платежей государственных предприятий. Такие платежи будут налогами
только по форме, а не по смыслу. При перераспределении национального
дохода, часть его, мобилизованная принудительно в форме налогов с
юридических и физических лиц, превращается в централизованный фонд
финансовых ресурсов государства, то есть в основу его жизнедеятельности.
(27, с.56(
Налоги выступают наиболее важным и влиятельным инструментом
регулирования экономических отношений и интересов государства, регионов,
предприятий и граждан. Они играют значительную роль в формировании
доходной части бюджета. Налоги призваны стимулировать развитие всего
прогрессивного и эффективного, регулировать противоречия, которые
возникают в процессе реализации экономических интересов.
Таким образом, можно сделать вывод, что налоги - это установленные
высшим органом государственной законодательной власти обязательные
платежи, которые уплачивают физические и юридические лица в бюджет в
размерах и в сроки, предусмотренные законом. Они - часть денежных
доходов общества, отчужденная и присвоенная с помощью политического
принуждения государством.
§ 1.2. Налоговая система
§ 1.2.1. Понятие и основные характеристики налоговых систем
Законодательное обоснование понятия «система налогообложения»
приводится в ч.4 ст. 2 Закона Украины «О системе налогообложения» от
18.02.1997г. Система налогообложения представляет собой совокупность
налогов и сборов, в бюджеты и государственные целевые фонды, которые
направляются в установленном законами порядке.
По мнению С. Пепеляева, налоговая система – взаимосвязанная
совокупность установленных на данный момент в конкретном государстве
существенные условия налогообложения.[34, c.60]
По мнению Кучерявенко М., налоговая система является совокупностью
налогов и сборов и выступает как действующий механизм законодательно
закрепленных мер по аккумулированию доходов государства.[34, c.60].
Базируясь на философской концепции, что "система - это совокупность
элементов, которые пребывают во взаимоотношениях и взаимосвязях друг с
другом, образуя целостность, единство", и руководствуясь тем, что каждый
компонент системы, в свою очередь, можно рассматривать как отдельную
систему, а каждая система является одним из компонентов более широкой
системы, можно дать такое определение понятия налоговой системы.
Налоговая система - это совокупность налогов, сборов, других
обязательных платежей и взносов в бюджет и государственные целевые
фонды, налогоплательщиков и органов, осуществляющих контроль за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью их уплаты в
установленном законом порядке.
По оценкам специалистов, система налогообложения тем эффективнее,
чем она удобнее как для того, кто уплачивает налоги, так и для того, кто
осуществляет контрольные функции.
Существенными условиями налогообложения, характеризующими налоговую
систему в целом, являются:
- порядок установления и введения в действие налогов;
- виды налогов;
- права и обязанности налогоплательщиков;
- порядок распределения налогов между бюджетами разных уровней;
- ответственность участников налоговых отношений.
§ 1.2.2. Налоговая система в Украине
Действующая ныне налоговая система Украины характеризуется четырьмя
признаками. Во-первых, общий объем начислений на фонд заработной платы в
условиях платежного кризиса, отсутствия оборотных средств и кредитных
ресурсов достиг такого размера, за которым уплата налогов даже при
нормальных ставках достаточно усложнена и активно подталкивает к
переходу в «теневую» экономику.
Во-вторых, почти все законодательные акты настолько сложны для
понимания и исполнения, что избежать ошибок при их применении не в
состоянии ни один плательщик, а самих налоговиков они превратили из
сборщиков налогов на сборщиков бумаг.
В-третьих, каждый законодательный акт содержит в себе огромное
количество «дырок» и, соответственно, возможностей для уклонения от
налогообложения.
И в-четвертых, независимо даже от степени налогового давления
значительное количество предпринимательских структур склонно к сокрытию
налогов, ощущая неспособность государства создать систему эффективного
выявления и преследования за такие правонарушения.
Такая налоговая система в Украине не только не закладывает основы
для развития экономики в будущем, но и беспощадно эксплуатирует
легального плательщика налогов, истощая его финансовые ресурсы и
невольно загоняя его в нелегальное положение, то есть в «тень».
Действующая в Украине система налогообложения определяется Законом
Украины «О системе налогообложения» от 25.06.1991г. Согласно этой
законодательной базе в Украине взимаются:
- общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи);
- местные налоги и сборы (обязательные платежи).
В настоящее время предусматриваются следующие виды
общегосударственных налогов к сборов (обязательных платежей):
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизный сбор;
3) налог на прибыль предприятий, в том числе дивиденды, которые
перечисляются в бюджет государственными, казёнными или коммунальными
предприятиями;
4) налог на доходы физических лиц;
5) таможенная пошлина;
6) государственная пошлина;
7) налог на недвижимое имущество (недвижимость);
8) плата (налог) за землю;
9) рентные платежи;
10) налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и
механизмов;
11) налог на промысел;
12) сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет
государственного бюджета;
13) сбор за специальное использование природных ресурсов;
14) сбор за загрязнение окружающей природной среды;
15) сбор в Фонд по осуществлению мероприятий по ликвидации последствий
Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения;
16) сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;
17) сбор в Государственный инновационный фонд;
18) плата за торговый патент на некоторые виды
предпринимательской деятельности
19) фиксированный сельскохозяйственный налог;
20) сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;
21) единый сбор, который осуществляется в пунктах пропуска через
государственную границу Украины;
22) сбор на использование радиочастотного ресурса Украины;
23) сборы в Фонд гарантирования вкладов физических лиц (начальный,
регулярный, специальный).
Общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи)
устанавливаются Верховной Радой Украины, взимаются на всей территории
Украины и зачисляются в соответствующие бюджеты и государственные
целевые фонды согласно законодательству Украины.
В соответствии с Законом Украины «О системе налогообложения» к
местным налогам относятся:
1) налог с рекламы;
2) коммунальный налог.
А к местным сборам (обязательным платежам) относятся:
1) гостиничный сбор;
2) сбор за парковку автотранспорта;
3) рыночный сбор;
4) сбор за выдачу ордера на квартиру;
5) курортный сбор;
6) сбор за участие в бегах на ипподроме;
7) сбор за выигрыш на бегах на ипподроме;
8) сбор с лиц, принимающих участие в игре на тотализаторе на ипподроме;
9) сбор за право использования местной символики;
10) сбор за право проведения кино- и телесъемок;
11) сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей;
12) сбор за проезд через территорию приграничных областей
автотранспорта, направляющегося за границу;
13) сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы
услуг;
14) сбор с владельцев собак.
Местные налоги и сборы (обязательные платежи), механизм взимания и
порядок их уплаты устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими
советами в соответствии с перечнем и в рамках размера предельных ставок,
установленных законами Украины; кроме сбора за проезд по территории
приграничных областей автотранспорта, направляющегося за границу,
который устанавливается областными советами.
Суммы местных налогов и сборов (обязательных платежей)
зачисляются в местные бюджеты согласно порядку, установленному
местными советами, если иное не предусмотрено законами Украины.
II. Уклонение от уплаты налогов, сборов, др. обязательных платежей.
Состав преступления.
§ 2.1. Объект преступления
Частью 1 ст.212 Уголовного кодекса Украины предусмотрена уголовная
ответственность за умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов и
других обязательных платежей, которые входят в систему налогообложения,
введённых в установленном законом порядке, совершенное служебным лицом
предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности
или лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без создания
юридического лица или каким-либо другим лицом, которое обязано их
уплачивать, если указанные деяния привели к фактическому непоступлению в
бюджет или государственные целевые фонды средств в значительных
размерах. (2(
Непосредственным объектом этого преступления являются общественные
отношения в сфере государственного регулирования налогообложения и
формирования прибыльной части государственного бюджета. Государство
путем налоговой политики должно оказывать воздействие на ход и
результаты осуществляемой предпринимательской деятельности, при этом
обеспечивать сохранение стимула к работе, вложению капитала, расширению
производства. При формировании бюджета планируется поступление средств и
соответственно их расход по отдельным направлениям. Создание преград
плановому поступлению налогов в бюджет ставит под угрозу его выполнение
и финансовое обеспечение государственных программ, снижает эффективность
налоговой политики как регулирующего фактора экономической деятельности
государства.
Предметом данного преступления являются налоги, сборы, др.
обязательные платежи, которые выплачиваются как юридическими так и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9