Условия конкретного преступления

действиями, хулиганством и пр. Но и тот, кто решит занять престижное

положение, может избрать для этого социально одобряемые, легальные средства

- овладение знаниями, профессиональное совершенствование, активную

общественную деятельность и т.д., а может добиваться этого путем обмана,

взяток, различных злоупотреблений. Подобный выбор зависит, разумеется, от

ряда объективных обстоятельств, в которых находится человек, в частности от

наличных возможностей для удовлетворения испытываемой потребности. Но в еще

большей степени подобный выбор обусловлен нравственными свойствами

индивида. При этом преступность совершаемого деяния определяет

преимущественно не сам по себе характер испытываемой потребности, а то, что

она удовлетворяется недозволенными способами или средствами, ценой

существенного нарушения общественных интересов. Так, в основе хищений лежит

стремление к приобретению материальных благ, которое само по себе не

является антисоциальным. Но удовлетворение данной потребности должно

согласовываться и с общественными возможностями. Даже жизненно необходимая

потребность, если она удовлетворяется ценой существенного нарушения

общественных интересов (например, приобретение средств на существование

путем разбоя, спасение собственной жизни за счет причинения смерти другому

и т.п.), как правило, не исключает преступности содеянного. В еще большей

степени это относится к случаям удовлетворения гипертрофированных

потребностей, потребностей социально-преемлимых, но не соответствующих

общественным возможностям, и тем более потребностей антисоциальных.

Из сказанного следует, что важным направлением профилактики

преступлений являются надлежащее нравственное формирование личности,

выработка у каждого индивида социально оправданных потребностей, умения

регулировать и согласовывать их с общественными интересами, подчинять

требованиям социальной необходимости.

Таким образом, нравственные свойства человека, влияющие на совершение

им конкретного поступка, не даны ему от рождения и не возникают неожиданно,

а складываются на протяжении всей предшествующей жизни индивида, под

влиянием совокупности условий, в которых эта жизнь протекает. От того,

какими окажутся эти условия, с чем и с кем сталкивается индивид на своем

жизненном пути, зависит формирование его как личности. Здесь, конечно,

много случайного, но в этой случайности проявляется определенная

закономерность, состоящая в том, что пока в социальной действительности

сохраняются условия способные питать и поддерживать индивидуалистическое

сознание и различные нравственные пороки, лежащие в основе преступного

поведения, некоторые лица становятся их носителями. Задача состоит в том,

чтобы устранить подобные условия или максимально ограничить их

отрицательное воздействие, обеспечив тем самым формирование

высоконравственной личности, неспособной совершить преступление. В решении

этой задачи важная роль принадлежит всем правоохранительным органам, в том

числе и ФПС.

На нравственное формирование личности влияют различные типы (виды)

социальной микросреды:

- семейно-бытовая; учебно-воспитательная; воинская; спортивная;

религиозная и т.д. На конкретном их рассмотрении мы останавливаться не

будем, так как их подробное изучение должно быть вам предложено другими

учебными дисциплинами (социологией, педагогикой, психологией и пр.).

Отметим лишь то, что влияние всех этих типов социальной микросреды на

личность осуществляется по различным направлениям и каналам, ибо, личность

взаимодействует с различными типами социальной микросреды, а они

взаимодействуют между собой. Это взаимодействие может характеризоваться

разными отношениями:

-положительное влияние одного типа может дополняться и приумножаться

таким же влиянием другого типа микросреды;

-отрицательное влияние одного типа усугубляется отрицательным

влиянием другого;

-отрицательное влияние одного типа может нейтрализоваться или

компенсироваться положительным влиянием другого типа микросреды;

-положительное влияние одного типа может нейтрализоваться или даже

сводиться на нет отрицательным влиянием другого типа.

В целом как определенную закономерность можно отметить своеобразную

“цепную реакцию”, взаимное дополнение различных отрицательных влияний,

исходящих из различных типов микросреды.

Вопрос 2. Роль конкретной ситуации в совершении преступления.

Негативные личностные свойства человека, сложившиеся под влиянием

неблагоприятных условий нравственного формирования, приводят к совершению

преступлений при наличии определенных обстоятельств, способствующих

подобному результату и образующих ситуацию совершения преступления -

криминогенную ситуацию.

Ситуация преступления - особый уровень взаимодействия личности с

социальной средой. На этом уровне обусловленная неблагоприятными условиями

нравственного формирования способность лица совершить преступление под

воздействием ситуации реализуется в действительность.

