУ и работающие в совокупности на

протяжении длительного периода составляют 50-59% в общей структуре

несовершеннолетних преступников и примерно 23-25% - в соответствующей

группе населения страны. По данным за 1991 г. среди несовершеннолетних,

совершивших преступления, 21% составили школьники, 22% -учащиеся

профтехучилищ, 24% - работающие, 23% - неработающие и неучащиеся.1

Некоторые личностные особенности несовершеннолетних преступников.

Для всех или почти всех несовершеннолетних, вставших на путь совершения

преступлений, выбор такого варианта поведения непосредственно или в

конечном счете связан с личностными деформациями.

Особенности интересов, потребностей, отношений в сфере ведущей

деятельности, характерные для несовершеннолетних преступников, включают

стойкую утрату связей с учебным или трудовым коллективом, полное

игнорирование их правовых и нравственных оценок. Несмотря на то, что по

уровню образования, определяемому по формальным показателям прохождения

школьного обучения, отстают от сверстников лишь 8-10% несовершеннолетних

преступников, среди них в пять-шесть раз больше доля лиц, не успевающих из-

за отсутствия прилежания. Будучи выражением и следствием соответствующих

ценностных ориентации, негативного отношения, складывающегося в этом виде

деятельности, такое отношение существенно затрудняет как социализацию, так

и ресоциализацию подростков в процессе их исправления и перевоспитания.

В производственной сфере этих подростков характеризуют отсутствие

интереса к выполняемой трудовой деятельности, утилитарное отношение к

профессии (как к возможности извлечь из нее только материальную и иную

потребительскую выгоды), отсутствие связанных с ней планов, отчужденность

от задач производственного коллектива, его нужд. Такие подростки не

испытывают боязни увольнения, так как полагают, и не без основания, что

всегда смогут без труда устроиться в другое учебное заведение, на другое

предприятие и даже, более того, обеспечить себе высокий денежный и другой

потребительский доходы, используя условия рыночного беспредела, сложившиеся

в последние годы в стране.[4]

Стремление к достижению успехов в учебной и производственной

деятельности, общественной работе у правонарушителей замещено, как правило,

досуговыми потребностями и интересами. Сама система оценок и предпочтений у

таких людей все больше ориентируется на эту сферу. Именно здесь фиксируются

и гипертрофированные потребности и интересы, связанные с погоней за модной

одеждой, информацией, значимой для данной микросреды, и т. д.

В отличие от личности с позитивными, одобряемыми обществом интересами и

потребностями, развитие их у правонарушителей часто идет как бы в обратном

направлении, фактическое, в основном бесцельное, времяпрепровождение

формирует соответствующий негативный интерес. Он закрепляется в привычках,

которые, в свою очередь, ведут к формированию социально-негативных

потребностей. Соответственно искаженному развитию потребностей на

поведенческом уровне вырабатываются привычки к общественно опасным,

противоправным способам их удовлетворения.

Наличие явно выраженных негативных по своей социальной сущности

потребностей и интересов к употреблению алкоголя, бесцельному пребыванию на

улице, в подъездах и т. п. зафиксировано не менее чем у 2/3 лиц,

совершивших преступления и иные правонарушения. В соответствующей

микросреде высокой оценкой пользуются азартные игры, выпивки, демонстрация

пренебрежения к нормам общественного поведения, культивируемая вражда к

определенным группам подростков и т. п.

Интересы в сфере техники, художественной самодеятельности, занятий

спортом проявляются в три-четыре раза реже, чем у подростков с позитивным

поведением. И дело здесь не просто в ограниченности их интересов, а именно

в весьма раннем, по возрасту, замещении интересами и потребностями явно

асоциальными.

К числу характерных личностных особенностей несовершеннолетних, совершающих

преступления, относятся и существенные деформации их нравственных и

правовых ценностных ориентации.

Понятия товарищества, долга, совести, смелости и т. п.

переосмысливаются этими подростками, исходя из групповых интересов.

Жизненные цели смещаются у них в сторону психологического комфорта

компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий,

потребительства, наживы. Совершая аморальные и противоправные поступки, они

стремятся всячески «облагораживать» их мотивы, искаженно негативно

оценивать поведения потерпевших. У них четко фиксируется позиция одобрения

или «понимания» большинства преступлений, отрицания и полного игнорирования

собственной ответственности за противоправное поведение.[5]

В среде несовершеннолетних правонарушителей признается допустимым

нарушение уголовно-правового или любого другого правового запрета, если

очень нужно, в том числе если этого требуют интересы группы. Необходимость

соблюдения требований закона соотносится главным образом со степенью

вероятности наказания за допущенные нарушения.

