действиями, хулиганством и пр. Но и тот, кто решит занять престижное
положение, может избрать для этого социально одобряемые, легальные средства
- овладение знаниями, профессиональное совершенствование, активную
общественную деятельность и т.д., а может добиваться этого путем обмана,
взяток, различных злоупотреблений. Подобный выбор зависит, разумеется, от
ряда объективных обстоятельств, в которых находится человек, в частности от
наличных возможностей для удовлетворения испытываемой потребности. Но в еще
большей степени подобный выбор обусловлен нравственными свойствами
индивида. При этом преступность совершаемого деяния определяет
преимущественно не сам по себе характер испытываемой потребности, а то, что
она удовлетворяется недозволенными способами или средствами, ценой
существенного нарушения общественных интересов. Так, в основе хищений лежит
стремление к приобретению материальных благ, которое само по себе не
является антисоциальным. Но удовлетворение данной потребности должно
согласовываться и с общественными возможностями. Даже жизненно необходимая
потребность, если она удовлетворяется ценой существенного нарушения
общественных интересов (например, приобретение средств на существование
путем разбоя, спасение собственной жизни за счет причинения смерти другому
и т.п.), как правило, не исключает преступности содеянного. В еще большей
степени это относится к случаям удовлетворения гипертрофированных
потребностей, потребностей социально-преемлимых, но не соответствующих
общественным возможностям, и тем более потребностей антисоциальных.
Из сказанного следует, что важным направлением профилактики
преступлений являются надлежащее нравственное формирование личности,
выработка у каждого индивида социально оправданных потребностей, умения
регулировать и согласовывать их с общественными интересами, подчинять
требованиям социальной необходимости.
Таким образом, нравственные свойства человека, влияющие на совершение
им конкретного поступка, не даны ему от рождения и не возникают неожиданно,
а складываются на протяжении всей предшествующей жизни индивида, под
влиянием совокупности условий, в которых эта жизнь протекает. От того,
какими окажутся эти условия, с чем и с кем сталкивается индивид на своем
жизненном пути, зависит формирование его как личности. Здесь, конечно,
много случайного, но в этой случайности проявляется определенная
закономерность, состоящая в том, что пока в социальной действительности
сохраняются условия способные питать и поддерживать индивидуалистическое
сознание и различные нравственные пороки, лежащие в основе преступного
поведения, некоторые лица становятся их носителями. Задача состоит в том,
чтобы устранить подобные условия или максимально ограничить их
отрицательное воздействие, обеспечив тем самым формирование
высоконравственной личности, неспособной совершить преступление. В решении
этой задачи важная роль принадлежит всем правоохранительным органам, в том
числе и ФПС.
На нравственное формирование личности влияют различные типы (виды)
социальной микросреды:
- семейно-бытовая; учебно-воспитательная; воинская; спортивная;
религиозная и т.д. На конкретном их рассмотрении мы останавливаться не
будем, так как их подробное изучение должно быть вам предложено другими
учебными дисциплинами (социологией, педагогикой, психологией и пр.).
Отметим лишь то, что влияние всех этих типов социальной микросреды на
личность осуществляется по различным направлениям и каналам, ибо, личность
взаимодействует с различными типами социальной микросреды, а они
взаимодействуют между собой. Это взаимодействие может характеризоваться
разными отношениями:
-положительное влияние одного типа может дополняться и приумножаться
таким же влиянием другого типа микросреды;
-отрицательное влияние одного типа усугубляется отрицательным
влиянием другого;
-отрицательное влияние одного типа может нейтрализоваться или
компенсироваться положительным влиянием другого типа микросреды;
-положительное влияние одного типа может нейтрализоваться или даже
сводиться на нет отрицательным влиянием другого типа.
В целом как определенную закономерность можно отметить своеобразную
“цепную реакцию”, взаимное дополнение различных отрицательных влияний,
исходящих из различных типов микросреды.
Вопрос 2. Роль конкретной ситуации в совершении преступления.
Негативные личностные свойства человека, сложившиеся под влиянием
неблагоприятных условий нравственного формирования, приводят к совершению
преступлений при наличии определенных обстоятельств, способствующих
подобному результату и образующих ситуацию совершения преступления -
криминогенную ситуацию.
Ситуация преступления - особый уровень взаимодействия личности с
социальной средой. На этом уровне обусловленная неблагоприятными условиями
нравственного формирования способность лица совершить преступление под
воздействием ситуации реализуется в действительность.
Ситуация может распространяться на более или менее обширную территорию
(например, неурожай в стране) или концентрироваться на ограниченном
пространстве (квартирный конфликт). Она может иметь длительный характер
(разлад в семье) или кратковременный, разовый (ссора в очереди). В первом
случае возникновение ситуации отделено от преступления определенным
промежутком времени, в течение которого она воздействует на лицо,
психологически “подготавливая” его к совершению преступления; во втором -
этот промежуток сокращается до минимума и ситуация как бы сливается с самим
преступлением. По объему своего действия ситуация может быть локальной -
затрагивать только данное лицо или узкий круг лиц (болезнь, ссора, утрата
личного оружия), а может касаться многих (стихийное бедствие, нездоровая
атмосфера в коллективе).
По источнику возникновения принято различать ситуации, созданные
людьми, и ситуации, вызванные действием стихийных сил природы, физических
явлений и естественных законов (неблагоприятные погодные условия,
способствовавшие аварии; гибель имущества при пожаре или наводнении).
Ситуации, созданные людьми, могут быть связаны с действиями самого
виновного либо иных лиц. В обоих случаях эти действия могут быть
правомерными, противоправными или даже преступными. Ситуации, связанные с
действиями виновного, могут быть созданы им специально для совершения
преступления (например, создание искусственной очереди на КПП, чтобы иметь
возможность пропускать вне ее за взятку), либо без такого намерения
(употребление алкоголя и опьянение, в результате которого совершаются
хулиганские действия или автотранспортное преступление). Среди ситуаций,
связанных с действиями иных, кроме виновного, лиц, особо выделяются
ситуации, созданные потерпевшими от преступления, которые называют
виктимологическими. Следует, однако, иметь ввиду, что таковыми они являются
именно для потерпевшего, обусловливая подобное его состояние, а с точки
зрения преступника и совершенного им преступления эти ситуации носят
криминогенный характер, ибо детерминируют преступное поведение. На
виктимологии мы остановимся подробнее в следующем вопросе лекции.
По источнику возникновения возможны и смешанные ситуации - связанные
как с действиями людей, так и с проявлением стихийных сил природы
(например, автоавария, совершенная лицом, находящимся в состоянии
опьянения, на участке неотремонтированной дороги в условиях непогоды и
плохой видимости).
По содержанию принято выделять следующие виды криминогенных ситуаций:
-проблемная - при которой человек сталкивается с определенными
трудностями и препятствиями в достижении преследуемой цели (например,
требование родственников невесты уплатить калым как обязательное условие их
соглашения на брак);
-конфликтная - связанная с острым противоречием и открытым
столкновением интересов и позиций виновного и других лиц либо
государственных или общественных органов (семейный или конфликт среди
военнослужащих и т.п.).
По характеру воздействия на виновного ситуация может быть:
-экстремальной - необычной, исключительной для данного лица,
оказывающей на него особо сильное воздействие (превышение пределов
необходимой обороны при отражении внезапного нападения);
-соблазняющей или провоцирующей - побуждающей к совершению преступного
посягательства (неохраняемое имущество при краже, аморальное поведение
потерпевшей от изнасилования);
-разряжающей - вызывающей разрядку психологического напряжения,
обусловленного иными обстоятельствами (оскорбление подчиненного, вызванное
нервным возбуждением после семейной ссоры).
В механизме индивидуального преступного поведения перечисленные виды
криминогенных ситуаций играют роль повода к совершению преступления,
который формирует соответствующий мотив и определяет характер и цель
преступного посягательства.
Ситуация совершения преступления наряду с объективным содержанием,
определяемым фактическими событиями и обстоятельствами, имеет также и
личностное значение, обусловленное субъективным ее восприятием. Объективное
содержание и субъективное значение могут совпадать, а могут и расходиться,
порой весьма существенно. Хорошо, например, известны ситуации “мнимой
измены” и “беспричинной ревности”, приводящей порой к серьезным
насильственным преступлениям.
Субъективное восприятие ситуации зависит от личностных нравственно-
психологических свойств индивида, и именно оно наиболее существенно для
понимания причин совершенного преступления.
Искаженное восприятие ситуации может быть либо:
- следствием негативных нравственных свойств индивида (зависти,
злобности, нечестности, злоупотребления алкоголем и т.д.);
- либо результатом чисто психологических дефектов восприятия
(преувеличение значения опасности при превышении пределов необходимой
обороны, неправильная оценка боевой обстановки и т.д.).
Ситуация преступления как совокупность всех обстоятельств, повлиявших
на решение лица избрать антиобщественный вариант поведения, содержит в
себе, как правило, не только то, что способствует подобному решению, но и
то, что противостоит ему. В зависимости от соотношения этих двух видов