Ситуация может распространяться на более или менее обширную территорию

(например, неурожай в стране) или концентрироваться на ограниченном

пространстве (квартирный конфликт). Она может иметь длительный характер

(разлад в семье) или кратковременный, разовый (ссора в очереди). В первом

случае возникновение ситуации отделено от преступления определенным

промежутком времени, в течение которого она воздействует на лицо,

психологически “подготавливая” его к совершению преступления; во втором -

этот промежуток сокращается до минимума и ситуация как бы сливается с самим

преступлением. По объему своего действия ситуация может быть локальной -

затрагивать только данное лицо или узкий круг лиц (болезнь, ссора, утрата

личного оружия), а может касаться многих (стихийное бедствие, нездоровая

атмосфера в коллективе).

По источнику возникновения принято различать ситуации, созданные

людьми, и ситуации, вызванные действием стихийных сил природы, физических

явлений и естественных законов (неблагоприятные погодные условия,

способствовавшие аварии; гибель имущества при пожаре или наводнении).

Ситуации, созданные людьми, могут быть связаны с действиями самого

виновного либо иных лиц. В обоих случаях эти действия могут быть

правомерными, противоправными или даже преступными. Ситуации, связанные с

действиями виновного, могут быть созданы им специально для совершения

преступления (например, создание искусственной очереди на КПП, чтобы иметь

возможность пропускать вне ее за взятку), либо без такого намерения

(употребление алкоголя и опьянение, в результате которого совершаются

хулиганские действия или автотранспортное преступление). Среди ситуаций,

связанных с действиями иных, кроме виновного, лиц, особо выделяются

ситуации, созданные потерпевшими от преступления, которые называют

виктимологическими. Следует, однако, иметь ввиду, что таковыми они являются

именно для потерпевшего, обусловливая подобное его состояние, а с точки

зрения преступника и совершенного им преступления эти ситуации носят

криминогенный характер, ибо детерминируют преступное поведение. На

виктимологии мы остановимся подробнее в следующем вопросе лекции.

По источнику возникновения возможны и смешанные ситуации - связанные

как с действиями людей, так и с проявлением стихийных сил природы

(например, автоавария, совершенная лицом, находящимся в состоянии

опьянения, на участке неотремонтированной дороги в условиях непогоды и

плохой видимости).

По содержанию принято выделять следующие виды криминогенных ситуаций:

-проблемная - при которой человек сталкивается с определенными

трудностями и препятствиями в достижении преследуемой цели (например,

требование родственников невесты уплатить калым как обязательное условие их

соглашения на брак);

-конфликтная - связанная с острым противоречием и открытым

столкновением интересов и позиций виновного и других лиц либо

государственных или общественных органов (семейный или конфликт среди

военнослужащих и т.п.).

По характеру воздействия на виновного ситуация может быть:

-экстремальной - необычной, исключительной для данного лица,

оказывающей на него особо сильное воздействие (превышение пределов

необходимой обороны при отражении внезапного нападения);

-соблазняющей или провоцирующей - побуждающей к совершению преступного

посягательства (неохраняемое имущество при краже, аморальное поведение

потерпевшей от изнасилования);

-разряжающей - вызывающей разрядку психологического напряжения,

обусловленного иными обстоятельствами (оскорбление подчиненного, вызванное

нервным возбуждением после семейной ссоры).

В механизме индивидуального преступного поведения перечисленные виды

криминогенных ситуаций играют роль повода к совершению преступления,

который формирует соответствующий мотив и определяет характер и цель

преступного посягательства.

Ситуация совершения преступления наряду с объективным содержанием,

определяемым фактическими событиями и обстоятельствами, имеет также и

личностное значение, обусловленное субъективным ее восприятием. Объективное

содержание и субъективное значение могут совпадать, а могут и расходиться,

порой весьма существенно. Хорошо, например, известны ситуации “мнимой

измены” и “беспричинной ревности”, приводящей порой к серьезным

насильственным преступлениям.

Субъективное восприятие ситуации зависит от личностных нравственно-

психологических свойств индивида, и именно оно наиболее существенно для

понимания причин совершенного преступления.

Искаженное восприятие ситуации может быть либо:

- следствием негативных нравственных свойств индивида (зависти,

злобности, нечестности, злоупотребления алкоголем и т.д.);

- либо результатом чисто психологических дефектов восприятия

(преувеличение значения опасности при превышении пределов необходимой

обороны, неправильная оценка боевой обстановки и т.д.).

Ситуация преступления как совокупность всех обстоятельств, повлиявших

на решение лица избрать антиобщественный вариант поведения, содержит в

себе, как правило, не только то, что способствует подобному решению, но и

то, что противостоит ему. В зависимости от соотношения этих двух видов

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты