улучшении. Для участия в конкурсе на EQA каждый кандидат направляет в EFQM
заявку об участии в конкурсе с соответствующим приложением, составленным по
форме, приведенной в приложении 12. Процесс составления приложения к заявке
об участии в конкурсе имеет существенное значение для претендующей на
награду компании, даже если компания не получит ее в конечном результате.
Составление приложения позволит компании оценить с позиций TQM своей
уровень. Знаменательность процесса составления обзора состоит в том, что он
заставляет компанию для обоснования своей специфики применения TQM,
позволяющей ей претендовать на награду, тщательно проанализировать, в какой
мере положения TQM разворачиваются по вертикали на каждом уровне
организации и по горизонтали для всех сфер деятельности компания. Помимо
этого проведение самооценки (с привлечением экспертов) позволяет компании
взглянуть со стороны на ключевые черты стратегии бизнеса и программу по
усовершенствованию своей деятельности. Поэтому, как правило, выгода от
самооценки превышает затраты компании на подготовку документов,
представляемых для участия в конкурсе. Более того, подача заявки для
участия в конкурсе может быть полезным средством сосредоточения усилий
всего персонала на улучшении качества как пути к процветанию бизнеса. После
завершения оценки приложения конкурсным Комитетом компания получает отчет,
показывающий сильные ее стороны и области деятельности, подлежащие
дальнейшему совершенствованию в управлении качеством. В этом также
заключается положительный эффект участия в конкурсе EQA.
Процесс оценки претендента на премию EQA осуществляется командой
экспертов, состоящей из шести человек, каждый из которых предварительно
прошел идентичную подготовку, обеспечив тем самым максимальную
согласованность в подсчете очков. В качестве экспертов используются ученые
университетов и профессионалы в области качества из числа опытных
менеджеров западноевропейских фирм. Команда экспертов изучает
представленные претендентами документы и оценивает их по критериям,
приведенным на рис. 4 (от 1 до 1000 очков). Так, максимальное число очков
за "Политику и Стратегию", как видно из рис. 4, может быть 80, в то время
как за "Удовлетворение потребителя" — 200.
Если число очков, составляющих 50 %, соответственно для возможностей и
результатов (см. рис. 4) принять за 100 % для каждой группы критериев, то
подсчет очков осуществляется экспертами с учетом масштаба применения
используемого организацией подхода к выполнению соответствующего критерия
оценки EQA.
Оценивающие пользуются счетом для взвешивания каждого критерия. Для
оценки возможностей и результатов используются различные факторы.
Возможности. Каждая часть критериев возможностей оценивается согласно
подходу и степени его применения (табл. 1).
Таблица 1. Подсчет очков для возможностей претендентов
|Подход |Рейтинг|Масштаб применения |
|Анекдотичный или не прибавляющий|0% |Малая эффективная |
|ценности | |польза |
|Очевидность в логично |25% |Применен к почти |
|построенных подходах. Предмет | |четверти потенциала, |
|случайного пересмотра. Некоторые| |считая все имеющие |
|области интеграции действуют в | |отношение к делу сферы |
|норме | |и деятельности |
|Очевидность в логично |50% |Применен к почти |
|построенных систематических | |половине потенциала, |
|подходах. Предмет регулярного | |считая все имеющие |
|пересмотра в соответствии с | |отношение к делу сферы |
|эффективностью в бизнесе. | |й деятельности |
|Интеграция и планирование хорошо| | |
|организованы | | |
|Полная ясность в логично |75% |Применен к почти трем |
|построенных систематических | |четвертям потенциала, |
|подходах. Полная ясность в | |считая все имеющие |
|улучшенной эффективности бизнеса| |отношение к делу сферы |
|по циклам пересмотра. Хорошая | |и деятельности |
|интеграция подходов к нормальным| | |
|операциям и планированию | | |
|Полная ясность в логично |100% |Применен к полному |
|построенных систематических | |потенциалу во всех |
|подходах. Полная ясность в | |имеющих отношение к |
|улучшенной эффективности бизнеса| |делу сферах и видах |
|по циклам пересмотра. Подход | |деятельности |
|стал полностью интегрированным в| | |
|рабочую среду. Может послужить | | |
|ролевой моделью для других | | |
|организаций | | |
Под подходом подразумеваются методы, используемые компанией для
адресации частей критериев. Счет будет зависеть от:
. степени соответствия используемых методов и инструментов;
. степени, в которой подход систематичен и предупредителен;
. использования циклов пересмотра; проведения улучшений по
результатам циклов пересмотра;
. степени, в которой подход интегрирован в нормальные операции.
Под масштабом применения подразумевается степень, в которой подход
реализован к полному потенциалу. Счет будет зависеть от соответствующего и
эффективного применения подхода:
. вертикально через все задействованные уровни;
. горизонтально через все задействованные сферы деятельности;
. во всех процессах, имеющих отношение к делу; ко всем видам
продукции и сервиса.
Результаты. Каждая часть критериев результатов оценивается согласно
степени отличия и масштабу результатов (табл. 2). Отличие результатов будет
зависеть от:
. наличия положительных тенденций;
. сопоставления с собственными целями;
. сопоставления с внешними организациями, включая "лучшие в классе";
. способности компании поддерживать свои характеристики;
. показателей того, что результаты вызваны соответствующими
подходами.
Масштаб применения результатов будет зависеть от:
o степени, в которой результаты покрывают все задействованные
области компании;
o степени, в которой представлен весь диапазон результатов,
имеющих отношение к критерию;
o степени, в которой осознано это отношение результатов.
Таблица 2. Подсчет очков для результатов, достигнутых претендентом
|Результаты |Рейтин|Масштаб применения |
| |г | |
|Отсутствуют |0% |Результаты охватывают |
| | |немного сфер деятельности |
|Некоторые результаты демонстрируют |25% |Результаты охватывают |
|положительные тенденции. Есть | |некоторые сферы деятельности|
|некоторое соответствие с | | |
|собственными целями | | |
|Некоторые результаты демонстрируют |50% |Результаты охватывают много |
|положительные тенденции в течение по| |сфер деятельности |
|крайней мере трех лет. Есть | | |
|соответствие с собственными целями в| | |
|большинстве областей. Хорошее | | |
|согласование с внешними | | |
|организациями. Многие результаты | | |
|получены из-за особого подхода | | |
|Большинство результатов |75% |Результаты охватывают |
|демонстрируют положительные | |большинство сфер |
|тенденции в течение по крайней мере | |деятельности |
|трех лет. Есть соответствие с | | |
|собственными целями в большинстве | | |
|областей. Хорошее согласование с | | |
|внешними организациями во многих | | |
|сферах. Многие результаты получены | | |
|из-за особого подхода | | |
|Исключительно положительные |100% |Результаты охватывают все |
|тенденции во всех областях в течение| |сферы деятельности |
|по крайней мере пяти лет. Отличное | |организации |
|соответствие с собственными целями в| | |
|большинстве областей и с внешними | | |
|организациями. "Лучший в классе" во | | |
|многих сферах деятельности. | | |
|Очевидно, что результаты получены | | |
|из-за особого подхода. Есть | | |
|основание утверждать, что ведущая | | |
|позиция будет удерживаться | | |
На базе этой начальной оценки жюри, выявившее наиболее перспективных
претендентов, принимает решение о посещении претендентов. Эти визиты должны
прояснить возникшие у жюри вопросы и подтвердить соответствие
представленных в документах данных действительности. Визиты включат беседы
экспертов с сотрудниками компании и наблюдение качества на практике у
ведущих кандидатов на награду.
После окончательного решения жюри призы EQA присуждаются компаниям,
подтвердившим наилучшее применение TQM.
Презентация победителей проводится на Форуме Европейского Управления
Качеством — EFQM. Победитель признается лучшей компанией Западной Европы в
текущем году, продемонстрировавшей наиболее успешное практическое
применение TQM в конкретных для данной компании условиях. Победителю
предоставляется возможность использовать знак награды EFQM и в рекламных
целях.
Признание достижений победителя в TQM позволяет считать его образцовым
поставщиком. После присуждения награды победитель делится опытом по TQM на
конференциях и семинарах, организуемых EFQM, что служит отличной рекламой
для повышения статуса компании как лидера в Западной Европе по TQM.
Результатом, как правило, является приток новых покупателей и расширение
возможностей для бизнеса.
Однако следует еще раз подчеркнуть, что все без исключения компании,
участвующие в конкурсе, оказываются в выигрыше и в первую очередь за счет
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9