В эмоционально-волевой сфере подростков, совершивших преступления, чаще

всего фиксируются ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к

переживаниям других, несдержанность, грубость, лживость, несамокритичность.

Выраженное ослабление волевых качеств констатируется лишь в 15-25% случаев.

Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство,

нечувствительность к страданиям других, агрессивность также можно отнести к

наиболее распространенным характерологическим чертам несовершеннолетних

преступников. При этом речь вновь идет не о возрастных особенностях,

которые были бы присущи основной массе подростков вообще, а именно о

криминогенных сдвигах, деформациях в морально-эмоциональной, нравственной

сферах, характерных именно для лиц, совершающих преступления.

В последнее время исследователями много внимания уделено выявлению

отягощенности несовершеннолетних преступников различными нервно-

психическими аномалиями. Установлено, что влияние этих аномалий на

правонарушающее поведение в основном носит косвенный или опосредованный

характер. Они, как правило, стимулируют социальную неадаптированность,

неадекватность реакции подростков, но не определяют основное содержание

конкретных действий, их нравственно-правовую направленность. Всякий раз,

когда речь идет о вменяемых субъектах, наличие нервно-психических аномалий

не создает фатальной предрасположенности их к преступлениям. Аномалии

психики оказывают влияние на механизм формирования противоправного

поведения, выступают в качестве условия, ускоряющего процесс деградации

личности, а также фактора, сказывающегося на выборе формы реакции на

конфликтную ситуацию, на формирование специфической преступной мотивации.

По многим регионам страны в последние годы констатируется более

интенсивный рост преступности среди несовершеннолетних с аномалиями

психики, опережавшей по темпам почти в четыре раза рост преступности среди

несовершеннолетних в целом. В настоящее время примерно каждый седьмой-

десятый подросток, совершающий преступление, имеет достаточно выраженные

отклонения в нервно-психическом состоянии. Однако подавляющую часть среди

них составляют лица не с тяжелыми и стойкими заболеваниями, а с

психопатическими чертами личности и остаточными явлениями после

перенесенных родовых и иных травм. Важно и то, что психопатические черты

преступников в подавляющем большинстве своем не связаны с отягощенной

наследственностью. Они в 80-85% случаев приобретены ими вследствие

неблагоприятных условий жизни и воспитания. что в значительной мере более

объективно и последовательно объясняет повышенную их распространенность у

преступников по сравнению с подростками, правонарушений не совершающих.

Основной причиной более интенсивного возникновения и развития

психогенно обусловленных аномалий у несовершеннолетних правонарушителей

являются неблагополучные условия их семейного воспитания, выражающиеся в

том числе и в наличии различных нервно-психических заболеваний у родителей,

в их алкоголизме и пьянстве, противоправном и аморальном образе жизни,

жестокости в семьях.

В качестве социально отягощенных дефектов психофизического и

интеллектуального развития и состояния, имеющих более высокую степень

распространенности среди несовершеннолетних преступников по сравнению с

подростками, правонарушений не совершавшими, исследователями зафиксированы:

- различные нарушения психофизического развития, происшедшие в период

внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском

возрастах (в том числе от черепно-мозговых травм, общесоматических и

инфекционных заболеваний);

- - ярко выраженные, начиная с детского возраста, невропатологические

черты и патохарактерологические реакции (чрезмерная крикливость и

плаксивость, повышенная обидчивость, легкая ранимость, капризность,

аффективность, раздражительность, постоянное беспокойство, крайние

формы двигательной активности, нарушение сна, речи и др.);

- - заболевание алкоголизмом:

- - явления физического инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость,

пониженная работоспособность и т. д.) либо выраженное отставание в

физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;

- - пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности

в общении со сверстниками, воспитателями, в учебе и труде,

затрудняющий приобретение необходимой информации и социального

опыта.

В абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник - это лицо,

обладающее привычками, склонностями, устойчивыми стереотипами

антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них

единицы. Для остальных характерны:

- постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого

поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание

к гражданам, порча общественного имущества и т. д.);

- - следование отрицательным питейным обычаям и традициям, пристрастие

к спиртным напиткам, к наркотикам, участие в азартных играх;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты