вовлеченных в отношения предпринимательства, и их взаимодействие на
индивидуальном и групповом уровнях.
Не менее важным, особенно для уровня национальной экономики в целом,
является отраслевая и региональная структура бизнеса. Отраслевая структура
отражает степень дифференциации и специализации отраслей народного
хозяйства и специфику экономических взаимосвязей между ними. Речь идет о
территориально-пространственном размещении производства и совокупности
экономических взаимосвязей между территориальными хозяйственными системами.
Организационная структура экономики выражается в определенной совокупности
первичной и производных от них хозяйственных систем с определенным типом
субординации и координации образующих эти системы вещественных и личных
элементов.
Становление структуры российского бизнеса характеризуется нарастанием
многообразия видов структур. В процессе приватизации принудительная жесткая
иерархичность государственного предпринимательства сменяется слабой
экономической иерархичностью, которая постепенно усиливается.
Структурам предпринимательства присуща эластичность, обуславливаемая
общим ходом экономических реформ. Наиболее эластичны в целом во все периоды
организационно-правовая и функциональная структуры. В процессе приватизации
происходит массовая смена организационно-правовой формы производственных
единиц, появляются организации с новыми функциями.
В настоящее время значительна эластичность социально-экономической
структуры и предпринимательства. Почти неэластичны отраслевая и
региональные структуры предпринимательства.
Качественные изменения в структуре предпринимательства могут быть
обусловлены двумя процессами. Во-первых, появлением качественно новых
элементов (например, частных предприятий, инвестиционных фондов, брокерских
контор); во-вторых, также изменением конфигурации структуры в результате
количественного роста ее элементов определенного вида (например, малых
предприятий, товариществ, банков, бирж).
Новый этап приватизации характеризуется необходимостью решения следующих
стратегических задач: привлечение инвестиций в промышленность и сельское
хозяйство, создание рынка недвижимости и земли, создание цивилизованного
рынка ценных бумаг.
На очередном этапе приватизации акцент переносится на усиление
инвестиционного содержания этого процесса. В рамках действующих способов
приватизации целесообразно сначала провести реорганизацию большинства
оставшихся государственных предприятий в акционерные общества, а затем
организовать серию инвестиционных торгов. Обязательным условием этих торгов
должно стать целевое финансирование технического перевооружения
производства, в том числе конверсии. В настоящее время уже сложились
условия для перехода к оригинальным моделям приватизационного процесса в
регионах.
Программы приватизации, принимаемые государственньми органами различных
уровней, могли бы быть более привлекательными и простыми, если бы в них
использовалось большее количество методов приватизации. К сожалению, чаще
проводится линия на сужение сферы приватизации и Ограничение ее форм.
Многие акционерные общества, включающие в свой состав ряд филиалов, будут
реорганизованы путем разделения на несколько самостоятельных акционерных
обществ.
Весьма сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является
приватизация объектов недвижимости, особенно крупных, и земельных участков
в городах. Непродуманный механизм их приватизации (приватизация земельных
участков в ценах 1992 г.; предоставление права выкупа недвижимости не
только арендаторам, но и пользователям) приводит к объяснимому торможению
данного процесса в регионах.
Реформирование механизма приватизации в России будет осуществляться по
следующим направлениям. Ведущим способом приватизации должна стать продажа
предприятий (имущества, пакетов акций) по инвестиционному конкурсу.
Необходимо перейти к оригинальным моделям приватизации в регионах.
Дифференцированный отраслевой и внутриотраслевой подход к приватизации
приведет к индивидуализации условий реорганизации оставшихся
государственных крупнейших научно-производственных комплексов. Большую роль
должны играть ранее слабо используемые способы приватизации малых и средних
предприятий (банкротство, инвестиционные контракты).
Заключение.
В конце 70-х - начале 80-х годов приватизация превратилась в общемировое
явление. Более 80 стран мира приняли программы сокращения государственного
сектора. Приватизация стала важнейшим элементом процесса экономического
обновления постсоциалистического мира, развития частной собственности и на
ее основе рыночного хозяйства. Смена социально-экономической модели
потребовала прежде всего глубокой перестройки отношений собственности.
В рамках приватизации государственных предприятий тесно переплетаются
политические, экономические и социальные мотивы, и процесс приватизации
должен рассматриваться только как составная часть комплексного подхода к
реформированию экономики. Процессы реформ, которые в последние годы с
различной скоростью протекают в указанных странах, охватывают такие сферы,
как либерализация цен, реформа банковской системы, рынок капиталов и
торговая политика. Реформы сопровождаются масштабным изменением правовых
условий. По этой причине в ходе дискуссий на тему приватизации необходимо
всегда учитывать количественные и качественные различия между странами, где
в настоящее время проводятся реформы, и странами Западной Европы. Кроме
того, в конце 80-х годов страны Центральной и Восточной Европы находились
на различных этапах экономического и политического развития, что
существенно повлияло на условия перехода в каждой из этих странах.
Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в Восточной
Европе и в России показывает наличие общих тенденций: 1) использование в
качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования
государственных предприятий; 2) введение чековой (или купонной) системы;
3)низкая доходность приватизации; 4) аукционная продажа малых объектов.
Приватизация в развитых странах имеет ряд существенных отличий:
многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы
приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента
государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти
характеристики будут свойственны российской приватизации.
Приватизация представляет особую систему экономических отношений,
возникающих в связи с изменением формы собственности на средства
производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь
приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти,
трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных
изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том,
что приватизация является разгосударствлением собственности.
Объективные причины развития приватизационного процесса носят как
макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость
постоянного внерыночного согласования производственной деятельности
государственных предприятий в условиях административно-командной экономики
обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм
рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками.
Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом
от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству»,
но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.
Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать
элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с
другой, - инструментом государственного регулирования долговременного
характера. Непосредственными целями приватизации являются:
. формирование слоя мелких и средних собственников;
. сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности;
. перераспределение экономических основ власти.
Достижение социальной справедливости, повышение экономической
эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не
выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать
развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.
Основньми критериями выбора способа приватизации являются отраслевая
принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной
справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация,
необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного
потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные
критерии обусловили следующие основные способы приватизации -акционирование
(с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества
по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп
арендованного имущества; банкротство.
Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.)
являются: приоритет политических целей процесса, введение системы
приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно
формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий;
аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.
Эти черты сближают российскую практику приватизации с
восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструмента
государственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметь
общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада
(многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность,
индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).
Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом
быстрого перераспределения государственного имущества среди
негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных
предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции
большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности),
малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.
Успешное проведение приватизации и особенно пост приватизационное
развитие предприятий зависит от создания и функционирования управленческих
как государственных, так и не государственных структур (холдингов,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11