рассматривать деяние участника налоговых отношений как правонарушение, а
следовательно исключает возможность привлечения его к правовой
ответственности.
Состав правонарушения также образуют элементы правонарушения, первичные
слагаемые системы состава правонарушения:
объект правонарушения, т.е. объект правовой охраны, включающий в себя
общественные отношения или интересы;
субъект правонарушения - это дееспособное лицо, совершившее данное
правонарушение;
объективная сторона правонарушения, здесь имеется в виду само
противоправное деяние, т.е. способ, место, время и т.д., его отрицательные
последствия и причинная связь между деянием и результатом;
субъективная сторона правонарушения характеризуется элементами цели,
мотива, степени вины в форме умысла или небрежности (халатности).
Все четыре элемента состава правонарушения взаимосвязаны и
взаимодействуют между собой. Объект взаимодействует с объективной стороной
состава определяя элемент ущерба. Объективная сторона, как акт поведения,
взаимодействует с субъектом правонарушения, совершающим то или иное деяние,
причиняющее вред объекту.
Опираясь на элементы состава правонарушения можно разобрать
правонарушение на составляющие его элементы и подробно исследовать.
Налоговые правонарушения можно разделить на категории по нескольким
основаниям. В зависимости от характера совершённого деяния, правонарушения
делят на:
административные;
финансовые;
уголовные.
Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных
законом случаях несет ответственность в виде:
а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо
суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и
штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении – соответствующей
суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом
факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором либо
решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в
федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной
суммы дохода (прибыли);
б) штрафа за каждое из следующих нарушений: за отсутствие учета объектов
налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением
установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за
проверяемый период; за непредоставление или несвоевременное предоставление
в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для
уплаты налога;
в) взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога.
Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов
ответственности;
г) взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также
сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством,
производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц в
судебном. Взыскание недоимки с юр. и физ. лиц обращается на полученные ими
доходы, а в случае отсутствия таковых – на имущество этих лиц.
Финансовая ответственность
Исследование финансовых правонарушений не может быть полным, если не
рассмотреть вопрос об ответственности за данные правонарушения, т.е. вопрос
финансовой ответственности. Правовые нормы, регулирующие финансовую
ответственность разбросаны по нескольким правовым актам: Налоговый Кодекс
РФ (ст114-128); Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ»; Закон РФ «О
применении контрольно-кассовых машин»; Указ Президента РФ «Об осуществлении
комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и
иных обязательных платежей»; Кодекс об административных правонарушениях;
Уголовный кодекс РФ.
Ответственность за нарушение финансового законодательства представляется
как определённая совокупность различных видов юридической ответственности,
включает в себя несколько основных видов ответственности:
гражданская ответственность;
административная ответственность;
уголовная ответственность;
дисциплинарная ответственность;
материальная ответственность.
Следует разобраться, элементы каких видов ответственности несёт в своём
составе финансовая ответственность.
Гражданская ответственность свойственна отношениям юридически равных
сторон , а в финансовом праве стороны не имеют равенства, здесь видны
отношения государственно-властного характера: сторона, представляющая
интересы государства, вправе давать указания, обязательные для исполнения
другой стороной.
Дисциплинарный и материальный вид ответственности также косвенным образом
влияют на формирование финансовой ответственности, т.к. государство не
может выступать стороной в отношениях подобного характера. Допустим, что
какое-либо должностное лицо предприятия совершило действия, повлекшие за
собой нарушение финансового законодательства. На него может быть наложена
дисциплинарная (или материальная) ответственность, но эту ответственность
лицо понесёт перед предприятием, понёсшим ущерб от действий данного лица в
виде уплаты штрафа и пени. За финансовое правонарушение это должностное
лицо понесёт административную ответственность на основании п.12, ст.7,
Закона РФ «О государственной налоговой службе» или уголовную
ответственность.
Итак, финансовая ответственность несёт в себе элементы административной
и уголовной ответственности. Поэтому, говоря об административной и
уголовной ответственности в сфере налоговых правоотношений, следует иметь в
виду, что данные нормы административной и уголовной ответственности,
предусмотренные в соответствующих разделах законодательства, являются
мерами финансовой ответственности.
Финансовые правонарушения имеют в своём составе одинаковый объект, чем и
отличаются от других правонарушений. Объектом данного вида правонарушений
являются финансовые отношения, урегулированные нормами налогового права.
Налоговые агенты, ответственность за налоговые правонарушения
Налоговые агенты являются ещё одним субъектом налоговых правоотношений,
наряду с налогоплательщиками и налоговыми органами.
Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по
исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий
бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что
и налогоплательщики (НК РФ ст24). Налоговые агенты являются субъектами
налоговых правоотношений, на которых возложена обязанность удержать и
перечислить в бюджет налоги за налогоплательщика, при условии, что само
лицо (налоговый агент), явилось источником дохода налогоплательщика.
Примером могут послужить отношения между работником предприятия и
предприятием при получении работником заработной платы. Предприятие само
исчисляет сумму налога из заработной платы работника и перечисляет её в
бюджет. Работник получает свою заработную плату уже за вычетом суммы
налога.
Налоговый агент сам исчисляет сумму налога из дохода налогоплательщика до
выплаты последнему его дохода, поэтому в данном случае налог уплачивается у
источника дохода. Налогоплательщик как бы авансирует государство, уплачивая
налог раньше, чем получает доход.
Налоговые агенты обязаны:
. правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств,
выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные
фонды) соответствующие налоги;
. в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту
своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме
задолженности налогоплательщика;
. вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и
перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе
персонально по каждому налогоплательщику;
. представлять в налоговый орган по месту своего учета документы,
необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления,
удержания и перечисления налогов.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него
обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Обязанности рассматриваемого субъекта налоговых отношений
предусматриваются и в ст.20 Закона РФ «О подходном налоге с физических
лиц»: предприятия, учреждения, организации и физические лица,
зарегистрированные в качестве предпринимателей, являющиеся источниками
дохода, обязаны: своевременно и правильно исчислять, удерживать и вносить в
бюджет суммы налогов с доходов физических лиц; своевременно представлять
налоговым органам сведения выплаченных ими физическим лицам доходах в
порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Данная норма права устанавливает обязанности для налоговых агентов, надо
сказать, что эти обязанности также являются и главными задачами налоговых
агентов.
Объектом данного правонарушения выступает обязанность налоговых агентов
уплатить налог за налогоплательщика.
Субъективная сторона может быть выражена как в форме умысла, так и в
форме небрежности (халатности, неосторожности).
Налоговые органы, ответственность за налоговые правонарушения
Раскрывая тему налоговых органов, необходимо открыть Налоговый Кодекс РФ
раздел3, главу 5. Налоговыми органами в РФ являются Государственная
налоговая служба Российской Федерации и ее территориальные подразделения в
Российской Федерации.
Официальной датой учреждения Государственной налоговой инспекции (ГНИ) по
г. Москве считается 1 июня 1990 года. Именно в этот день приступили к
работе первые 11 человек налоговиков. Главные задачи инспекций определяются
виде контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет
государственных налогов и других платежей[7], установленных федеральным
законодательством и законодательством субъектов РФ. Исходя из этих задач
определены права и обязанности налоговых инспекций и реализуемых их
должностными лицами.
Сегодня ГНИ, представляет собой разветвленную, хорошо организованную
структуру, соответствующую административно-территориальному делению
столицы. Это – 37 территориальных ГНИ, вычислительный центр,
специализированная инспекция по работе с крупными налогоплательщиками,
межрайонная инспекция по обеспечению государственной монополии на