Приватизация промышленных предприятий

вовлеченных в отношения предпринимательства, и их взаимодействие на

индивидуальном и групповом уровнях.

Не менее важным, особенно для уровня национальной экономики в целом,

является отраслевая и региональная структура бизнеса. Отраслевая структура

отражает степень дифференциации и специализации отраслей народного

хозяйства и специфику экономических взаимосвязей между ними. Речь идет о

территориально-пространственном размещении производства и совокупности

экономических взаимосвязей между территориальными хозяйственными системами.

Организационная структура экономики выражается в определенной совокупности

первичной и производных от них хозяйственных систем с определенным типом

субординации и координации образующих эти системы вещественных и личных

элементов.

Становление структуры российского бизнеса характеризуется нарастанием

многообразия видов структур. В процессе приватизации принудительная жесткая

иерархичность государственного предпринимательства сменяется слабой

экономической иерархичностью, которая постепенно усиливается.

Структурам предпринимательства присуща эластичность, обуславливаемая

общим ходом экономических реформ. Наиболее эластичны в целом во все периоды

организационно-правовая и функциональная структуры. В процессе приватизации

происходит массовая смена организационно-правовой формы производственных

единиц, появляются организации с новыми функциями.

В настоящее время значительна эластичность социально-экономической

структуры и предпринимательства. Почти неэластичны отраслевая и

региональные структуры предпринимательства.

Качественные изменения в структуре предпринимательства могут быть

обусловлены двумя процессами. Во-первых, появлением качественно новых

элементов (например, частных предприятий, инвестиционных фондов, брокерских

контор); во-вторых, также изменением конфигурации структуры в результате

количественного роста ее элементов определенного вида (например, малых

предприятий, товариществ, банков, бирж).

Новый этап приватизации характеризуется необходимостью решения следующих

стратегических задач: привлечение инвестиций в промышленность и сельское

хозяйство, создание рынка недвижимости и земли, создание цивилизованного

рынка ценных бумаг.

На очередном этапе приватизации акцент переносится на усиление

инвестиционного содержания этого процесса. В рамках действующих способов

приватизации целесообразно сначала провести реорганизацию большинства

оставшихся государственных предприятий в акционерные общества, а затем

организовать серию инвестиционных торгов. Обязательным условием этих торгов

должно стать целевое финансирование технического перевооружения

производства, в том числе конверсии. В настоящее время уже сложились

условия для перехода к оригинальным моделям приватизационного процесса в

регионах.

Программы приватизации, принимаемые государственньми органами различных

уровней, могли бы быть более привлекательными и простыми, если бы в них

использовалось большее количество методов приватизации. К сожалению, чаще

проводится линия на сужение сферы приватизации и Ограничение ее форм.

Многие акционерные общества, включающие в свой состав ряд филиалов, будут

реорганизованы путем разделения на несколько самостоятельных акционерных

обществ.

Весьма сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является

приватизация объектов недвижимости, особенно крупных, и земельных участков

в городах. Непродуманный механизм их приватизации (приватизация земельных

участков в ценах 1992 г.; предоставление права выкупа недвижимости не

только арендаторам, но и пользователям) приводит к объяснимому торможению

данного процесса в регионах.

Реформирование механизма приватизации в России будет осуществляться по

следующим направлениям. Ведущим способом приватизации должна стать продажа

предприятий (имущества, пакетов акций) по инвестиционному конкурсу.

Необходимо перейти к оригинальным моделям приватизации в регионах.

Дифференцированный отраслевой и внутриотраслевой подход к приватизации

приведет к индивидуализации условий реорганизации оставшихся

государственных крупнейших научно-производственных комплексов. Большую роль

должны играть ранее слабо используемые способы приватизации малых и средних

предприятий (банкротство, инвестиционные контракты).

Заключение.

В конце 70-х - начале 80-х годов приватизация превратилась в общемировое

явление. Более 80 стран мира приняли программы сокращения государственного

сектора. Приватизация стала важнейшим элементом процесса экономического

обновления постсоциалистического мира, развития частной собственности и на

ее основе рыночного хозяйства. Смена социально-экономической модели

потребовала прежде всего глубокой перестройки отношений собственности.

В рамках приватизации государственных предприятий тесно переплетаются

политические, экономические и социальные мотивы, и процесс приватизации

должен рассматриваться только как составная часть комплексного подхода к

реформированию экономики. Процессы реформ, которые в последние годы с

различной скоростью протекают в указанных странах, охватывают такие сферы,

как либерализация цен, реформа банковской системы, рынок капиталов и

торговая политика. Реформы сопровождаются масштабным изменением правовых

условий. По этой причине в ходе дискуссий на тему приватизации необходимо

всегда учитывать количественные и качественные различия между странами, где

в настоящее время проводятся реформы, и странами Западной Европы. Кроме

того, в конце 80-х годов страны Центральной и Восточной Европы находились

на различных этапах экономического и политического развития, что

существенно повлияло на условия перехода в каждой из этих странах.

Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в Восточной

Европе и в России показывает наличие общих тенденций: 1) использование в

качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования

государственных предприятий; 2) введение чековой (или купонной) системы;

3)низкая доходность приватизации; 4) аукционная продажа малых объектов.

Приватизация в развитых странах имеет ряд существенных отличий:

многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы

приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента

государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти

характеристики будут свойственны российской приватизации.

Приватизация представляет особую систему экономических отношений,

возникающих в связи с изменением формы собственности на средства

производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь

приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти,

трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных

изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том,

что приватизация является разгосударствлением собственности.

Объективные причины развития приватизационного процесса носят как

макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость

постоянного внерыночного согласования производственной деятельности

государственных предприятий в условиях административно-командной экономики

обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм

рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками.

Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом

от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству»,

но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.

Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать

элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с

другой, - инструментом государственного регулирования долговременного

характера. Непосредственными целями приватизации являются:

. формирование слоя мелких и средних собственников;

. сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной

собственности;

. перераспределение экономических основ власти.

Достижение социальной справедливости, повышение экономической

эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не

выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать

развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.

Основньми критериями выбора способа приватизации являются отраслевая

принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной

справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация,

необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного

потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные

критерии обусловили следующие основные способы приватизации -акционирование

(с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества

по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп

арендованного имущества; банкротство.

Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.)

являются: приоритет политических целей процесса, введение системы

приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно

формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий;

аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.

Эти черты сближают российскую практику приватизации с

восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструмента

государственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметь

общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада

(многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность,

индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).

Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом

быстрого перераспределения государственного имущества среди

негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных

предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции

большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности),

малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.

Успешное проведение приватизации и особенно пост приватизационное

развитие предприятий зависит от создания и функционирования управленческих

как государственных, так и не государственных структур (холдингов,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты