алкогольную продукцию и налоговых поступлений в этой сфере. Штаты налоговой
службы столицы насчитывают порядка 7,5 тыс. человек, включая обслуживающий
и технический персонал.
С самого первого дня повышенное внимание уделялось и уделяется подготовке
и переподготовке кадров для работы в инспекциях. До этого ведь не было
такой профессии – налоговый инспектор. На учете в налоговых органах Москвы
состоят на сегодняшний день порядка 610 тыс. юридических лиц (организации,
фирмы, банки, страховые и финансовые компании и др.), 110 тыс. физических
лиц (предприниматели, нотариусы, врачи и др.), 1,5 млн. плательщиков налога
на имущество, 15 тыс. иностранных фирм и около 12,2 тыс. иностранных
граждан, налоговая служба, ежедневно работает, контролируя соблюдение
налогового законодательства. Важнейшим направлением деятельности является
целенаправленная работа по сокращению всевозрастающей недоимки предприятий
и организаций. Активизировал свою работу отдел ГНИ по организации
налогового контроля в сфере оборота алкогольной и табачной продукции и по
применению ККМ, в результате в 1,6 раза повысился уровень поступления
акцизов на указанную продукцию. Более активно стала проводиться работа по
налогообложению физических лиц. В 1,5 раза увеличились поступления от
иностранных физических и юридических лиц.
Государственные налоговые инспекции и их должностные лица осуществляют
контроль в форме проверки документов и обследований любых помещений,
связанных с получением доходов или содержанием иных объектов
налогообложения, а также другими платежами в бюджет любых предприятий.
Для выполнения задач, возложенных на налоговые инспекции, они наделены
широкими правами, (НК РФ ст31) которые можно разделить на группы:
Налоговые органы вправе:
. требовать от налогоплательщика или иного обязанного лица документы по
формам, установленным государственными органами и органами местного
самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а
также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и
своевременность уплаты налогов;
. проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;
. изымать по акту при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или
иного обязанного лица документы, свидетельствующие о совершении налоговых
правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что
эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
. вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы
налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с
уплатой (перечислением) ими налогов;
. приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на
имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц в порядке,
предусмотренном настоящим Кодексом;
. осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для
извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения
независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и
иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего
налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества
налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Минфин РФ и ГНС РФ;
. определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в
бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным
налогоплательщикам в случаях отказа налогоплательщика допустить
должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию)
производственных, складских. торговых и иных помещений и территорий,
используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с
содержанием объектов налогообложения, непредставления налоговым органом
необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и
расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением
установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
. требовать от налогоплательщиков и иных обязанных лиц устранения
выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать
выполнение указанных требований;
Ответственность органов налоговой службы за налоговые правонарушения
закреплена в ст.16 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской
Федерации», а также в гл.3 Закона РФ «О Государственной налоговой службе
РСФСР», и Налоговом Кодексе РФ ст35 “Ответственность налоговых органов и их
должностных лиц”.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами
государственных налоговых инспекций своих обязанностей они
привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной
ответственности в соответствии с действующим
законодательством[8]. Тот или иной вид ответственности наступает в
зависимости от характера правонарушения.
Ответственность за дисциплинарные правонарушения основана на общих нормах
законодательства. Термин материальная ответственность может быть понят в
двух смыслах. Во-первых это ответственность работника, причинившего
виновными действиями вред предприятию (организации), на котором работает, а
также ответственность предприятия, причинившего вред здоровью своего
работника, данный вид ответственности регулируется трудовым
законодательством, поскольку вытекает из трудовых отношений.
Во-вторых это ответственность налоговых инспекций и их должностных лиц за
причинение убытков налогоплательщикам их незаконными действиями. Суммы,
составляющие размер убытков, взыскиваются в пользу потерпевшего
налогоплательщика в полном объёме. Субъектом данного вида ответственности
могут быть только налоговые инспекции, а не должностные лица, даже когда
убытки причинены их незаконными действиями. Юридическое лицо возмещает
вред, причинённый его работниками при исполнении ими своих трудовых
обязанностей.
Суммы налогов и другие обязательные платежи, неправильно
взысканные государственными налоговыми инспекциями, подлежат
возврату, а убытки (в том числе упущенная выгода), причиненные
налогоплательщику незаконными действиями государственных
налоговых инспекций и их должностными лицами, возмещаются в порядке,
установленном законом[9]. В данном случае речь идёт об обязательстве из
причинения вреда, регулируемой гражданским законодательством и косвенно
относящимся к налоговым правоотношениям. В качестве примера может служить
дело №14-164а от 3.06.96 г., рассмотренное Арбитражным судом г. Москвы.
23.05.96 г. АОЗТ «ФВ» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о
признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений, выставленных АОЗТ
на основании решения ГНИ№33 от 4.08.95 г., о взыскании с АОЗТ «ФВ» 90 млн.
руб. По данным выставленным инкассовым поручениям было списано в бесспорном
порядке 80 млн. руб. 12.02.96 г. решением Арбитражного суда г. Москвы по
делу №17-220а решение ГНИ№33 от 4.08.95 г. было признано недействительным.
Однако выставленные инкассовые поручения налоговой инспекцией отозваны не
были, а списанные по ним средства возвращены не были. Заслушав доводы
сторон и рассмотрев материалы дела суд решил, что иск обоснован и
соответствует ст. ст. 15 и 16 ГК РФ, а также ст. ст.16 и17 Закона РФ «Об
основах налоговой системы в Российской Федерации» и постановил взыскать с
ГНИ№33 в пользу АОЗТ «ФВ» всю сумму денежных средств, списанных ГНИ в
бесспорном порядке по инкассовым поручениям.
Рассмотрим несколько составов налоговых правонарушений, свойственных
налоговым органам, т.е. субъектами составов данных правонарушений выступают
налоговые органы и их должностные лица.
Незаконное освобождение от уплаты налогов, т.е. полное или частичное
освобождение налогоплательщика от выполнения обязательств по уплате налога
путём предоставления льгот или сложения недоимки, если эти действия
совершены с превышением установленных законом полномочий должностного лица,
либо с нарушением установленных законом оснований и процедур [10].
Объектом данного правонарушения является система налогов, установленная
законодательством, за исполнением которой и должны следить налоговые
органы.
Составы правонарушений перечисленных ниже имеется одинаковый объект
правонарушения - это права и свободы налогоплательщиков, на основании этого
признака правонарушения были объединены в одну группу.
Незаконное воспрепятствование хозяйственной деятельности
налогоплательщика, здесь имеется в иду незаконный отказ должностным лицом
налогового органа в постановке на налоговый учёт, в выдаче разрешения или
иного документа, необходимого для открытия счёта в банке или ином кредитном
учреждении, незаконное приостановление операций налогоплательщика по счетам
в банках или иных кредитных учреждениях или незаконное наложение ареста на
имущество налогоплательщика, а также незаконное осуществление должностным
лицом налогового органа контрольных действий приёмами и способами,
существенно затрудняющими осуществление налогоплательщиком его обычных
деловых операций, незаконное требование к расширению видов и объёмов
учётных действий и отчётных документов.
Отказ от консультации или непредставление консультаций, т.е. отказ
должностного лица налогового органа представить налогоплательщику или
другому участнику налоговых правоотношений бесплатную письменную
консультацию о порядке и условиях налогообложения, о его правах и
обязанностях, либо непредставление такой консультации в установленный срок.
Разглашение налоговой тайны, т.е. незаконное использование или передача
другому лицу сведений, составляющих в соответствии с законодательством
налоговую тайну, ставших известными должностному лицу налогового органа или
иному лицу в связи с выполнением им своих профессиональных либо должностных
обязанностей.
Следующий состав правонарушения имеет объект в виде системы гарантий
выполнения обязанностей налогоплательщика, упоминавшейся в параграфе первом
второй главы данной работы.
Незаконная выдача документа, т.е. выдача документа, имеющего
юридическое значение, с нарушением установленного законом требования
проверить факт предварительной уплаты налога лицом, получающим документ,
если эти действия не могут квалифицироваться как соучастие в уклонении от
уплаты налога.
Меры уголовной ответственности к самим налоговым органам применяться не
могут, а к должностным лицам налоговых органов меры уголовной
ответственности применяются на общих основаниях.
Заключение
Правовое регулирование ответственности в сфере налогообложения является
составной частью налогового законодательства и представляет собой
совокупность норм налогового и других отраслей права, возникающих в сфере
взаимодействия налоговых органов и участников налоговых правоотношений при
взимании налогов и затрагивающих имущественные интересы государства по
обеспечению доходной части бюджета.
Анализ правовой основы регулирования налоговых правонарушений позволяет
сделать вывод , что данные отношения регулируются большим количеством
нормативных актов различного уровня, зачастую не согласованных между
собой. Эти отношения касаются как вопросов исчисления и уплаты налогов,
ответственности и обязанностей субъектов налогового права, таки и не
относящихся к налоговому законодательству вопросов. Кодифицированного
документа, содержащего воедино все нормы, касающиеся данных
правоотношений на сегодняшний день не существует. Существуют также, так
называемые, пробелы в законодательстве регулирующем вопросы налоговой
ответственности, что даёт возможность недобросовестным участникам налоговых
правоотношений уходить от налогообложения.
Но не всё так мрачно, следует помнить, что налоговое право ещё
сравнительно молодо и сейчас оно находится в процессе активного развития,
многие проблемы, горячо обсуждаемые в настоящий момент через какое-то время
будут разрешены, некоторые пробелы в законодательстве будут восполнены.
Выделению налоговой ответственности в отдельный вид юридической
ответственности способствует установление Налоговым кодексом Российской
Федерации процессуальных норм, регулирующих производство по делам о
налоговых правонарушениях.
В Налоговом кодексе имеет место попытка установления самостоятельной
налоговой ответственности, т.е. нового правового режима.
Основополагающий принцип юридической ответственности –
«без вины и нет ответственности».
Применимость этого принципа к ответственности за налоговые правонарушения
не должна подвергаться сомнению.
Список литературы
1. Юткина Т.Ф. «Налоги и налогообложение», М 2000 г.
2. Петрова Г.Н. «Налоговое право», М.1999 г.
1. Пепеляев С.Г. «Основы налогового права», М. 1998 г.
3. Российская газета «Новые законы и нормативные акты», приложение 31, М
1998 г.
4. «Ваш налоговый адвокат. Советы юристов», М. 1998 г.
5. Петрова Г.В. «Ответственность за нарушение налогового законодательства»,
М. 1995 г.
2. Налоговый Кодекс РФ.
3. Законодательства РФ.
-----------------------
[1] ГК РФ ст. 48.
[2] ГК РФ ст.17, ст.21.
[3] ГК РФ п.1, ст.21.
[4] ГК РФ п.1, ст.27.
[5] ГК РФ п.2, ст.21.
[6] ГК РФ ст.ст.23, 26, 27.
[7] Ст.6 Закона РФ «О Государственной налоговой службе РСФСР».
[8] Ст.12 Закона РФ «О Государственной налоговой службе РСФСР».
[9] Ст.13 Закона РФ «О Государственной налоговой службе РСФСР».
[10] Все составы правонарушений взяты из книги Пепеляева С.Г. «О основы
налогового права».