Уголовная ответственность за совершение преступлений в сфере налогообложения

алкогольную продукцию и налоговых поступлений в этой сфере. Штаты налоговой

службы столицы насчитывают порядка 7,5 тыс. человек, включая обслуживающий

и технический персонал.

С самого первого дня повышенное внимание уделялось и уделяется подготовке

и переподготовке кадров для работы в инспекциях. До этого ведь не было

такой профессии – налоговый инспектор. На учете в налоговых органах Москвы

состоят на сегодняшний день порядка 610 тыс. юридических лиц (организации,

фирмы, банки, страховые и финансовые компании и др.), 110 тыс. физических

лиц (предприниматели, нотариусы, врачи и др.), 1,5 млн. плательщиков налога

на имущество, 15 тыс. иностранных фирм и около 12,2 тыс. иностранных

граждан, налоговая служба, ежедневно работает, контролируя соблюдение

налогового законодательства. Важнейшим направлением деятельности является

целенаправленная работа по сокращению всевозрастающей недоимки предприятий

и организаций. Активизировал свою работу отдел ГНИ по организации

налогового контроля в сфере оборота алкогольной и табачной продукции и по

применению ККМ, в результате в 1,6 раза повысился уровень поступления

акцизов на указанную продукцию. Более активно стала проводиться работа по

налогообложению физических лиц. В 1,5 раза увеличились поступления от

иностранных физических и юридических лиц.

Государственные налоговые инспекции и их должностные лица осуществляют

контроль в форме проверки документов и обследований любых помещений,

связанных с получением доходов или содержанием иных объектов

налогообложения, а также другими платежами в бюджет любых предприятий.

Для выполнения задач, возложенных на налоговые инспекции, они наделены

широкими правами, (НК РФ ст31) которые можно разделить на группы:

Налоговые органы вправе:

. требовать от налогоплательщика или иного обязанного лица документы по

формам, установленным государственными органами и органами местного

самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а

также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и

своевременность уплаты налогов;

. проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;

. изымать по акту при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или

иного обязанного лица документы, свидетельствующие о совершении налоговых

правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что

эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

. вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы

налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с

уплатой (перечислением) ими налогов;

. приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на

имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц в порядке,

предусмотренном настоящим Кодексом;

. осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для

извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения

независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и

иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего

налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества

налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Минфин РФ и ГНС РФ;

. определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в

бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным

налогоплательщикам в случаях отказа налогоплательщика допустить

должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию)

производственных, складских. торговых и иных помещений и территорий,

используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с

содержанием объектов налогообложения, непредставления налоговым органом

необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и

расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением

установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

. требовать от налогоплательщиков и иных обязанных лиц устранения

выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать

выполнение указанных требований;

Ответственность органов налоговой службы за налоговые правонарушения

закреплена в ст.16 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской

Федерации», а также в гл.3 Закона РФ «О Государственной налоговой службе

РСФСР», и Налоговом Кодексе РФ ст35 “Ответственность налоговых органов и их

должностных лиц”.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами

государственных налоговых инспекций своих обязанностей они

привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной

ответственности в соответствии с действующим

законодательством[8]. Тот или иной вид ответственности наступает в

зависимости от характера правонарушения.

Ответственность за дисциплинарные правонарушения основана на общих нормах

законодательства. Термин материальная ответственность может быть понят в

двух смыслах. Во-первых это ответственность работника, причинившего

виновными действиями вред предприятию (организации), на котором работает, а

также ответственность предприятия, причинившего вред здоровью своего

работника, данный вид ответственности регулируется трудовым

законодательством, поскольку вытекает из трудовых отношений.

Во-вторых это ответственность налоговых инспекций и их должностных лиц за

причинение убытков налогоплательщикам их незаконными действиями. Суммы,

составляющие размер убытков, взыскиваются в пользу потерпевшего

налогоплательщика в полном объёме. Субъектом данного вида ответственности

могут быть только налоговые инспекции, а не должностные лица, даже когда

убытки причинены их незаконными действиями. Юридическое лицо возмещает

вред, причинённый его работниками при исполнении ими своих трудовых

обязанностей.

Суммы налогов и другие обязательные платежи, неправильно

взысканные государственными налоговыми инспекциями, подлежат

возврату, а убытки (в том числе упущенная выгода), причиненные

налогоплательщику незаконными действиями государственных

налоговых инспекций и их должностными лицами, возмещаются в порядке,

установленном законом[9]. В данном случае речь идёт об обязательстве из

причинения вреда, регулируемой гражданским законодательством и косвенно

относящимся к налоговым правоотношениям. В качестве примера может служить

дело №14-164а от 3.06.96 г., рассмотренное Арбитражным судом г. Москвы.

23.05.96 г. АОЗТ «ФВ» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о

признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений, выставленных АОЗТ

на основании решения ГНИ№33 от 4.08.95 г., о взыскании с АОЗТ «ФВ» 90 млн.

руб. По данным выставленным инкассовым поручениям было списано в бесспорном

порядке 80 млн. руб. 12.02.96 г. решением Арбитражного суда г. Москвы по

делу №17-220а решение ГНИ№33 от 4.08.95 г. было признано недействительным.

Однако выставленные инкассовые поручения налоговой инспекцией отозваны не

были, а списанные по ним средства возвращены не были. Заслушав доводы

сторон и рассмотрев материалы дела суд решил, что иск обоснован и

соответствует ст. ст. 15 и 16 ГК РФ, а также ст. ст.16 и17 Закона РФ «Об

основах налоговой системы в Российской Федерации» и постановил взыскать с

ГНИ№33 в пользу АОЗТ «ФВ» всю сумму денежных средств, списанных ГНИ в

бесспорном порядке по инкассовым поручениям.

Рассмотрим несколько составов налоговых правонарушений, свойственных

налоговым органам, т.е. субъектами составов данных правонарушений выступают

налоговые органы и их должностные лица.

Незаконное освобождение от уплаты налогов, т.е. полное или частичное

освобождение налогоплательщика от выполнения обязательств по уплате налога

путём предоставления льгот или сложения недоимки, если эти действия

совершены с превышением установленных законом полномочий должностного лица,

либо с нарушением установленных законом оснований и процедур [10].

Объектом данного правонарушения является система налогов, установленная

законодательством, за исполнением которой и должны следить налоговые

органы.

Составы правонарушений перечисленных ниже имеется одинаковый объект

правонарушения - это права и свободы налогоплательщиков, на основании этого

признака правонарушения были объединены в одну группу.

Незаконное воспрепятствование хозяйственной деятельности

налогоплательщика, здесь имеется в иду незаконный отказ должностным лицом

налогового органа в постановке на налоговый учёт, в выдаче разрешения или

иного документа, необходимого для открытия счёта в банке или ином кредитном

учреждении, незаконное приостановление операций налогоплательщика по счетам

в банках или иных кредитных учреждениях или незаконное наложение ареста на

имущество налогоплательщика, а также незаконное осуществление должностным

лицом налогового органа контрольных действий приёмами и способами,

существенно затрудняющими осуществление налогоплательщиком его обычных

деловых операций, незаконное требование к расширению видов и объёмов

учётных действий и отчётных документов.

Отказ от консультации или непредставление консультаций, т.е. отказ

должностного лица налогового органа представить налогоплательщику или

другому участнику налоговых правоотношений бесплатную письменную

консультацию о порядке и условиях налогообложения, о его правах и

обязанностях, либо непредставление такой консультации в установленный срок.

Разглашение налоговой тайны, т.е. незаконное использование или передача

другому лицу сведений, составляющих в соответствии с законодательством

налоговую тайну, ставших известными должностному лицу налогового органа или

иному лицу в связи с выполнением им своих профессиональных либо должностных

обязанностей.

Следующий состав правонарушения имеет объект в виде системы гарантий

выполнения обязанностей налогоплательщика, упоминавшейся в параграфе первом

второй главы данной работы.

Незаконная выдача документа, т.е. выдача документа, имеющего

юридическое значение, с нарушением установленного законом требования

проверить факт предварительной уплаты налога лицом, получающим документ,

если эти действия не могут квалифицироваться как соучастие в уклонении от

уплаты налога.

Меры уголовной ответственности к самим налоговым органам применяться не

могут, а к должностным лицам налоговых органов меры уголовной

ответственности применяются на общих основаниях.

Заключение

Правовое регулирование ответственности в сфере налогообложения является

составной частью налогового законодательства и представляет собой

совокупность норм налогового и других отраслей права, возникающих в сфере

взаимодействия налоговых органов и участников налоговых правоотношений при

взимании налогов и затрагивающих имущественные интересы государства по

обеспечению доходной части бюджета.

Анализ правовой основы регулирования налоговых правонарушений позволяет

сделать вывод , что данные отношения регулируются большим количеством

нормативных актов различного уровня, зачастую не согласованных между

собой. Эти отношения касаются как вопросов исчисления и уплаты налогов,

ответственности и обязанностей субъектов налогового права, таки и не

относящихся к налоговому законодательству вопросов. Кодифицированного

документа, содержащего воедино все нормы, касающиеся данных

правоотношений на сегодняшний день не существует. Существуют также, так

называемые, пробелы в законодательстве регулирующем вопросы налоговой

ответственности, что даёт возможность недобросовестным участникам налоговых

правоотношений уходить от налогообложения.

Но не всё так мрачно, следует помнить, что налоговое право ещё

сравнительно молодо и сейчас оно находится в процессе активного развития,

многие проблемы, горячо обсуждаемые в настоящий момент через какое-то время

будут разрешены, некоторые пробелы в законодательстве будут восполнены.

Выделению налоговой ответственности в отдельный вид юридической

ответственности способствует установление Налоговым кодексом Российской

Федерации процессуальных норм, регулирующих производство по делам о

налоговых правонарушениях.

В Налоговом кодексе имеет место попытка установления самостоятельной

налоговой ответственности, т.е. нового правового режима.

Основополагающий принцип юридической ответственности –

«без вины и нет ответственности».

Применимость этого принципа к ответственности за налоговые правонарушения

не должна подвергаться сомнению.

Список литературы

1. Юткина Т.Ф. «Налоги и налогообложение», М 2000 г.

2. Петрова Г.Н. «Налоговое право», М.1999 г.

1. Пепеляев С.Г. «Основы налогового права», М. 1998 г.

3. Российская газета «Новые законы и нормативные акты», приложение 31, М

1998 г.

4. «Ваш налоговый адвокат. Советы юристов», М. 1998 г.

5. Петрова Г.В. «Ответственность за нарушение налогового законодательства»,

М. 1995 г.

2. Налоговый Кодекс РФ.

3. Законодательства РФ.

-----------------------

[1] ГК РФ ст. 48.

[2] ГК РФ ст.17, ст.21.

[3] ГК РФ п.1, ст.21.

[4] ГК РФ п.1, ст.27.

[5] ГК РФ п.2, ст.21.

[6] ГК РФ ст.ст.23, 26, 27.

[7] Ст.6 Закона РФ «О Государственной налоговой службе РСФСР».

[8] Ст.12 Закона РФ «О Государственной налоговой службе РСФСР».

[9] Ст.13 Закона РФ «О Государственной налоговой службе РСФСР».

[10] Все составы правонарушений взяты из книги Пепеляева С.Г. «О основы

налогового права».

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты