возрастания числа преступных проявлений, зафиксированных статистикой
применительно к таким ранее благополучным группам, как учащиеся техникумов,
студенты вузов, школьники. Учащиеся ПТУ и работающие в совокупности на
протяжении длительного периода составляют 50-59% в общей структуре
несовершеннолетних преступников и примерно 23-25% - в соответствующей
группе населения страны. По данным за 1991 г. среди несовершеннолетних,
совершивших преступления, 21% составили школьники, 22% -учащиеся
профтехучилищ, 24% - работающие, 23% - неработающие и неучащиеся.1
Некоторые личностные особенности несовершеннолетних преступников.
Для всех или почти всех несовершеннолетних, вставших на путь совершения
преступлений, выбор такого варианта поведения непосредственно или в
конечном счете связан с личностными деформациями.
Особенности интересов, потребностей, отношений в сфере ведущей
деятельности, характерные для несовершеннолетних преступников, включают
стойкую утрату связей с учебным или трудовым коллективом, полное
игнорирование их правовых и нравственных оценок. Несмотря на то, что по
уровню образования, определяемому по формальным показателям прохождения
школьного обучения, отстают от сверстников лишь 8-10% несовершеннолетних
преступников, среди них в пять-шесть раз больше доля лиц, не успевающих из-
за отсутствия прилежания. Будучи выражением и следствием соответствующих
ценностных ориентации, негативного отношения, складывающегося в этом виде
деятельности, такое отношение существенно затрудняет как социализацию, так
и ресоциализацию подростков в процессе их исправления и перевоспитания.
В производственной сфере этих подростков характеризуют отсутствие
интереса к выполняемой трудовой деятельности, утилитарное отношение к
профессии (как к возможности извлечь из нее только материальную и иную
потребительскую выгоды), отсутствие связанных с ней планов, отчужденность
от задач производственного коллектива, его нужд. Такие подростки не
испытывают боязни увольнения, так как полагают, и не без основания, что
всегда смогут без труда устроиться в другое учебное заведение, на другое
предприятие и даже, более того, обеспечить себе высокий денежный и другой
потребительский доходы, используя условия рыночного беспредела, сложившиеся
в последние годы в стране.[4]
Стремление к достижению успехов в учебной и производственной
деятельности, общественной работе у правонарушителей замещено, как правило,
досуговыми потребностями и интересами. Сама система оценок и предпочтений у
таких людей все больше ориентируется на эту сферу. Именно здесь фиксируются
и гипертрофированные потребности и интересы, связанные с погоней за модной
одеждой, информацией, значимой для данной микросреды, и т. д.
В отличие от личности с позитивными, одобряемыми обществом интересами и
потребностями, развитие их у правонарушителей часто идет как бы в обратном
направлении, фактическое, в основном бесцельное, времяпрепровождение
формирует соответствующий негативный интерес. Он закрепляется в привычках,
которые, в свою очередь, ведут к формированию социально-негативных
потребностей. Соответственно искаженному развитию потребностей на
поведенческом уровне вырабатываются привычки к общественно опасным,
противоправным способам их удовлетворения.
Наличие явно выраженных негативных по своей социальной сущности
потребностей и интересов к употреблению алкоголя, бесцельному пребыванию на
улице, в подъездах и т. п. зафиксировано не менее чем у 2/3 лиц,
совершивших преступления и иные правонарушения. В соответствующей
микросреде высокой оценкой пользуются азартные игры, выпивки, демонстрация
пренебрежения к нормам общественного поведения, культивируемая вражда к
определенным группам подростков и т. п.
Интересы в сфере техники, художественной самодеятельности, занятий
спортом проявляются в три-четыре раза реже, чем у подростков с позитивным
поведением. И дело здесь не просто в ограниченности их интересов, а именно
в весьма раннем, по возрасту, замещении интересами и потребностями явно
асоциальными.
К числу характерных личностных особенностей несовершеннолетних, совершающих
преступления, относятся и существенные деформации их нравственных и
правовых ценностных ориентации.
Понятия товарищества, долга, совести, смелости и т. п.
переосмысливаются этими подростками, исходя из групповых интересов.
Жизненные цели смещаются у них в сторону психологического комфорта
компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий,
потребительства, наживы. Совершая аморальные и противоправные поступки, они
стремятся всячески «облагораживать» их мотивы, искаженно негативно
оценивать поведения потерпевших. У них четко фиксируется позиция одобрения
или «понимания» большинства преступлений, отрицания и полного игнорирования
собственной ответственности за противоправное поведение.[5]
В среде несовершеннолетних правонарушителей признается допустимым
нарушение уголовно-правового или любого другого правового запрета, если
очень нужно, в том числе если этого требуют интересы группы. Необходимость
соблюдения требований закона соотносится главным образом со степенью
вероятности наказания за допущенные нарушения.
В эмоционально-волевой сфере подростков, совершивших преступления, чаще
всего фиксируются ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к
переживаниям других, несдержанность, грубость, лживость, несамокритичность.
Выраженное ослабление волевых качеств констатируется лишь в 15-25% случаев.
Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство,
нечувствительность к страданиям других, агрессивность также можно отнести к
наиболее распространенным характерологическим чертам несовершеннолетних
преступников. При этом речь вновь идет не о возрастных особенностях,
которые были бы присущи основной массе подростков вообще, а именно о
криминогенных сдвигах, деформациях в морально-эмоциональной, нравственной
сферах, характерных именно для лиц, совершающих преступления.
В последнее время исследователями много внимания уделено выявлению
отягощенности несовершеннолетних преступников различными нервно-
психическими аномалиями. Установлено, что влияние этих аномалий на
правонарушающее поведение в основном носит косвенный или опосредованный
характер. Они, как правило, стимулируют социальную неадаптированность,
неадекватность реакции подростков, но не определяют основное содержание
конкретных действий, их нравственно-правовую направленность. Всякий раз,
когда речь идет о вменяемых субъектах, наличие нервно-психических аномалий
не создает фатальной предрасположенности их к преступлениям. Аномалии
психики оказывают влияние на механизм формирования противоправного
поведения, выступают в качестве условия, ускоряющего процесс деградации
личности, а также фактора, сказывающегося на выборе формы реакции на
конфликтную ситуацию, на формирование специфической преступной мотивации.
По многим регионам страны в последние годы констатируется более
интенсивный рост преступности среди несовершеннолетних с аномалиями
психики, опережавшей по темпам почти в четыре раза рост преступности среди
несовершеннолетних в целом. В настоящее время примерно каждый седьмой-
десятый подросток, совершающий преступление, имеет достаточно выраженные
отклонения в нервно-психическом состоянии. Однако подавляющую часть среди
них составляют лица не с тяжелыми и стойкими заболеваниями, а с
психопатическими чертами личности и остаточными явлениями после
перенесенных родовых и иных травм. Важно и то, что психопатические черты
преступников в подавляющем большинстве своем не связаны с отягощенной
наследственностью. Они в 80-85% случаев приобретены ими вследствие
неблагоприятных условий жизни и воспитания. что в значительной мере более
объективно и последовательно объясняет повышенную их распространенность у
преступников по сравнению с подростками, правонарушений не совершающих.
Основной причиной более интенсивного возникновения и развития
психогенно обусловленных аномалий у несовершеннолетних правонарушителей
являются неблагополучные условия их семейного воспитания, выражающиеся в
том числе и в наличии различных нервно-психических заболеваний у родителей,
в их алкоголизме и пьянстве, противоправном и аморальном образе жизни,
жестокости в семьях.
В качестве социально отягощенных дефектов психофизического и
интеллектуального развития и состояния, имеющих более высокую степень
распространенности среди несовершеннолетних преступников по сравнению с
подростками, правонарушений не совершавшими, исследователями зафиксированы:
- различные нарушения психофизического развития, происшедшие в период
внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском
возрастах (в том числе от черепно-мозговых травм, общесоматических и
инфекционных заболеваний);
- - ярко выраженные, начиная с детского возраста, невропатологические
черты и патохарактерологические реакции (чрезмерная крикливость и
плаксивость, повышенная обидчивость, легкая ранимость, капризность,
аффективность, раздражительность, постоянное беспокойство, крайние
формы двигательной активности, нарушение сна, речи и др.);
- - заболевание алкоголизмом:
- - явления физического инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость,
пониженная работоспособность и т. д.) либо выраженное отставание в
физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;
- - пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности
в общении со сверстниками, воспитателями, в учебе и труде,
затрудняющий приобретение необходимой информации и социального
опыта.
В абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник - это лицо,
обладающее привычками, склонностями, устойчивыми стереотипами
антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них
единицы. Для остальных характерны:
- постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого
поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание
к гражданам, порча общественного имущества и т. д.);
- - следование отрицательным питейным обычаям и традициям, пристрастие
к спиртным напиткам, к наркотикам, участие в азартных играх;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11