Антикризисный менеджмент

в виду невозможности определения рыночной стоимости акций предприятия.

В заключение воспользуемся коэффициентом Альтмана для оценки

вероятности банкротства. Расчет данного показателя представлен в Таблице

2.9.

Важно подчеркнуть, что индекс кредитоспособности (коэффициент Альтмана)

рекомендуется использовать только в качестве дополнительного инструмента

анализа с предварительной апробацией на опытных данных. Таким образом,

рассматривая данный коэффициент в совокупности с показателями ликвидности и

критериями признания предприятия неплатежеспособным, рассмотренными выше,

необходимо сделать вывод о неудовлетворительном финансовом положении

предприятия.

Анализируя показатели работы ОАО «Камчатский Хлеб» за 1997-1999 гг.

следует отметить, что несмотря на общую кризисную ситуацию, предприятие

наращивает объем товарной продукции в стоимостном выражении, о чем

свидетельствует положительная динамика выручки при незначительном росте

активов Таблица 2.1. По сравнению с 1997 г. выручка возросла на 11,45% и

составила в 1998 г. 145 030 тыс. руб. В 1999 г. темп прироста значительно

увеличился и составил 65,79%, что обеспечило выручку за 1999 г. в размере

240 447 тыс. руб. В значительной мере это обусловлено постоянным

платежеспособным неэластичным спросом на хлебобулочную продукцию, а также

инфляционным ростом цен.

В этом периоде предприятие работало без убытков, поддерживая

относительно постоянный невысокий объем прибыли, который на конец 1999 г.

составил 4 333 тыс. руб., что на 71 тыс. руб. или 1,67% больше величины

балансовой прибыли за предыдущий год Таблица 2.1. Однако получаемая прибыль

не обеспечивает приемлемый уровень рентабельности. Общая рентабельность

капитала, рассчитываемая по балансовой прибыли, в конце периода составила

10,30%, что на 6,12% ниже аналогичного показателя за 1998 г.

Соответственно, снижаются прочие относительные показатели, характеризующие

эффективность деятельности общества в зависимости от объема прибыли:

экономическая рентабельность по чистой прибыли; балансовая и чистая прибыль

на 1 руб. оборота, которые на конец 1999 г. составили 1-2 коп. на рубль

выручки.

В противоположность им значительно возросла оборачиваемость займов,

составив на конец 1999 г. 53,43 раза, что на 139,48% больше прошлогоднего

коэффициента. Однако это в значительной степени обусловлено отказом или

невозможностью привлечения долгосрочных заемных средств на приемлемых

условиях, что отчетливо прослеживается по балансу .

Дебиторская задолженность предприятия поддерживалась на достаточно

стабильном уровне, имея замедляющуюся тенденцию снижения и сохраняя хорошую

оборачиваемость. Определяющее влияние здесь оказывает увеличение выручки.

Анализируя структуру активов и пассивов ОАО «Камчатский Хлеб», следует

отметить увеличение доли оборотных активов по сравнению с внеоборотными,

что хорошо прослеживаться на Рис.2.1. Это позволяет предприятию быть более

мобильным и способствует повышению платежеспособности. С другой стороны, на

протяжении рассматриваемого периода снижается коэффициент автономии Таблица

2.3. Лишь в 1997г. этот показатель превышает нормативное значение (0,5),

составляя 0,5712. К концу 1999 г. он снижается до 0,3349, что меньше уровня

1998 г. на 17,97%. Соответственно, увеличивался коэффициент соотношения

заемных и собственных средств, который также превысил свое нормативное

значение. Это свидетельствует о неустойчивом финансовом положении и

недостаточности собственных средств для покрытия обязательств общества. В

тоже время, резкими, опережающими рост выручки, темпами увеличивалась

кредиторская задолженность. В 1998 г. прирост составил 6 132 тыс. руб. или

66,80%, а в 1999 г. - 10 539 тыс. руб. или 68,83%. Доля кредиторской

задолженности в общей сумме источников средств увеличилась с 22,96% в

начале 1998 г. до 55,68% на конец 1999 г. Тенденция увеличения кредиторской

задолженности четко прослеживается на Рис.2.1. Очевидно, что данная

структура источников средств неудовлетворительна и крайне рискованна, т.к.

ставит предприятие в жесткую зависимость от финансового положения своих

контрагентов, а также делает его очень чувствительным к изменениям во

внешней среде, что негативно сказывается на платежеспособности.

Несмотря на превышение реального собственного капитала над уставным

Таблица 2.2. что является исходным показателем устойчивости финансового

состояния, анализ обеспеченности запасов источниками средств Таблица 2.7.

показывает, что предприятие на протяжении исследуемого периода находится в

кризисном состоянии, на грани банкротства, и это состояние только

ухудшалось. Обусловливается это растущим недостатком общей величины

основных источников формирования запасов.

Эти выводы подтверждает анализ ликвидности предприятия. Необходимо

отметить, что за рассматриваемый период практически все показатели

ликвидности ниже своих нормативных значений и имеют тенденцию снижения,

хотя и замедляющимися темпами Таблица 2.8. Только коэффициент абсолютной

ликвидности вырос в течение 1999 г. на 60,20% и составил на конец года

0,0814, превысив значения 1998 года, но не вошел в допустимый диапазон

(больше или равно 0,2). Главным образом это обусловлено недостатком

собственных средств и ростом обязательств ОАО «Камчатский Хлеб» перед

своими контрагентами. Все это дает основания рассматривать положение дел

как критическое.

Обращаясь к законодательно установленным критериям признания

предприятия неплатежеспособным, закрепленными «Методическими положениями по

оценке финансового состояния предприятий и установлению

неудовлетворительной структуры баланса», следует отметить, что и

коэффициент покрытия, и коэффициент обеспеченности собственными средствами

ниже своих нормативных значений Таблица 2.6. Это позволяет сделать

окончательный вывод о неудовлетворительной структуре баланса ОАО

«Камчатский Хлеб» и неплатежеспособности самого предприятия. Коэффициент

восстановления платежеспособности, рассчитанный исходя из периода, равного

6 месяцам, хоть и немного вырос в 1999 г. относительно величины 1998 г.,

все же значительно меньше 1. Это свидетельствует об отсутствии тенденции

восстановления платежеспособности предприятия в отчетном периоде и дает

основания считать предприятие потенциальным банкротом.

Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие находится в

сложном, кризисном финансовом положении и нуждается в незамедлительных

комплексных мероприятиях по восстановлению платежеспособности и

ликвидности. В первую очередь, необходимо тщательно проанализировать

причины увеличения обязательств и сроков погашения дебиторской

задолженности, оптимизировать основные статьи расходов и затрат, обеспечить

увеличение собственных ресурсов и провести оптимизацию налоговых

отчислений, что требует углубленного анализа соответствующих статей,

краткосрочного и перспективного планирования при взаимодействии всех служб

предприятия.

Глава 3. Пути выхода из кризиса.

Оздоровление финансового положения предприятия как составная часть

управления кризисными состояниями и банкротством предполагает целевой выбор

наиболее эффективных средств, стратегии и тактики, необходимых для

конкретного случая и конкретного предприятия. Индивидуальность выбора этих

средств не означает, что нет некоторых общих, характерных для всех

находящихся в подобной ситуации предприятий. Изучение опыта преодоления

кризисных ситуаций многих предприятий позволяет сформулировать некоторые

общие, обязательные для каждого предприятия процедуры.

По характеру этих мероприятий можно выделить два наиболее

распространенных вида тактики, позволяющих преодолеть кризисную

ситуацию.[11] Первая из применяемых тактических программ, получила название

защитной поскольку она основана на проведении сберегающих мероприятий,

основой которых является сокращение всех расходов, связанных с

производством и сбытом, содержанием основных фондов и персонала, что ведет

к сокращению производства в целом. Такая тактика применяется, как правило,

при очень неблагоприятном стечении внешних для предприятия обстоятельств.

Она характерна для большинства российских государственных и частных

предприятий в 1992-1994 гг. — наиболее нестабильном времени всей

экономической системы. Однако подобная тактика, если она и может оказаться

эффективной для отдельных предприятий, ожидающих оживления деловой

активности и благоприятной рыночной конъюнктуры, неприемлема для более или

менее значительной, не говоря уже о подавляющей части предприятий.

Очевидно, что массовое применение защитной тактики большинством предприятий

ведет к еще более глубокому кризису национальной экономики и поэтому не

приводит к финансовому благополучию применяющих ее предприятий. И это

вполне объяснимо: ведь главные причины кризисной ситуации лежат вне

предприятия. Защитная тактика предприятия ограничивается, как правило,

применением соответствующих оперативных мероприятий среди которых следует

отметить: устранение убытков, сокращение расходов, выявление внутренних

резервов, кадровые перестановки, укрепление дисциплины, попытку улаживания

дел с кредиторами (отсрочку долгов) и с поставщиками и другие мероприятия.

Наиболее эффективна наступательная тактика, для которой характерно

применение не столько оперативных, сколько стратегических мероприятий. В

этом случае наряду с экономными, ресурсосберегающими мероприятиями

проводятся активный маркетинг, изучение и завоевание новых рынков сбыта,

политика более высоких цен, увеличение расходов на совершенствование

производства за счет его модернизации, обновления основных фондов,

внедрения перспективных технологий.

В то же время меняется или укрепляется руководство предприятия,

осуществляется комплексный анализ и оценка ситуации и, если надо,

корректируется философия, основные принципы деятельности предприятия, т.е.

изменяется его стратегия. В соответствии с новой стратегией

пересматриваются производственные программы, маркетинговая концепция все в

большей степени нацеливается на укрепление позиций предприятия на

существующих и завоевание новых сегментов рынка, обновляется номенклатура

выпускаемой продукции. Все это находит отражение в разрабатываемой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты