несостоятельности.
Прогнозирование объемов продаж, затрат на производство реализованной
продукции, результатов от прочей реализации, доходов и расходов от
внереализационных операций, а также платежей в бюджет из прибыли должно
учитывать возможности предприятия по изысканию дополнительных резервов
роста производства и реализации продукции. Такие дополнительные возможности
могут появиться у предприятия уже на стадии реализации программы работ по
разработке и реализации бизнес-плана, который составлен с учетом отраслевых
особенностей предприятий топливно-энергетического комплекса.
Для реальной оценки дополнительных финансовых возможностей, выявленных в
результате анализа финансово-хозяйственной деятельности общества, полезно
эту оценку производить в нескольких вариантах.
Финансовый план является результирующей частью бизнес-плана. Содержит
проектные данные о финансовых потоках, размерах инвестиций, объемах продаж,
а также требования к инвестициям. Финансовый план разрабатывается, как
правило, на 3—5 лет. Проект первого года расписывается помесячно, второго —
поквартально, данные последующих лет даются в целом по годам. Если на
первый год планирование осуществляется с привязкой к определенной группе
показателей и специфике затрат первого года производства, то на второй — на
основе результатов исследований емкости рынка и тенденций его изменения в
целом. На третий — пятый годы финансовое планирование целесообразно
осуществлять на основе моделей цен в процентном соотношении к объему
продаж. Типичной для компаний, производящих наукоемкую продукцию и
требующих значительных вложений в рыночные исследования, является следующая
модель цен. Годовая продажа —100%. В том числе: стоимость проданной
продукции — 50%, прибыль и накладные расходы — 50%. Из них: расходы на
маркетинг, торговлю — 15%, расходы на внедрение — 10%, расходы на
содержание аппарата управления — 8%, прибыль до уплаты налогов — 17%. В
финансовом плане должны найти отражение следующие вопросы: объем продаж и
общая прибыль; процентное отношение доходов и расходов; общий объем
инвестиций; использование собственных и заемных средств, их источники и
сроки погашения задолженности; срок окупаемости вложений; сроки начала
выплаты дивидендов; издержки производства и обращения. Структура
финансового плана состоит из плана доходов, плана расходов (кассового
плана) и баланса первого (помесячно), второго (поквартально) и третьего (в
целом за год) годов. На последние годы приводятся общие данные о доходах и
расходах в соответствующем плане.
В плане доходов делается расшифровка динамики объема продаж, стоимости
товара с учетом транспортных средств (издержки, непосредственно относимые
на данный товар) и общей прибыли. Отдельно расшифровываются постоянные
затраты, к которым относят аренду, страхование, амортизацию, управленческие
затраты, затраты на маркетинг и сбыт.
План расходов содержит данные о динамике расходования и возмещении всего
инвестированного капитала. В расходы включаются покупка активов, выплата
займов, приобретение оборудования (непроизводственного), инвентаря, а также
убытки от хозяйственной деятельности (определенные в плане доходов).
Баланс отражает структуру активов и пассивов компании и соответствует
отчетной форме1.
Стратегия финансирования.
В разделе излагается план получения средств для создания или расширения
предприятия. При этом необходимо ответить на вопросы:
1.Сколько требуется средств для реализации данного проекта.
Ответ на данный вопрос можно получить из предыдущего раздела бизнес-плана
«Финансовый план».
2.Источники финансовых ресурсов и форма их получения.
Источниками могут служить:
. собственные средства;
. кредиты банков;
. привлечение средств партнеров;
. привлечение средств акционеров и так далее.
3.Срок ожидаемого полного возврата вложенных средств и получения
инвесторами дохода на них.
Рекомендуется включить в бизнес-план специальные расчеты, дающие
возможность определить срок окупаемости вложений. Формулы этих расчетов
можно найти в соответствующих справочных пособиях.
Пример составления бизнес плана.
Резюме.
Жилищная проблема в Краснодарском крае остается напряженной. Сегодня только
состоятельные граждане имеют возможность купить квартиру или построить
загородный коттедж с использованием высококачественных материалов, включая
импортные.
В Указе Президента Российской Федерации «О новом этапе реализации
Государственной целевой программы «Жилище» от 29 марта 1996 года признана
необходимость обеспечения возможности улучшения жилищных условий для семей
со скромным и средним достатком путем внедрения долгосрочных жилищных
кредитов на приемлемых условиях, предоставляемых субсидий на строительство
и приобретение жилья, оказание помощи в развитии индивидуального
строительства жилья и др. мер государственной поддержки граждан.
Одной из главных задач, обозначенных в Указе, является перестройка
производственной базы жилищного строительства на Современном техническом
уровне для развития производства новых видов строительных материалов и
конструкций.
Во исполнение Указа Президента от 23 марта 1996 г. № 420 Правительство РФ
утвердило Федеральную целевую программу «Свой дом».
В Перечне важнейших объектов но производству строительных материалов и
конструкций, подлежащих строительству в 1996-1998 годах включено
строительство цеха по производству керамической черепицы мощностью 5 млн.
штук в год на базе акционерного общества «Промышленно-стоительная компания»
СЛАВЯНСКИЙ КИРПИЧ х. Галицын, Краснодарского края.
Создание этих мощностей также предусмотрено в постановлении Правительства
Российской Федерации от 13 июня 1996 г. 702 “О Федеральной целевой
программе по комплексному социально-экономическому развитию Краснодарского
края в 1996-2000 годах».
Повышение внимания развитию производства керамической черепицы вызвано
необходимостью обеспечения индивидуальных застройщиков экологически чистыми
и долговечными кровельными материалами.
Проектируемый продукт или вид услуг.
По сравнению с традиционными кровельными материалами (асбоцементный шифер,
рубероид, оцинкованный лист и др.) керамическая черепица обладает
наилучшими .показателями, в том числе по долговечности и архитектурной
выразительности. По морозостойкости, прочности и водопроницаемости она
превосходит и цементно-песчаную черепицу.
Современная штампованная керамическая черепица в отличие от ленточной имеет
двойное пазовое соединение по длине и ширине, что предотвращает занос влаги
ветром и обеспечивает более надежное кровельное покрытие.
Достаточно высокие продольные выступы этой черепицы и возникающая
вследствие этого игра света и теней на ее поверхности придает кровле особую
эстетическую привлекательность.
Перечисленные преимущества положительно сказываются при выборе
потребителями именно этого вида покрытия кровель домов во всем мире. Эти
тенденции наблюдаются и в Краснодарском крае. Не случайно, что
состоятельные заказчики приобретают даже импортную черепицу.
Оценка рынка сбыта.
Учитывая перечисленные выше решения Президента и Правительства Российской
Федерации, в особенности возможность долгосрочного кредитования
строительства жилья сроком от 10 до 25 лет, есть все основания полагать,
что индивидуальное строительство в скором времени еще больше расширится и,
как следствие, возрастет спрос на высококачественные и долговечные
кровельные покрытия. Следует отметить, что даже при существующих условиях в
Краснодарском крае ежегодно возрастают объемы строительства индивидуального
жилья. По данным Департамента по строительству, архитектуре и жилищно-
коммунальному хозяйству за последние 3 года ввод индивидуальных жилых домов
составил 1207 тыс. кв. м., в том числе в 1995г.-522,4, в 1994г.-681,7, в
995г.-845,3 тыс. кв. метров.
Если сохранится даже такая тенденция, то вопросов со сбытом продукции не
предвидится.
Согласно проведенным маркетинговым исследованиям потребность Северо-
Кавказского региона в керамической черепице в 1998 году, в котором начнется
ее выпуск, составит 19,5 млн. штук. Вводимые мощности – 5 млн. штук
обеспечат лишь 25% потребности.
Конкуренция.
В настоящее время производство керамической черепицы не осуществляется,
т.е. конкурентов, производителей данной продукции в регионе нет, привозная
черепица из Белгородской области стоит 8,7 тыс. рублей за 1 штуку, из
Греции и Турции - от 11,8 до 17,7 тыс. рублей.
В июне-июле текущего года АО «Славянский кирпич» уже заключило договоры с
рядом строительных фирм Краснодарского края о поставках черепицы около 50%
от объема продажи в 1998-2000 годах по средней цене 8 тыс. рублей за одну
штуку.
В предлагаемом проекте во всех расчетах принята цена черепицы 6,15 тыс.
рублей, что на 40% ниже самой дешевой привозной (8,6 тыс. рублей).
В настоящее время в Краснодарском крае сложилась ситуация, характеризующая
постоянным дефицитом в долговечных кровельных материалах.
Изменившиеся экономические условия вызвали с одной стороны снижение
платежеспособного спроса, с другой - повышение требований к качеству
продукции, появляющейся на рынке к ее потребительским свойствам,
привлекательности.
Стратегия маркетинга.
Потребители продукции и характер спроса.
В настоящее время в Краснодарском крае сложилась ситуация,
характеризующаяся постоянным дефицитом в долговечных кровельных материалах.
К наиболее долговечным и архитектурно выразительным кровельным материалах
относится керамическая черепица, производство которой в Северокавказском
регионе отсутствует. На местном рынке появляется привозная черепица из
Белгородской области, Греции и Турции. В тоже время ее стоимость, в связи с
транспортными расходами, непомерно высокая и приобрести ее могут в основном
только состоятельные потребители. Решение этой проблемы предусмотрено в
Федеральной целевой программе «Свои дом» за счет строительства цеха
керамической черепицы производительностью 5 млн. штук в год.
АО «Изумрудная долина» сможет получить продукцию не уступающую требованиям
отечественных и мировых стандартом, и продавать ее по ценам ниже, чем
привозную на 25-30 процентов.
Маркетинговыми исследованиями, которые представляли собой изучение и анализ
структуры потребителей данной продукции торговых фирм, работающих в данном