через собственные фирменные магазины;
через оптовые организации.
2. Ценообразование
методика определения цен на товары;
ожидаемый уровень рентабельности на вложенные средства.
3. Реклама
методы организации рекламы;
величина средств, необходимых для реализации рекламы.
4. Методы стимулирования продаж:
за счет расширения сбыта;
за счет новых форм привлечения покупателей.
5. Организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических
товаров):
. методы организации службы сервиса;
. величина необходимых для этого финансовых ресурсов.
6. Формирование общественного мнения о фирме и товарах: разработка методик,
позволяющих добиваться хорошей репутации своих товаров и самой фирмы в
глазах общественности
7. В случае реализации товара за рубежом желательно привести сведения об
оценке патентоведами патентной чистоты этих товаров в странах их
реализации.
План производства.
Главная задача данного раздела бизнес-плана доказать потенциальным
партнерам реальность производства нужного объема товаров и в заданные
сроки.
Необходимо ответить на следующие вопросы:
1.Место производства товаров на действующем или на вновь создаваемом
предприятии.
2.Необходимые для этого производственные мощности и их рост из года в год.
3.Где и у кого, на каких условиях будет закупаться сырье, материалы и
комплектующие. Какова репутация этих поставщиков и есть ли опыт работы с
ними.
4.Предполагается ли производственная кооперация и с кем.
5.Возможно ли какое либо лимитирование объемов производства или поставок
ресурсов.
6.Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести.
Возможны ли при этом проблемы и какого рода.
Данные этого раздела приводятся в перспективе на 2-3 года вперед, а для
крупных предприятий и на 4-5 лет.
При этом рекомендуется составить схему производственных потоков
непосредственно на предприятии, на которой должно быть наглядно показано:
. откуда и как будут поступать на предприятие все виды сырья и
комплектующих изделий;
. в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию;
. как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия.
В этом разделе приводятся сведения о видах и объемах ресурсов, необходимых
для осуществления предпринимательского проекта, источниках и способах
получения ресурсов. Ресурсное обеспечение охватывает: материальные ресурсы
(материалы, полуфабрикаты, сырье, энергия, здания, оборудование и др.);
. трудовые ресурсы;
. финансовые ресурсы (текущие денежные средства, капитальные вложения,
кредиты, ценные бумаги);
. информационные ресурсы (статистическая, научно-техническая информация).
Завершает данный раздел бизнес-плана оценка возможных издержек производства
и ее динамика на перспективу.
Организационный план.
Содержание этого раздела во многом зависит от вида предпринимательской
деятельности (производственное, коммерческое, финансовое). Программа
предпринимательских действий обычно включает:
. маркетинговую деятельность (реклама, определение рынка сбыта, контакты с
потребителем, учет его запросов);
. осуществление производства продукции (производственное
предпринимательство);
. закупку, хранение, транспортировку, реализацию товаров (особенности в
коммерческом предпринимательстве); обслуживание покупателя, в том числе
послепродажное. Организационные меры - неотъемлемая часть программы
действий, призванные способствовать упорядочению исполнения бизнес-плана.
Это способы управления реализацией бизнес-планом, организационные
структуры управления проектом, методы координации действий исполнителей,
а также меры по установлению специальных форм оплаты труда,
стимулирования, набора и подготовки кадров (кадровое обеспечение), учета,
контроля и др.
В разделе необходимо отметить, с кем предстоит организация нового дела и
как планируется налаживание с ним работы. При этом отправной точкой должны
быть квалифицированные требования, где указывается:
. какие именно специалисты (какого профиля, образования, опыта) и с какой
заработной платой необходимы для успешного ведения дел;
. на каких условиях принимаются на работу специалисты (постоянная работа,
совместители (внешние эксперты));
. есть ли возможность воспользоваться услугами какой-либо организации по
найму такого рода профессионалов;
. в случае, если часть персонала уже нанята, необходимо дать о своих
сотрудниках краткие биографические данные: квалификация, прежний опыт
работы.
Так же в этом разделе приводится и организационная структура предприятия,
которая отражает:
. кто и чем будет заниматься;
. взаимодействие всех служб друг с другом;
. координация и контроль их деятельности.
Целесообразно оговорить в этом разделе и вопросы оплаты труда руководящего
персонала и его стимулирования.
В этом разделе также рассматривается, в какой форме, по мнению
разработчика, должна осуществляться реализация проекта (совместное
предприятие, долевое участие и др.), какие необходимы организационные меры
по созданию организационной основы проектов.
Юридический план.
Конкретное наполнение раздела зависит от выбранной формы организации,
которую необходимо указать:
. частное владение;
. кооператив;
. государственное владение;
. совместное предприятие и так далее.
Оценка риска и страхование.
Раздел разбит на две части:
В первой предугадываются все типы рисков, с которыми авторы бизнес-плана
могут столкнуться: пожары и землетрясения, забастовки и межнациональные
конфликты, изменения в налоговом регулировании и колебания валютных курсов,
а также источники и момент их возникновения.
Во второй части дается ответ на вопрос: как уменьшить риски и потери. Ответ
должен состоять из двух пунктов:
Указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры
по сокращению этих рисков и потерь.
Приводится программа страхования от рисков.
В случае создания современной системы коммерческого страхования в бизнес-
планах указываются типы страховых полисов (может страховаться любой шаг от
покупки оборудования до обеспечения валютных средств из-за спекулятивных
колебаний курсов валют) и на какие суммы их планируется приобрести.
Финансовый план.
Анализируя отечественный опыт по вопросам составления бизнес-плана, можно
сделать вывод, что из всех его разделов наименее разработанным справедливо
считается финансовый план. В этой связи подчеркнем, насколько велика роль
методического обеспечения именно финансовой части бизнес-плана. Поскольку в
данной главе рассматривается только финансовый аспект его составления,
остановимся на изложении именно этой задачи.
Раздел призван обобщить материалы, полученные в результате всей предыдущей
работы и представить их в стоимостном выражении. В данном случае необходимо
подготовить сразу несколько стандартных для мировой практики документов:
1.Прогноз объемов реализации.
Основная задача дать представление о той доле рынка, которую предполагается
завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на три
года вперед с разбивкой по годам:
первый год - данные приводятся помесячно второй год - данные приводятся
поквартально третий год - приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.
2.Баланс денежных расходов и поступлений.
Главная задача - проверить синхронность поступления и расходования денежных
средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реализации данного
проекта. Полученная таким образом информация служит основой для определения
общей стоимости всего проекта.
Баланс денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки его
при составлении, где статьи и суммы вложения средств и их поступления от
реализации продукции отражаются:
. первый год - помесячно
. второй год - поквартально
. третий год - в целом за 12 месяцев
3.Таблицу доходов и затрат.
Задача данного документа показать, как будет формироваться и изменяться
прибыль:
. первый год - помесячно
. второй год - поквартально
. третий год - в целом за 12 месяцев
Среди анализируемых показателей выделяются:
. доходы от продаж товаров;
. издержки производства товаров;
. суммарная прибыль от продаж;
. общепроизводственные расходы (по видам);
. чистая прибыль (строка в) минус строка г) ).
4.Сводный баланс активов и пассивов предприятия.
Назначение - главным образом для специалистов коммерческих банков в оценке
тех сумм, которые намечается вложить в активы разных типов и за счет каких
пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение
этих активов, рекомендуется составлять на начало и конец первого года
реализации продукции.
5.График достижения безубыточности.
Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, продажной
цены и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные и условно-
временные издержки).
С помощью этого графика можно найти так называемую точку безубыточности, то
есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение
выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой,
показывающей изменение себестоимости продукции. Допускается несколько
вариантов такого графика, соответствующих разным уровням цен на продукцию.
Прогноз финансовых результатов предлагается составлять по форме,
утвержденной распоряжением Федерального управления по делам о
несостоятельности (банкротстве). При этом предлагается при разработке
финансового раздела бизнес-плана исходить из того, что определение средств,
необходимых для финансового развития предприятия, предполагает оценку этого
плана как инвестиционного проекта. Это означает, что предусмотренные бизнес-
планом затраты предприятия должны быть обоснованы их экономической
эффективностью.
Прогноз финансовых результатов только тогда будет достоверным, когда
достоверны сведения о перспективах роста основных производственных
показателей, динамика которых была обоснована в других разделах бизнес-
плана. Выручка от реализации продукции определяется исходя из прогнозных
объемов продаж на планируемый год и прогнозных цен. Естественно, что из-за
большого ассортимента выпускаемой продукции выручка от реализации может
быть дана только в общей сумме, а не применительно к одному виду продукции,
как это предусмотрено методикой Федерального управления по делам о