Бизнес-план
Бизнес-план
Содержание работы:
Введение. 3
Понятие бизнес-плана, сфера его применения и условия разработки. 4
Содержание бизнес-плана. 11
Структура бизнес-плана. 11
Пример составления бизнес плана. 28
Заключение. 43
Список литературы: 45
Введение.
Упорядоченную схему действий по достижению определенной цели называют
«планом», следовательно, планирование есть непрерывный процесс поиска новых
путей и методов оптимизации целевых действий за счет новых возможностей.
Так, руководство любого предприятия все время ощущает необходимость выбора.
Оно должно осуществить выбор оптимальной цены реализации, величины
выпускаемой серии продукции, принимать решения в область кредитной и
инвестиционной политики и многое другое. Чтобы обеспечить возможность
принятия экономически обоснованных решений, на предприятиях производятся и
анализируются расчеты альтернативных предложений и описываются ожидаемые
результаты экономической деятельности. Правда, руководители многих
предприятий (особенно небольших) склонны считать, что не следует тратить
время на так называемое «формальное планирование» (т.е. подробно
фиксировать на бумаге всю схему действий), поскольку экономическая ситуация
так быстро меняется, что приходится постоянно вносить изменения и
дополнения в первоначальную схему. Следовательно, эта часть руководителей
полагает, что в быстроменяющихся экономических условиях достаточно
неформального планирования, т.е. такого планирования, при котором все
держится в уме и нет необходимости тратить время на фиксацию (запись) своих
действий.
Однако ученые, а также руководители крупных предприятий относят
планирование к деятельности высшего порядка и считают, что формальное
планирование предоставляет немало выгод:
. помогает руководству предприятия мыслить перспективно;
. способствует четкой координации предпринимаемых предприятием усилий;
. формирует систему целевых показателей деятельности для последующего
контроля;
. готовит предприятие к возможным внезапным рыночным переменам;
. демонстрирует взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц.
Итак, есть смысл разрабатывать план даже тогда, когда все время изменяются
не только внешние, но и внутренние условия реализации плана, а само
планирование превращается в непрерывную корректировку. Планирование
необходимо, если мы хотим, чтобы нормальная деятельность предприятия не
была нарушена ходом будущих событий. Возможность корректировки планов
должна сочетаться с необходимостью адаптации. Адаптация - непрерывное
приспособление предприятия к изменяющимся условиям - является ключевой
проблемой планирования.
Понятие бизнес-плана, сфера его применения и условия разработки.
Отечественные предприятия имеют пока небольшой опыт работы в условиях
рынка, да и рыночные отношения еще далеки от их уровня в развитых странах.
Наша экономика находится в глубоком экономическом кризисе. Экономическая и
социальная ситуация, в которой работают предприятия, не позволяет
осуществлять прямое использование зарубежных методических разработок при
составлении бизнес-планов российскими предприятиями. Необходима их
адаптация к реальным экономическим условиям нашей страны.
Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования,
излагающий все основные аспекты планирования производственной и
коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми
оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-
хозяйственных задач.
В кризисных экономических условиях переходного периода бизнес-план
предприятия должен прежде всего решать задачи улучшения его финансового
состояния. В этой связи рассмотрение именно финансового аспекта бизнес-
плана наиболее актуально.
Поскольку бизнес-план является документом внутрифирменного планирования,
при его разработке на предприятии возникает вопрос: в какой мере можно
использовать накопленный опыт составления применявшихся ранее на практике
техпромфинпланов? Представляется, что такая преемственность возможна. В
экономических условиях переходного периода бизнес-план предприятия должен
быть планом производственной, хозяйственной и финансовой деятельности,
своеобразной трансформацией годового техпромфинплана, его адаптацией к
рыночным условиям. Ошибочно противопоставление бизнес-плана техпромфинплану
как совершенно разных документов. Конечно, по целям они отличаются, но
полное отрицание взаимосвязи методических вопросов, их разработки отрицает
и преемственность в необходимости планирования. Игнорируется при этом
богатейший опыт работников плановых служб предприятий. Это недопустимо для
переходного к рынку периода, когда у работников предприятий частично еще
сохраняются традиционные для плановой экономики навыки планирования, а
новые методы еще достаточно хорошо не известны.
В зависимости от целей потребность в разработке бизнес-планов выявляется
при решении финансовых и управленческих задач в различных сферах
хозяйственной деятельности. Обобщение пока еще небольшого опыта составления
бизнес-плана отечественными предприятиями и организациями позволяет
выделить следующие области их применения:
. подготовка инвестиционных заявок существующими и вновь создаваемыми
предприятиями на получение кредитов в коммерческих банках;
. обоснование предложений по приватизации предприятий государственной и
муниципальной собственности;
. разработка проектов создания частных фирм, без чего риск разорения новых
предпринимателей оказывается чрезмерным;
. выбор экономически выгодных направлений и способов достижения
положительных финансовых результатов предприятиями и фирмами,
находящимися сегодня в новых условиях работы, сбыта продукции, общей
неплатежеспособности хозяйствующих субъектов;
. составление проектов эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций) предприятий;
. привлечение иностранных инвестиций для развития предприятия.
К основным задачам, которые акционерное общество может решить при помощи
составления бизнес-плана, относятся:
. определение емкости и перспектив развития рынка сбыта продукции по
основному производству;
. оценка возможных затрат по изготовлению и реализации продукции и услуг;
. соизмерение затрат с возможными ценами для прогнозирования прибыли;
. обнаружение в планировании финансово-хозяйственной деятельности возможных
просчетов и ошибок;
. определение целесообразности развития данного производства в сложившихся
экономических условиях.
Законодательство не закрепляет обязательность разработки бизнес-плана.
Зарубежный опыт и пока еще небольшой опыт отечественных предприятий
показывают, что составлять бизнес-планы заставляет сама жизнь. Бизнес-план
решает задачи не только оперативного планирования, но может иметь и
стратегические цели. В этой сфере хозяйственных интересов предприятия
бизнес-план может помочь решить проблему финансирования. При заключении
договоров банка с инвестиционным фондом либо другим возможным инвестором
бизнес-план позволяет убедить их в том, что предприятие имеет перспективные
возможности развития производства, что есть последовательная и реальная
программа проведения предпринимательской идеи в жизнь.
Хозяйственные партнеры предприятия прежде чем установить с ним договорные
отношения, могут с помощью бизнес-плана убедиться в наличии шансов на
коммерческий успех и обеспечение достаточного уровня прибыльности. Таким
образом можно строить хозяйственные взаимоотношения с поставщиками сырья,
материалов, топлива, оборудования; с посредниками в реализации собственной
продукции предприятия; с фирмами, с которыми предполагается осуществлять
кооперирование научно-технической, производственной, инвестиционной и иной
хозяйственной деятельности.
Бизнес-план можно составлять на несколько лет вперед, с его корректировкой
и пересмотром по мере необходимости.
Целью проведения экспресс-анализа финансового состояния предприятия
является оценка структуры его баланса с точки зрения платежеспособности в
соответствии с системой критериев для определения неудовлетворительной
структуры баланса предприятий, утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 20 мая 1994 г. М 448 «О некоторых мерах по
реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий»,
На основе предлагаемой методики можно дать оценку финансовому состоянию,
сопоставимую с официальными требованиями государства, понятную для
российских акционерных обществ. Вместе с тем следует заметить, что методика
эта пока несовершенна. Поиск новых, более точных критериев оценки
продолжается.
Для проведения экспресс-анализа финансового состояния предприятия
используются его годовая и квартальная отчетность: форма 1 «Баланс
предприятия»; форма 2 «Отчет о финансовых результатах их использовании»,
справка к форме 2 «Справка к отчету о финансовых результатах и их
использовании». Анализ и оценка структуры баланса предприятия проводятся на
основе показателей:
. коэффициента текущей ликвидности;
. коэффициента обеспеченности собственными средствами.
Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность
предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности.
Он рассчитывается как отношение фактической стоимости находящихся в наличии
оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции,
денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов
(сумма итогов II и III разделов актива баланса) к наиболее срочным
обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков,
краткосрочных займов и различных видов кредиторской задолженности (итог II
пассива баланса за вычетом строк 500, 510, 730, 740).
Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие
собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой
устойчивости. Данный коэффициент определяется как отношение разности между
объемами источников собственных средств (итог 1 раздела пассива баланса) к
фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств
в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой
продукции, денежных средств, дебиторской задолженности, прочих оборотных
активов (сумма итогов II и III разделов актива баланса).