таким образом, что нормы уголовного права лишь охраняют общественные
отношения, регулируемые нормами иных отраслей права. В действительности
нормы каждой отрасли права обычно сами охраняют собственные предписания.
Уголовно-правовая санкция в принципе не может применяться за нарушение,
например, административно-правового запрета, касающегося специфических
общественных отношений. Такое правоприменение означало бы грубейшее
нарушение законности.
Сведение функций уголовного права лишь к охранительной нередко
приводит к расширению сферы охраняемых им общественных отношений. В
юридической литературе встречаются утверждения, что "нормы уголовного права
являются средством охраны всех общественных отношений, регулируемых другими
отраслями права"[12]. Здесь налицо явное преувеличение охранительной роли
уголовного права. Уголовно-правовые санкции призваны защищать наиболее
важные права, свободы и интересы личности, общества и государства.
Чрезмерное расширение сферы уголовного права может привести лишь к
отрицательным последствиям как для общества, так и для личности.
Вывод о самостоятельной природе уголовного права, выражающейся в
существовании особого предмета уголовно-правового регулирования, - вовсе не
означает, как это иногда утверждается, что уголовно-правовая норма не
воспроизводит каких-либо норм других отраслей права и что уголовная
противоправность определяется уголовным законом независимо от других
отраслей права[13]. Данная точка зрения не учитывает системности норм права
в целом. Поскольку самостоятельность норм любой отрасли права относительна,
"в праве не может быть абсолютно изолированных друг от друга отраслей"[14].
Это положение особенно ярко подтверждается на примере взаимосвязи
именно уголовно-правовых норм с нормами других отраслей права. Многие
уголовно-правовые нормы включают нормы самых различных отраслей. Более
того, анализ действующего уголовного законодательства позволяет утверждать,
что вообще нет такой отрасли права, нормы которой не входили бы органически
в уголовно-правовые. Так, в содержание бланкетных диспозиций уголовного
закона входят нормы и конституционного (например, ст. 136 УК РФ), и
административного (например, ст. 264 УК РФ), и гражданского (например, ст.
146 УК РФ), и других отраслей российского права. В этих случаях условия
уголовной ответственности за совершение соответствующих общественно опасных
деяний предусмотрены не только нормами уголовного права, но и нормами
других отраслей. И это не противоречит самостоятельности уголовно-правового
запрета, так как нормы других отраслей права, помещенные в оболочку
уголовного закона, превращаются в "клеточку" уголовно-правовой нормы,
образуя вместе с последними уголовно-правовую материю.
[pic]
Любые правовые нормы и право в целом предназначены для воздействия на
волевое поведение людей, а предметом правового регулирования являются
общественные отношения. Содержание таких отношений, регулируемых уголовным
правом, является, во-первых, вполне специфическим, а во вторых — сложным и
неоднозначным. Можно выделить три основные разновидности этих отношений,
образующих в совокупности предмет уголовно-правового регулирования.
Первым видом таких отношений являются так называемые охранительные
уголовно-правовые отношения (в их традиционном понимании), возникающие в
связи с совершением преступления. Это отношения между лицом, совершившим
запрещенное уголовным законом преступное деяние, и государством в лице
суда, следователя, прокурора, органа дознания. Каждый из субъектов этого
правоотношения обладает определенными правами и несет корреспондирующие им
обязанности. Так, первый обязан претерпеть неблагоприятные последствия,
которые уголовный закон связывает с совершением преступления, в конечном
счете, понести наказание, предусмотренное той уголовно-правовой нормой,
которую он нарушил. Другой субъект — суд (с помощью следственных,
прокурорских органов и органов дознания) — вправе принудить первого к
исполнению этой обязанности. Но это право сопровождает обязанность тех же
органов привлекать лицо к уголовной ответственности, а суда — назначать
наказание или меру, его заменяющую, в соответствии с тем, как уголовный
закон формулирует особенности условий уголовной ответственности лица,
совершившего определенное преступление. Таким образом, предметом
охранительных уголовно-правовых отношений является реализация уголовной
ответственности и наказания, связанная как с установлением события
преступления, так и с назначением наказания, освобождением от уголовной
ответственности и наказания (включая и применение принудительных мер
медицинского и воспитательного характера).
Вторым видом отношений, которые входят в предмет уголовного права,
являются отношения, связанные с удержанием лица от совершения преступления
посредством угрозы наказания, содержащейся в уголовно-правовых нормах.
Отрицать за уголовно-правовыми запретами роль праворегулирующего начала —
значит утверждать, что они не упорядочивают поведение людей в обществе. В
действительности это не так. Установление уголовно-правового запрета есть
выражение принудительной силы государства. Нарушение запрета предполагает
применение наказания к лицу, совершившему преступление. В этом заключается
специфика обязанности, устанавливаемой уголовным законом (обязанности не
совершать преступления), и ее отличие от обязанностей морально-
нравственного порядка. Уголовный запрет налагает на граждан обязанность
воздержаться от совершения преступления и потому регулирует поведение людей
в обществе.
Третья разновидность общественных отношений, входящих в предмет
уголовного права, регулируется уголовно-правовыми нормами, которые наделяют
граждан правами на причинение вреда при защите от опасных посягательств при
необходимой обороне, а также при крайней необходимости и других
обстоятельствах, исключающих преступность деяния. Эти отношения специфичны,
в частности, по своему субъективному составу. Осуществляющий, например,
свое право на необходимую оборону вступает в правовые отношения, с одной
стороны, с лицом, посягающим на интересы личности, общества или государства
и обычно нарушающим соответствующий уголовно-правовой запрет (приобретает
право на причинение вреда посягающему). С другой стороны, поведение
обороняющегося компетентны признать правомерным только суд и прокурорско-
следственные органы. В каждом случае именно они обязаны всесторонне
рассмотреть событие, связанное с причинением вреда при защите от опасного
посягательства, и подтвердить правомерность действий обороняющегося,
официально освободив его от ответственности за причиненный им вред. Таким
образом, обороняющийся вступает в правовые отношения и с государством в
лице суда, прокурорско-следственных органов. Эти отношения можно именовать
регулятивными уголовно-правовыми отношениями (в отличие от охранительных
уголовно-правовых отношений), так как они складываются на основе
регулятивных (управомочивающих) норм и регулируют правомерное поведение
лица, являющееся одновременно и социально полезным.
При решении вопроса о наличии самостоятельного предмета регулирования
и, следовательно, о самостоятельной юридической природе уголовного права
следует учитывать и то, что еще в теории советского права наметился новый
подход к соотношению регулятивных и охранительных моментов любых отраслей
права. Так, в Курсе общей теории государства и права говорится: "Конечно, в
системе права все нормы связаны между собой и взаимно обусловливают друг
друга, но выделять из них только правоохранительные нормы не представляется
возможным. Одна и та же норма может быть регулятивной в одном отношении и
правоохранительной в другом (например, нормы уголовного и процессуального
права). Иными словами, каждая норма имеет как регулятивный характер
(поскольку она предназначена регулировать поведение), так и
правоохранительный (поскольку она, будучи оснащенной государственной
санкцией, охраняет возможность и необходимость определенного
поведения)"[15]. Уголовное право регулирует общественные отношения,
направленные на охрану личности, ее прав и свобод, общества и государства
от преступных посягательств. Как всякое право, оно может выполнить свою
задачу только путем регулирования соответствующих отношений. В уголовном
праве регулятивная функция есть проявление его охранительной функции, есть
форма и способ осуществления последней.
Таким образом, мы можем заключить, что предмет любой отрасли права -
это круг общественных отношений, которые она регулирует. Предмет
регулирования отрасли права является критерием выделения (в рамках системы)
самостоятельных отраслей права. Несмотря на всю, казалось бы, простоту
вопроса о предмете уголовного права, на эту тему велись и до сих пор
ведутся довольно жаркие споры. Но, анализируя мнения многих учёных-юристов,
можно сказать, что уголовное право обладает самостоятельным предметом
регулирования; нормы уголовного права не только охраняют, но и регулируют
общественные отношения; уголовное право существует не изолированно от
других отраслей права. Уголовное право регулирует общественные отношения,
направленные на охрану личности, ее прав и свобод, общества и государства
от преступных посягательств. Особенностью национального уголовного права
является то, что оно содержит 2 идеи: идею о преступлении; идея о
наказании.
3. Система уголовного права. Наука уголовного права, её содержание и
соотношение с другими отраслями права
Уголовное право разделяется на две части: Общую и Особенную. Общая
часть включает нормы уголовного права, в которых закрепляются его общие
принципы, институты и понятия, а также основные положения, определяющие
основания и пределы уголовной ответственности и применения наказания,
порядок и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания. В
нормах Общей части регламентируются наиболее важные вопросы, относящиеся к
основным понятиям уголовного права — уголовному закону, преступлению и
наказанию.
Особенная часть уголовного права включает нормы, в которых
определяются конкретные преступления по родам и видам, а также наказания,
установленные за их совершение.
Общая и Особенная части уголовного права органически связаны и лишь в