Наиболее типичным и характерным проявлением в законодательстве идей
«классической» школы был французский уголовный кодекс 1810 года, который
предусматривал санкцию в виде смертной казни в 30 случаях. Французский
уголовный кодекс 1810 года вместе с положениями, относящимися к смертной
казни, оказал огромное влияние на все последующие развитие буржуазного
уголовного права. В период наполеоновских войн он нашел прямое или
косвенное применение в странах, завоеванных Францией. В ряде государств
Европы и Латинской Америки он использовался как образец при подготовке
проектов национальных уголовных кодексов.
Развитие уголовного права в Англии происходило особыми путями, во
многом отличаясь от буржуазного преобразования уголовного права в
континентальной Европе. Английская революция XVII века, по существу, не
затронула феодального уголовного права, которое не изменилось в своей
основе даже к началу XIX века. В период, когда французский уголовный кодекс
1810 года оказывал сильнейшее воздействие на уголовное право других стран,
свыше 200 статутов английского уголовного законодательства предусматривали
в качестве единственной меры наказания смертную казнь. Она грозила не
только тому, кто был застигнут вооруженным или переодетым в чужом лесу, но
и виновному в злонамеренной порубке или уничтожении деревьев, в
злонамеренном уничтожении скота и т.п. Смертной казнью каралась карманная
кража на сумму свыше 1 шиллинга, если она была совершена в церкви, на
ярмарке, в других местах. Характерно, что английские юристы называли
смертную казнь «основным» наказанием, а все остальные - «второстепен-ными».
Первым английским юристом, поддержавшим, хотя и в довольно робкой
форме, отдельные мысли Монтескье и Беккариа, был Уильям Блэкстон, автор
знаменитых «Комментариев к праву Англии» (1765-1769). Блэкстон осуждал
чрезмерное увлечение смертной казнью как основной мерой наказания, призывая
к периодическому пересмотру статутов, предусматривающих эту меру.
В начале XIX века борьба за реформу уголовного права, и прежде всего
за сокращение сферы применения смертной казни была перенесена в британский
парламент. Ее возглавил видный адвокат и член парламента С.Ромильи. Его
уголовно-правовая программа состояла в том, чтобы ограничить применение
смертной казни лишь тяжкими преступлениями и в этих целях пересмотреть
уголовное законодательство, отменив устаревшие статуты. В результате
проведенных реформ, кража без взлома из церкви, например, отныне не могла
наказываться смертной казнью, но кража из церкви, сопряженная со взломом по-
прежнему каралась смертной казнью.
Таким образом, средневековая сущность английского уголовного права еще
долго оставалась непоколебленной. И лишь в период между 1830 и 1880 годами
в Англии в результате отдельных парламентских актов была осуществлена
реформа уголовного законодательства, которая в основном приспособила
уголовное право к потребностям капиталистического общества. Одним из
важнейших результатов этой реформы явилась отмена смертной казни за
имущественные преступления, которые сопровождаются применением насилия к
потерпевшему.
В 70-80-х годах XIX века в буржуазном уголовном праве возникло новое
направление, которое в противоположность «классическому» иногда называют
позитивистским. Оно было представлено двумя основными школами -
«антропологической» («итальянской») и «социологической».
«Антропологи» (Ломброзо, Ферри, Гарофало), выступившие впервые в 70-х
годах XIX века, рассматривали преступность как биологическое явление, а
преступников - как особую породу людей, которую можно распознать по особым
физическим признакам («стигматам»). «Социологи», выступившие несколько
позже, в 80-х годах XIX века, заявляли, что преступность есть результат
взаимодействия множества факторов (физических, индивидуальных и социальных)
и что существует категория людей, находящихся в «опасном состоянии», от
которых общество должно защищаться до того, как они совершат преступление.
«Антропологи» и «социологи» предлагали коренным образом реформировать
уголовное право и процесс. «Антропологи» требовали широкого применения
смертной казни, пожизненного тюремного заключения, ссылки на необитаемы
острова и в болотистые местности, объявляя их лучшими средствами «очищения»
общества от преступников и приветствовали изобретение в США электрического
стула, считая его наиболее удобным способом «устранения» преступника из
общества.
Во второй половине XIX века большое число сторонников «классической»
школы уголовного права в ряде капиталистических государств перешло на
позиции так называемой неоклассической школы. Они требовали проведения
более гибкой и более либеральной карательной политики и настаивали на том,
чтобы смертная казнь была постепенно устранена из системы уголовных
наказаний. Этим криминалистам и другим противникам смертной казни удалось
добиться успехов в некоторых государствах Европы. Так, во Франции в ходе
революции 1848 года была отменена смертная казнь за политические
преступления, что, однако, не помешало французской буржуазии в 1871 году
после подавления Парижской коммуны устроить кровавую расправу над
коммунарами, которых расстреливали по приговорам военных трибуналов, а
нередко без суда и следствия.
В том же 1848 году смертная казнь за политические преступления была
отменена по конституции Швейцарии, а по конституции 1874 года она была
исключена и за все иные преступления, совершенные в мирное время. Большим
событием в истории движения аболиционистов стала отмена смертной казни в
Италии в 1889 году. В некоторых странах получила распространение практика,
когда смертная казнь не запрещалась законом, но суды перестали выносить
смертные приговоры. Например, в Португалии смертная казнь была фактически
упразднена в 1846 году, а юридически - в 1867 году; в Нидерландах ее
перестали применять с 1861 года, а юридически отменили в 1870 году; в
Норвегии фактически исключили с 1876 года, а юридически оформили запрет в
1902 году, с принятием нового уголовного кодекса. Другим примером может
служить Бельгия, где смертные приговоры, заменяемые актами помилования,
фактически перестали приводить в исполнение с 1863 года, но
законодательство продолжало предусматривать санкцию в виде смертной казни
за ряд преступлений.
Таким образом, к началу первой мировой войны успехи противников
смертной казни в Западной Европе были очевидными, но территориально
достаточно скромными: к этому времени смертная казнь была юридически
отменена либо на протяжении десятилетий фактически не применялась лишь в
Бельгии, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Португалии и некоторых
кантонах Швейцарии.
После первой мировой войны смертная казнь была отменена в целом ряде
европейских государств, хотя во многих из них была восстановлена накануне
второй мировой войны либо еще раньше, в частности, там, где были
установлены реакционные политические режимы, например, в Испании, в Италии,
в Австрии.
Движение в пользу отмены смертной казни приобрело значительное число
новых сторонников на Западе после второй мировой войны как непосредственная
реакция на казни нацистами участников Сопротивления и уничтожение в
фашистских лагерях смерти миллионов ни в чем не повинных людей. Сторонники
движения «новой социальной защиты», возглавляемого видным французским
юристом Марком Анселем полностью отрицали смертную казнь как способ
проведения уголовной политики.
В результате усилий аболиционистов нормы об отмене смертной казни были
включены в тексты принятых после второй мировой войны конституций целого
ряда европейских государств. Правда, в некоторых конституциях (Италии,
например) содержались оговорки, что смертная казнь отменяется лишь в мирное
время. В ст.102 Конституции ФРГ 1949 года, напротив, было провозглашено
безоговорочно: «Смертная казнь отменяется».
Новая волна отмены смертной казни в Европе приходится на вторую
половину 70-х годов. После свержения режима «черных полковников» в Греции
по конституции 1975 года была отменена смертная казнь за политические
преступления, «кроме случаев, когда политическое преступление соединено с
уголовным». Впоследствии отмена смертной казни в Греции распространилась и
на общеуголовные преступления. В Португалии после апрельской революции 1974
года, свергнувшей реакционный политический режим, в конституции вновь
провозглашена отмена смертной казни.
В Великобритании круг деяний, наказуемых смертной казнью значительно
сократился к концу XIX века и по существу ограничивался посягательствами
против личности, прежде всего убийством. В 1965 году британский парламент
принял закон об отмене смертной казни за тяжкое убийство временно, сроком
на 5 лет, а в 1969 году принял закон об отмене смертной казни за тяжкое
убийство «навсегда». До 1988 года в британский парламент 18 раз вносились
законопроекты с требованием ее восстановления прежде всего для лиц,
виновных в террористических актах, приведших к гибели людей. Но каждый раз
сторонники восстановления смертной казни в британском парламенте оставались
в меньшинстве.
Из западноевропейских государств дольше всех смертная казнь
сохранялась во Франции. Но после парламентских выборов 1981 года
французский парламент принял закон об отмене смертной казни, заменив ее
пожизненным заключением.
Отражением сложившейся в Западной Европе ситуации стало решение,
принятое объединением государств - Европейским Советом - 28 апреля 1983
года. Страны, входящие в него, подписали «Протокол N 6 к Конвенции о защите
прав человека, касающийся отмены смертной казни». Ст.1 этого протокола
гласит: «Смертная казнь должна быть отменена. Никто не может быть
приговорен к этому наказанию или казнен». В ст.2 Протокола государствам-
участницам разрешено введение смертной казни за преступления, совершенные
во время войны либо в условиях, когда грозит ее приближение. В момент
составления Протокола его подписали представители 13 стран из 21 входящей в
Европейский Совет.
Знакомство с опытом США показывает, что за последнее десятилетие в США
произошли существенные изменения в законодательстве о смертной казни, в
масштабах вынесения смертных приговоров и в особенности в количестве
приговоров, приводимых в исполнение. Если в 30-х года в США ежегодно