Дисциплинарные отношения в органах внутренних дел

- не допускать протекционизма в работе с личным составом,

преследования сотрудников органов внутренних дел по мотивам личного

характера или за критику недостатков в деятельности органов

внутренних дел.[3]

Требовательность начальника к подчиненным ничего общего не имеет с

грубостью и оскорблениями. Выдающийся советский педагог А.С.Макаренко в

работах, посвященных вопросам коммунистического воспитания, отмечал

необходимость сочетания требовательности с уважением к человеку. «В нашей

диалектике это, собственно говоря, одно и тоже: нельзя требовать большего

от человека, которого мы не уважаем, - писал А.С.Макаренко. – Когда мы от

человека много требуем, то в этом самом и заключается наше уважение, именно

по тому, что мы требуем, именно потому, что это требование выполняется, мы

и уважаем человека».[4]

Со всеми своими подчиненными каждый начальник обязан быть ровным, от

каждого в равной степени требовать исполнения его служебных обязанностей,

установленных правил поведения. В отношениях с подчиненными начальник не

имеет права поддаваться чувству симпатии и привязанности. Он всегда должен

быть объективным ко всем и давать оценку подчиненным по их конкретным

делам. Несправедливые излишние придирки к одним подчиненным и

попустительство к другим подрывает основы дисциплины и могут в ряде случаев

привести к тяжелым правонарушениям и даже преступлениям.

Начальники в органах внутренних дел наделены большими полномочиями по

применению к подчиненным аттестованным работникам поощрений, взысканий и

иных мер воздействия в целях воспитания и обеспечения дисциплины и порядка

во вверенных им учреждениях, отделах и подразделениях. Использование этих

полномочий проводится в тесной связи со всеми другими мероприятиями и

мерами воспитательного и профилактического характера, с проявлением

постоянной и большой заботы о нуждах подчиненных, об их бытовых условиях и

своевременно удовлетворении всеми видами положенного довольствия.

Так, в соответствии с п.п. 2.1, 2.3, 4.1 - 4.5 Приказа МВД РФ от

02.08.1996 г. № 426 «О неотложных мерах по укреплению дисциплины и

законности в органах внутренних дел» начальникам главных управлений и

управлений МВД России, министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД

субъектов РФ, начальникам УВДТ, УЛИТУ, органов внутренних дел УРО МВД

России приказано:

- считать одной из важнейших задач руководителей органов внутренних

дел всемерное укрепление законности и дисциплины;

- шире использовать в целях мобилизации личного состава на

добросовестное исполнение служебных обязанностей моральные и

материальные формы стимулирования. К нарушителям дисциплины и

законности применять меры материального ограничения: снижать

размеры или лишать полностью выплачиваемых ежемесячной надбавки за

сложность, напряженность и специальный режим службы; премии за

личный вклад в общие результаты по реализации возлагаемых на органы

внутренних дел задач, выполнение специальных заданий и

добросовестное исполнение служебных обязанностей; единовременного

денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных

обязанностей по итогам календарного года; ежемесячной доплаты

(надбавки к денежному довольствию) сотрудникам органов внутренних

дел, имеющим право на пенсию;

- решительно пресекать факты сокрытия случаев правонарушений,

допущенных личным составом, беспринципности в их оценке. Принимать

к виновным строгие меры дисциплинарного воздействия вплоть до

освобождения от занимаемой должности;

- организовать в системе служебной подготовки постоянно действующие

семинары руководящего и командного состава по обучению современным

формам и методам работы с подчиненными, укрепления законности и

дисциплины, основам воспитания сотрудников, педагогики и

психологии;

- постоянно осуществлять разъяснение требований норм уголовного и

уголовно-процессуального законодательства, предусматривающих

ответственность сотрудников органов внутренних дел за совершение

преступлений и должностных проступков, раскрывать содержание норм

служебной дисциплины, этики, такта, профессионально -

ориентированного поведения. Использовать в этих целях возможности

средств массовой информации, художественную литературу и

произведения о деятельности органов внутренних дел, показывающие

нравственную суть дисциплины и профессиональной культуры. В работе

по укреплению дисциплины и законности среди личного состава

основной упор делать на индивидуальное воспитание подчиненных,

обратив особое внимание на лиц, склонных к совершению проступков,

на молодых сотрудников.[5]

Рассмотрим формы власти, существующие в коллективе.

Одним из видов формы власти является власть, основанная на законе,

которую также называют традиционной властью. Человек, подчиняющийся такой

власти, уверен и согласен с тем, что начальник имеет право принимать

решения, отдавать приказы, распоряжения, командовать подчиненными. Законная

власть основывается на иерархической структуре учреждения, при которой люди

расставлены по ступеням учреждения.

Считается, что культура Запада тысячелетия укрепляла власть

начальства. И потому подчинение человека человеку, занимающему определенную

должность, принимается как должное, как нормальный порядок существования

общества. Постепенно в обществе зародилась соответствующая традиция.

Отрицательной чертой этого вида власти является отчуждение системы

управления от человека, бюрократизация власти. Человек подчиняется

должности, а не человеку. Соответственно вознаграждения предоставляются

прежде всего тем, кто лучше всего подчиняется учреждению, а не тому, кто

лучше работает, более компетентен, но одновременно и более независим. Это

оборотная сторона всеобщей покорности.

Проявлением порядка, основанного на традиции, является распределение

наград не за результаты труда, а за трудовой стаж.

Следующим видом власти является власть, основанная на принуждении.

Сила этого вида власти состоит в страхе, который внушает обладающий властью

начальник. Этот страх основывается на следующих полномочиях обладателя

власти: расторгнуть договор, применить меру наказания, лишить премии и

других материальных благ. Этот вид власти эффективен при соблюдении

определенных правил, независимо от того, нуждается или не нуждается человек

явно в каких-либо благах.

Кроме того, негативная эмоция, возникшая при представлении возможных

мер наказания, также способствует действенности этого метода. Как указывают

многие специалисты, именно страх – та причина, которая заставляет человека

соглашаться с влиянием, властью других.

Различают множество страхов – потерять работу, надбавку, льготы,

доверие начальника и так далее.

Способами вызвать, активизировать страх начальники пользуются очень

часто. Использование начальниками разных уровней такого способа вызвать

страх, как унижение, заставляет подчиненных работать более полноценно и

эффективно. Например, начальник может перевести в менее удобный кабинет,

перевести на не престижную должность, громогласно указать на

некомпетентность и так далее.

Принуждение, хотя и вызывает внешнюю покорность, нередко

сопровождается чувствами скованности, страха, отчуждения, желанием мести,

низкой производительностью труда, текучестью кадров, неудовлетворенностью

работы, стремлением сознательно обманывать начальника.

Этот метод неудобен и тем, что его основа – это эффективная система

контроля, которую создать нелегко, да и она слишком дорога для любого

учреждения.

Третьей формой власти является власть, основанная на вознаграждении,

на поощрении. Работник выполняет свои обязанности в этом случае по тому,

что верит в возможность удовлетворить свои потребности с помощью поощрения.

Это влияние основано на положительных эмоциях, связанных с так называемым

пряником.

Недостатком этого вида власти является довольно сложная система

применения – нужно определить главные потребности работников, чтобы

предложить им те формы поощрения, которые удовлетворяют их потребности.

Другой недостаток – ограниченность средств, которые учреждение может

выделить на поощрение.

Четвертая форма власти – экспертная власть. Рекомендации экспертов

выполняются потому, что эксперты знают решение проблем, различных вопросов,

пути достижения цели. Власть эксперта – это влияние через разумную веру.

Пятая форма власти – эталонная власть. Эта власть, основанная на

влиянии примера. Этот вид власти основан на силе личных качеств,

способностей лидера. Последователи такого лидера испытывают потребности в

принадлежности к его группе, уважении этой группы. Типичными чертами лидера

является:

. умение говорить, убеждать;

. уверенная и достойная манера держаться;

. способность внушить чувство восхищения своей личностью;

. способность как бы излучать энергию;

. обладание внушительной внешностью;

. обладание независимым характером.

В большинстве случаев отделы кадров, подыскивая начальников разных

рангов, ориентируются на перечисленные качества, присущие лидерам.

Идеальный вариант управления состоит в попытке комплексно

использовать все эти пять видов власти для повышения работы учреждения.

Шестая форма власти – власть путем убеждения. Этот вид власти – самый

эффективный способ влияния. Убеждение - это наиболее эффективная передача

своего мнения, решения.

Все рассмотренные виды власти можно сгруппировать несколько по-

другому. Такие виды, как власть, основанная на принуждении, на

вознаграждении, на убеждении, включаются в содержание законной власти. В то

же время каждый вид власти может существовать обособленно. Например, один

из работников учреждения, даже не обладая законной (легитимной) властью, с

помощью убеждения может влиять на поведение всего учреждения, а кто-то из

сотрудников может попросту запугать коллег и приобрести в учреждении

определенную власть. Лица, обладающие иными видами власти в коллективе,

кроме законной, всегда интересовали отделы персонала, так как с ними

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты