Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних

представители учреждений и организаций, на попечении которых находится

обвиняемый или потерпевший. «Эта позиция, однако, требует известной

корректировки, так как "если несовершеннолетний не имеет родителей или

проживает один или у лица, не признанного надлежащим образом опекуном или

попечителем, в качестве законного представителя несовершеннолетнего суд

должен вызвать представителя органа опеки и попечительства»[17].

«Если родители или заменяющие их лица, участвующие в деле в качестве

законных представителей, не были признаны гражданскими ответчиками на

предварительном следствии, хотя по обстоятельствам дела на них может быть

возложена имущественная ответственность за ущерб, причиненный преступлением

несовершеннолетнего, суд должен признать их гражданскими ответчиками и

разъяснить права. Это совместимо с функциями законного представителя»[18].

Участие законного представителя не заменяет участия защитника.

Действуя совместно с защитником в интересах представляемого, законный

представитель оказывает ему общую материальную поддержку.

Законный представитель вправе обсуждать с защитником и

несовершеннолетним доказательства и их полноту, помогать обвиняемому

знакомиться с материалами дела и заявлять ходатайства.

УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА В ДОПРОСЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Дополнительной гарантией защиты законных интересов несовершеннолетнего

и создание надлежащих условий для исследования всех обстоятельств дела

служит участие педагога в допросе несовершеннолетнего обвиняемого (ст.397

УПК РСФСР). «Участие педагога в допросе обвиняемого, не достигшего 16 лет,

обусловлено необходимостью использовать, в связи со сложностью такого

допроса, данные педагогики и психологии при его подготовке, проведении,

фиксации показаний. Поэтому отсутствие педагога в таких случаях может

создать сомнение в достоверности показаний»[19].

Положения ст.397 УПК РСФСР применяются в отношении лиц, не достигших

шестнадцатилетнего возраста к моменту допроса. О вызове педагога вправе

ходатайствовать законные представители или защитник.

Вызываемый педагог должен по роду работы заниматься обучением и

воспитанием несовершеннолетних того же возраста, что и допрашиваемый.

Участие работника органов внутренних дел в качестве педагога не

допускается.

Перед началом допроса у педагога выясняется, нет ли обстоятельств,

обусловливающих невозможность его участия в допросе (к их числу относится,

в частности, конфликт с подростком или его семьей). Следователь знакомит

педагога с обстоятельствами дела, относящимися к допросу, и с данными о

личности несовершеннолетнего. Педагогу разъясняется, что он должен помочь

правильному ведению и протоколированию допроса, установлению контакта с

обвиняемым, что он вправе с разрешения следователя задавать вопросы, причем

отведенный вопрос заносится в протокол, а также делать замечания о ходе

допроса, просить о дополнении или внесении поправок в запись показаний.

Если следователь сочтет их необоснованными, они фиксируются перед подписью

педагога. Обсуждение этих вопросов производится в отсутствие обвиняемого.

Также педагогу разъясняются его обязанности и ответственность по ст.133.1

УПК РСФСР.

В конце допроса педагог высказывает свое мнение не о правдивости

показаний, а о ведении допроса и записи показаний. Перед его подписью может

быть сделана отметка: "Участвовал в допросе и по его ведению замечаний не

имею. Протокол прочитан лично. Содержание протокола соответствует

показаниям".

В заключении хотелось бы отметить, что участие педагога может

оказаться целесообразным и при других процессуальных действиях, в ходе

которых даются показания (объяснения) обвиняемым.

ВЫДЕЛЕНИЕ ДЕЛА О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕМ В ОТДЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Данные правила, предусмотренные ст.396 УПК РСФСР, преследуют цель

ускорить производство по делу несовершеннолетнего, а также пресечь влияние

взрослых соучастников и создать условия для выяснения обстоятельств, на

которые закон предписывает обратить особое внимание.

Вопрос о выделении дела решается после того, как собраны достаточные

данные о том, в каких преступлениях участвовал несовершеннолетний и какова

его роль в каждом случае. Если в группе со взрослыми привлечено несколько

несовершеннолетних, дело может быть выделено о каждом из них или о них

совместно. В отношении обвиняемого, дело о котором еще не выделено или не

представляется возможным выделить (ч.2 ст.396), особое внимание должно быть

уделено изоляции его от влияния взрослых обвиняемых, включая судебное

заседание.

«Как правило, можно выделить дело о несовершеннолетнем, участвовавшем

лишь в некоторых эпизодах преступной деятельности взрослых или выступавшем

в качестве пособника. Если же несовершеннолетний участвовал в большинстве

преступлений взрослых, а равно если взрослый был организатором,

подстрекателем преступления несовершеннолетнего, вопрос о выделении дела

решается с большой осторожностью. Он не может быть решен без учета

необходимости всесторонне выяснить характер преступной деятельности и

степень ответственности каждого из обвиняемых»[20].

Основания выделения дела излагаются в постановлении об этом, а

основания, исключившие такую возможность, - в обвинительном заключении.

Материалы о личности, условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего

(документы о возрасте, характеристики, протоколы допроса родителей и т.д.)

приобщаются к выделенному делу в подлинниках. При появлении в основном деле

новых материалов, касающихся несовершеннолетнего, эти материалы

дополнительно приобщаются к выделенному делу. При рассмотрении в суде

выделенного дела целесообразно истребовать для обозрения основное дело.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОБВИНЯЕМОГО С

МАТЕРИАЛАМИ ДЕЛА

При объявлении несовершеннолетнему об окончании предварительного

следствия и предъявления ему для ознакомления материалов дела должен быть

допущен законный представитель обвиняемого, если он ходатайствует об этом.

Право, предусмотренное ст. 398 УПК РСФСР разъясняется законному

представителю. Исходя из ст.58 УПК РСФСР, законному представителю

сообщается о месте и времени ознакомления обвиняемого с материалами дела.

Если имели место попытки родителей (заменяющих их лиц) помешать

установлению истины, участие этих лиц в ознакомлении с материалами дела

может быть признано нецелесообразным. Об этом выносится мотивированное

постановление. Аналогично решается вопрос, если установлено, что законный

представитель в ходе ознакомления с делом учиняет такие попытки.

Отдельное от обвиняемого ознакомление законного представителя с

материалами дела при окончании следствия не предусмотрено.

СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО ПО ДЕЛАМ

О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Производство в суде первой инстанции по делам о преступлениях

несовершеннолетних осуществляется в соответствии с главами 20-25 УПК РСФСР

с учетом особых правил, предусмотренных ст. 399 – 402 УПК РСФСР.

Председатель суда, в который поступило дело о преступлении

несовершеннолетнего, обеспечивает его рассмотрение под председательством

опытного судьи, специализирующего в этом направлении. Поскольку дела о

преступлениях несовершеннолетних рассматриваются коллегиально, в составе

судьи и двух народных заседателей (ст.15, 35 УПК РСФСР), судья обязан (по

возможности), решить вопрос о включении в состав суда народных заседателей

из числа педагогов или иных лиц, имеющих опыт работы с подростками и

знающие детскую и юношескую психологию.

В порядке, предусмотренном ст. 228 УПК РСФСР, судья также принимает

решение об обязательном участии в судебном разбирательстве защитника

несовершеннолетнего обвиняемого и, при наличии к тому оснований, о

рассмотрении дела в закрытом судебном заседании (ч.2 ст.18 УПК РСФСР).

ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО СЛЕДСТВИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Проведение полного, всестороннего и объективного судебного

разбирательства по делам несовершеннолетних во многом определяется

эффективностью организации и ведения судебного следствия по данной

категории дел.

При рассмотрении каждого дела о преступлении несовершеннолетнего

судами используются тактические научные положения и рекомендации. Так, в

соответствии с требованиями УПК судебное следствие начинается оглашением

обвинительного заключения. Председательствующий, опросив подсудимых,

понятно ли им предъявленное обвинение, выясняет у каждого из них, признают

ли они себя виновными и желают ли дать мотивированный ответ.

Затем суд устанавливает порядок исследования доказательств.

Какие показания следует заслушивать и исследовать первыми -

несовершеннолетних подсудимых, потерпевших или свидетелей? Если по делу

несколько подсудимых и в преступной группе имеется явный лидер, кого

заслушать раньше? Подобные вопросы уголовно-процессуальный закон не решает.

Однако это вопросы ведения судебного следствия.

Само понятие "судебное следствие" предполагает наличие и использование

ряда методов и приемов исследования имеющихся фактов, обусловливает

применение определенной тактики. Таким образом, судебное следствие,

применение в его ходе тактических методов и приемов признается

законодателем неотъемлемой составляющей уголовного процесса. «Необходимость

разработки специальных тактических приемов, применяемых судом по делам

несовершеннолетних, обусловлена тем, что судебное разбирательство не

является лишь утверждением или отрицанием выводов предварительного

следствия, а представляет собой решающую и основную стадию уголовного

процесса, которая имеет помимо общих свои цели и задачи.»[21]

Центральная часть данной стадии - судебное следствие - это

самостоятельное, всестороннее, полное и объективное исследование всех

обстоятельств дела.

Как одну из основных задач судебного следствия следует назвать

непосредственное исследование судом всех имеющихся по делу доказательств.

Его особенности обусловлены самой сущностью, ролью и значением стадии

судебного разбирательства, которой свойственны принципы публичности,

гласности, процессуального равноправия сторон.

Тактические рекомендации, составляющие основу ведения судебного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты