решений по разработке и производствуперспективной продукции, и обеспечивают
службу маркетинга сведениями:
- о реальном состоянии и возможностях предприятия в области
конструирования новой техники и технологии;
- об уровне квалификации специалистов;
- о конструкторских, ресурсных и прочих ограничениях;
- о прочих факторах, влияющих на эффективность работы службы
маркетинга.
Взаимодействие службы маркетинга с отделом технического контроля
осуществляется по вопросам повышения качества и надежности продукции.
С экономическими отделами и бухгалтерией служба маркетинга
предприятия взаимодействует при:
- разработке планов внедрения передовой техники;
- организации производства;
- определении экономической эффективности новой продукции и
технологии;
- анализе работы предприятия;
- разработке перспективных и текущих планов социально-экономического
развития предприятия.
Взаимодействие службы маркетинга с отделом материально-
технического снабжения осуществляется при подготовке договоров на
приобретение необходимой для производства материально-технической продукции
и управления ее запасами.
Взаимодействие с ОАСУП ( отдел автоматизированных систем
управления производством) осуществляется по вопросам организации и ведения
автоматизированных коммерческих баз данных, проведения расчетов,
обеспечивающих процесс конъюнктурно-экономических исследований.
C юридическим отделом служба маркетинга взаимодействует по
вопросам правового обеспечения производственно-коммерческой деятельности
предприятия.
В соответствии с основными направлениями деятельности служба
маркетинга ряд функций своих подразделений может выполнять во
взаимодействии с внешними предприятиями и организациями (специализированные
организации по маркетинговым исследованиям и т.д.).
В последнее время в строительстве нашли широкое применение программы
автоматизации сметных расчетов, однако управление финансами в строительстве
далеко не исчерпывается составлением и расчетом строительных смет и
выпуском на их основе актов выполненных работ (процентовок).
Строительство является весьма специфической отраслью, и
автоматизированные системы управления должны учитывать основные его
особенности. Как правило, расчеты в строительстве происходят за возводимый
объект. На одном объекте может быть несколько организаций-исполнителей
работ, одна строительная организация может выполнять работы на
нескольких объектах, по разным объектам данная организация может быть как
генподрядной, т.е. отвечать за объект в целом и вести с заказчиком и с
другими исполнителями все расчеты, так и субподрядной - выполнять
определенный набор работ и получать оплату за них от генподрядной
организации, в том числе и от своей вышестоящей. Заказы на возведение
объектов определенным образом ранжируются (федеральные, муниципальные,
ведомственные, контрактные) и сведения о их выполнении должны формироваться
в соответствующих разрезах. По объектам могут быть получены авансы
(например, для оплаты материалов), полученные авансы необходимо учитывать в
дальнейших взаиморасчетах между участниками строительства.
Планово-экономическим и финансовым подразделениям строительных
организаций необходимо разбираться в этой довольно запутанной картине,
проводить учет, анализ и на этой основе принимать рациональные решения по
управлению финансовыми операциями. Представляется, что значительно
облегчить эту работу могут автоматизированные системы, реализующие
следующие основные функции.
В разрезе возводимого объекта необходимо обрабатывать все
составленные сметы, расшифровывать сметную стоимость по отдельным работам,
отслеживать выполненные в соответствии с оформленными актами объемы работ с
их возможной расшифровкой по отдельным работам, составлять суммарные акты
по выполненным объемам работ за месяц в разрезе генподряда и субподряда.
Должен формироваться план выполнения работ с учетом фактически
произведенной оплаты. Показатели по объекту необходимо получать в разрезе
субподрядных организаций, причем все акты по данному субподрядчику должны
попадать в общий список актов по объекту и, наоборот, если данные по
субподрядчику введены в общие акты по объекту, то должна быть возможность
сформировать акты по этому субподрядчику. Необходимо сортировать виды
выполняемых заказов и типы пообъектных договоров: генподрядных, прямых и
субподрядных.
При работе с организациями следует выделять вышестоящих заказчиков,
заказчиков просто, подрядчиков вышестоящих и подрядчиков на выполнение
определенных комплексов работ.
Для планово-экономических и финансовых служб строительных
организаций необходимо оперативно формировать акты выполненных работ за
месяц на основании составленных смет или без них (расчет по факту) по
собственным силам и по субподрядчикам в базовых и реальных ценах с учетом
аванса, услуг, выпускать суммарные акты по всем выполненным за месяц
работам; составлять реестр выполненных работ (генподряд, субподряд,
собственные силы); определять фактически произведенную оплату по авансам и
актам выполненных работ; формировать планы выполнения по объектам, по
субподрядчикам и в целом по организации; составлять справки о стоимости
выполненных работ по заказчику, расшифровывать выполненные на объекте
работы и т.д.
На основании обработки полученных документов должны формироваться как
плановые, так и фактические сводные показатели: объемы работ по объектам и
исполнителям, фактическая оплата работ по организации за период, данные по
взаиморасчетам с заказчиками и субподрядчиками, распределительные письма,
показывающие, какие суммы из причитающихся генподрядчику за данный период
времени, необходимо перечислить субподрядным организациям-соисполнителям,
накопительные ведомости, показатели задолженности подрядчиков и заказчиков
и т.д.
Автоматизация поставленных учетных задач и последующий анализ всей
информации по выполняемым строительной организацией работам позволит
службам управления подготовить, а руководителям на этой основе принять
своевременные и обоснованные решения, и в результате добиться даже в
сложных современных условиях стабилизации своего финансового
состояния[8].
Планирование и учет фактического выполнения работ по строительству
объектов на различных уровнях управления (СУ, трест) можно осуществлять с
помощью программы "С-План", разработанной НТЦ "Гектор". В программу
вводятся данные актов выполненных работ, рассчитанных в программе "Сметчик-
строитель" в разрезах генподряда, субподряда, а также полученные авансы,
удерживаемые с субподрядчиков услуги, данные по фактической оплате.
Программа позволяет:
o выпускать суммарные акты по всем выполненным за месяц работам;
o настраиваться на различные способы расчета дополнительных
начислений (накладные расходы, плановые накопления и др. по
желанию пользователя);
o отслеживать фактически произведенную оплату по авансам и актам
выполненных работ;
o составлять реестр выполненных работ (генподряд, в том числе
субподряд, собственные силы);
o формировать планы выполнения по объектам, по субподрядчикам и в
целом по организации;
o составлять справки о стоимости выполненных работ по заказчику,
распределительные письма, расшифровывать выполненные на объекте
работы;
o проводить расшифровку стоимости выполненных работ. На основании
обработки полученных документов можно формировать как плановые,
так и фактические сводные показатели: объемы работ по объектам
и исполнителям, фактическую оплату работ по организации за
период, данные по взаиморасчетам с заказчиками и
субподрядчиками и т.д.
Получаемые финансовые показатели могут быть увязаны с информацией,
обрабатываемой в системе бухгалтерского учета.
Многообразие применяемых в строительстве отчетных форм приводит к
необходимости разработки программ, ориентированных на применение в тех или
иных структурных подразделениях организации. Так, для нужд плановых служб
на различных уровнях управления (СУ, трест) разработана программа "Учет
выполнения". В программу вводятся характеристики возводимых объектов,
включая структуру выполняемых работ (госзаказ, прямые договора, капитальный
ремонт, новое строительство и т.д.), объемы фактического выполнения по
генподряду и субподряду, данные по проведенной оплате (в том числе по
оплате выполнения работ, оплате материалов по счетам). Программа позволяет
получать следующие основные выходные формы:
o сведения о задолженности заказчиков и подрядчиков;
o ведомости выполнения работ в соответствии со структурой работ;
o накопительные ведомости выполнения, оплаты работ и
задолженности заказчиков .
Получаемая в программе информация также связана с системой
бухгалтерского учета.
С точки зрения теории управления проектами современное строительство
представляет собой сложную динамическую систему, нуждающуюся в постоянном
регулировании в связи с изменяющимся состоянием. Управление инвестиционно -
строительной деятельностью в настоящее время у нас в стране сильно
осложнилось из-за неразвитости цивилизованных рыночных отношений,
экономической нестабильности, несоответствия старой организационной
структуры новым экономическим отношениям и т.д. К числу таких негативных
факторов следует отнести и недостаточную информационную поддержку и
несогласованность информационных потоков на разных стадиях инвестиционно -
строительной деятельности.
На стадии реализации проекта состав обрабатываемой информации
определяется в основном уровнем управления, по сути нет передачи и
агрегирования информации от уровня к уровню, т.е. отсутствует мониторинг
проекта.
Для решения задач проектирования и управления строительством
необходимо использовать современные методы управления сложными
инвестиционными проектами на основе иерархических систем моделей,