Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних

осуществляющих производство по делам несовершеннолетних.

Лица, в компетенцию которых входит принятие решений в отношении

несовершеннолетних, могут иметь самую различную квалификацию. Все эти лица

должны иметь минимальную подготовку в области права, социологии,

психологии, криминологии и наук о поведении. Это требование имеет столь же

важное значение, как и организационная специализация и независимость

компетентного органа власти.

Профессиональная квалификация является необходимым элементом для

обеспечения беспристрастного и эффективного отправления правосудия в

отношении несовершеннолетних. Поэтому необходимо улучшить набор,

продвижение и профессиональную подготовку персонала и обеспечить его

необходимыми средствами, которые позволяли бы ему соответствующим образом

выполнять свои функции.

В целях достижения беспристрастности при отправлении правосудия в

отношении несовершеннолетних следует избегать любой дискриминации на

политической, социальной, половой, расовой, религиозной, культурной или

любой другой основе в отношении отбора, назначения и продвижения персонала

в системе правосудия по делам несовершеннолетних.[2]

«На практике применяется специализация следователей, прокуроров и

судей по делам несовершеннолетних. В частности, по этим делам рекомендуется

вызывать народных заседателей из числа педагогов и иных лиц, имеющих опыт в

воспитании молодежи; дела данной категории целесообразно рассматривать под

председательством одних и тех же наиболее квалифицированных судей»[3].

«Специализация судей по делам несовершеннолетних предусматривает

необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения

и повышения квалификации не только по вопросам права, но и педагогики,

социологии, психологии»[4].

ПРЕДМЕТ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЛАМ

О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В соответствии с международными принципами в области прав и свобод

человека особые правила производства по делам о преступлениях

несовершеннолетних направлены в первую очередь на защиту этих лиц от

необоснованного подозрения или обвинения, на справедливое разрешение дела,

на обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетнего

правонарушителя были всегда соизмеримы как с особенностями его личности,

так и с обстоятельствами преступления. С этой целью законом определены

обстоятельства, подлежащие установлению по делам о преступлениях

совершенными несовершеннолетними (ст. 392 УПК РСФСР).

Статья ст. 392 УПК РСФСР детализирует некоторые положения ст.68 УПК

РСФСР. Пленум Верховного Суда РФ, обратил внимание судов[5]:

> на обязательность полного, всестороннего и объективного выяснения данных

о личности обвиняемого;

> выяснение условий его жизни и воспитания;

> изучение мотивов преступления;

> о причинах и условиях, способствовавших его совершению, в том числе о

действиях взрослых, вовлекавших подростков в совершение преступлений либо

создававших для этого благоприятные условия.

ВОЗРАСТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Уголовно-процессуальный закон (ст. 392 УПК РСФСР) придает важное

значение доказыванию точного возраста несовершеннолетнего.

Правила установленные в главе 32 УПК применяются по делам лиц, которые

к моменту совершения преступления не достигли восемнадцатилетнего возраста.

Аналогичный порядок производства по делам несовершеннолетних применяется

также следующих случаях, когда лицо, совершившее преступление до достижения

18 лет, а к моменту процессуального действия достигло этого возраста. А

также когда часть преступлений совершена им в возрасте до 18 лет, а часть

- после достижения совершеннолетия. «При рассмотрении дел этой категории

следует учитывать, что участие защитника... обязательно с момента

задержания, ареста, предъявления обвинения и в судебном разбирательстве,

независимо от того, достиг ли обвиняемый, совершивший преступление в

возрасте до 18 лет, к этому времени совершеннолетия. Это правило относится

и к случаям, когда лицо обвиняется в преступлениях, одно из которых

совершено им в возрасте до 18 лет, а другое - после достижения

совершеннолетия»[6].

Возраст несовершеннолетнего исчисляется с точностью до года, месяца и

дня. Лицо считается достигшим возраста 14, 16, 18 лет по истечении суток,

на которые приходится дата рождения, т. е. со следующих суток. Эти данные

устанавливаются копией свидетельства о рождении (метрика), паспортом либо

протоколом осмотра свидетельства о рождении (паспорта). При противоречии

между данными о возрасте необходим запрос по месту регистрации рождения.

При отсутствии официальных документов либо невозможности по различным

получить их копии (дубликат), а также в случае сомнений относительно

подлинности документов, удостоверяющего возраст несовершеннолетнего,

назначается судебно-медецинская экспертиза (ст.79 УПК РСФСР).

На разрешение судебно-медицинских экспертов должны быть поставлены

следующие вопросы:

> каков в настоящее время возраст представленного для обследования

подозреваемого (обвиняемого);

> достиг ли обследуемый подозреваемый (обвиняемый) к моменту совершения

преступления (должно быть указано число, месяц, год и время суток) 14-

летнего, 16-летнего, 18-летнего возраста.

На разрешение экспертизы нельзя ставить вопрос о соответствии уровня

развития подростка его паспортному возрасту или возрасту уголовной

ответственности, так как компетенция судебных не позволяет им

диагностировать реальный уровень психического развития несовершеннолетнего

(психологический возраст подростка)[7].

«В случае установления возраста экспертизой за дату рождения

принимаются последние сутки года рождения, установленного экспертизой. Если

экспертиза определяет возраст максимальным и минимальным количеством лет,

то за дату рождения принимаются последние сутки года рождения,

соответствующего минимальному возрасту»[8].

Данные о возрасте несовершеннолетнего способствуют:

> установлению личности обвиняемого и решению вопроса о возможности

привлечения его к уголовной ответственности (ст.20 УК РФ);

> определению возможности совершения конкретного деяния с учетом физических

данных несовершеннолетнего (например: оказать реальное сопротивление

взрослому, совершить насильственный половой акт и т.д.);

> скорейшему практическому осуществлению вопроса об особом порядке

судопроизводства по уголовному делу;

> учету возрастных и социально-психологических качеств личности в ходе

выполнения следственных действий;

> обеспечение применения уголовно-правовых норм о сроках, видах и пределах

наказания, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельствах, о

применении принудительных мер воспитательного воздействия и др.

ВЫЯСНЕНИЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Выяснение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего требуется для

всестороннего изучения физического и психологического состояния подростка,

уровня интеллектуального и нравственного развития, особенностей его

характера.

Данные об обстановке, в которой происходило формирование личности

несовершеннолетнего, необходимы:

> для установления мотивов преступления;

> для изучением обстоятельств, связанных с отношением несовершеннолетнего к

содеянному;

> для принятие мер по предупреждению совершения других преступлений;

> для изучения ответственности родителей или воспитателей.

При изучении условий жизни несовершеннолетнего в семье, следователю и

суду, необходимо обращать внимание следующее:

> кто фактически занимается воспитанием несовершеннолетнего;

> где и в качестве кого работают родители

> имеет ли обвиняемый имущество или самостоятельный заработок и в каком

размере;

> каковы взаимоотношения между родителями и членами семьи.

«Установление этих обстоятельств необходимо, так как именно в семье

формируется мировоззрение ребенка, его характер, жизненные принципы,

отношение к труду»[9].

При выяснении условий учебы или работы следователь и суд

устанавливают:

> в какой школе (обычной или вспомогательной) учится несовершеннолетний;

> в каком классе и какова успеваемость, поведение;

> принимал ли участие в общественной жизни школы;

> с кем дружит;

> применялись ли к обвиняемому меры воспитательного характера и за какие

проступки.

Если подросток в момент совершения преступления не учился и не работал,

выясняется, когда и по каким причинам он оставил учебу или работу, было ли

это известно семье, а также было ли его увольнение согласовано с комиссией

по делам несовершеннолетних.

В целях установления интересов обвиняемого необходимо выяснить его

связи, времяпрепровождение, круг знакомых отрицательно влияющих на

подростка. Для полного представления о личности несовершеннолетнего важно

знать употребляет ли он спиртные напитки и психотропные вещества, с какого

времени и в каком количестве, кто приучил его к ним, а так же где он

добывал деньги и совершал ли он в таком состоянии правонарушения.

Также исследованию подлежит поведение подростка в прошлом.

Существенное значение имеют следующие обстоятельства:

> совершал ли он раннее преступления, когда и какие;

> за какие преступления, в каком возрасте, сколько раз и на какой срок был

осужден;

> где отбывал наказание и как долго, как вел себя в местах лишения свободы;

> находился ли в специальных воспитательных учреждениях, за что и сколько

времени;

> состоит ли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;

> привлекался ли к административной ответственности.

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СПОСОБСТВОВАВШИЕ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Для выяснения причин и условий, способствовавших совершению

преступления, собираются данные относительно:

> источников возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек

(отрицательный пример, неправильное воспитание в семье, злостное

нарушение родительских обязанностей, влияние антиобщественных элементов и

т.д.);

> обстоятельств, которые привели к формированию преступного умысла и

непосредственно толкнули на преступление;

> обстоятельств, создавших благоприятную обстановку для подготовки и

совершения преступления, а также способствовавшие к формированию

преступных групп и их антиобщественной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты