Приватизация промышленных предприятий

распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях

формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный

этап для проведения материальной приватизации.

Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае,

когда государственное предприятие продается частным стратегическим

инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на

муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:

. продукция - услуги, производимые государственными предприятиями,

заменяются продукцией - услугами других предприятий;

. при использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец

оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые

потребляются непосредственно населению;

. при использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает

гражданам платные услуги;

. в случае использования «чековой системы» государство размещает

финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно

производить расчеты с любыми предприятиями - поставщиками.

Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого

метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе

инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут

играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может

иметь место значительный приток капитала.

Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене.

При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.

Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается

ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее

важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости

предприятия.

Management-Buy-Out: данная форма приватизации имеет место в том случае,

когда предприятие или часть предприятия переходит в собственность его

руководящего состава.

Management-Buy-In: об этой форме приватизации говорят тогда, когда

предприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этом

случае новые собственники проводят полную или частичную смену прежнего

руководства.

Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как

разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов,

изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в

социальной сфере.

Обычно процесс приватизации предприятия состоит из следующих этапов.

Предпродажный анализ и оценка предприятия.

. стратегический анализ и оценка предприятия;

. определение мероприятий по реструктуризации и разукрупнению предприятия;

. определение потребности в капитале, ноу-хау, технологиях, обучении;

. анализ потенциальных покупателей;

. определение методов продажи;

. определение критериев проведения тендера, поиска инвесторов, оценки

поступающих предложений, которые должны обеспечить объективность и

«прозрачность» соответствующих процедур;

. образование комиссии по оценке поступающих предложений;

Подготовка предприятия к продаже.

. реализация необходимых мероприятий по реструктуризации;

. разукрупнение;

. осуществление кадровых перестановок.

Маркетинг.

. организация рекламы, выпуск информационных брошюр и т.д., призванных

пробудить интерес потенциальных покупателей;

. проведение национальных или международных тендеров. Оценка предложений.

. рассмотрение всех поступивших предложений комиссией по проведению

тендера;

. проведение переговоров с одной или несколькими заинтересованными

сторонами.

Заключение договора.

. разработка текста стандартных договоров.

Глава 2. Модели и особенности приватизации в зарубежных странах.

В конце 70-х - начале 80-х годов приватизация превратилась в общемировое

явление. Более 80 стран мира приняли программы сокращения государственного

сектора. Приватизация стала важнейшим элементом процесса экономического

обновления постсоциалистического мира, развития частной собственности и на

ее основе рыночного хозяйства. Смена социально-экономической модели

потребовала прежде всего глубокой перестройки отношений собственности.[13]

В рамках приватизации государственных предприятий тесно переплетаются

политические, экономические и социальные мотивы, и процесс приватизации

должен рассматриваться только как составная часть комплексного подхода к

реформированию экономики. Процессы реформ, которые в последние годы с

различной скоростью протекают в разных странах, охватывают такие сферы, как

либерализация цен, реформа банковской системы, рынок капиталов и торговая

политика. Реформы сопровождаются масштабным изменением правовых условий. По

этой причине в ходе дискуссий на тему приватизации необходимо всегда

учитывать количественные и качественные различия между странами, где в

настоящее время проводятся реформы, и странами Западной Европы. Кроме того,

в конце 80-х годов страны Центральной и Восточной Европы находились на

различных этапах экономического и политического развития, что существенно

повлияло на условия перехода в каждой из этих странах.

Немецкая модель приватизации и построения социально-ориентированной

экономики вызывает живой интерес. Нередко ее рассматривают как альтернативу

политике, проводимой Международным банком реконструкции и развития и

другими международными финансовыми организациями. Несправедливо, что опыт

приватизации 13 тыс. государственных предприятий бывшей ГДР, осуществленной

всего за 5 лет, исследован так слабо. Принято считать, что этот опыт мало

подходит для использования в других странах, поскольку все издержки;

связанные с приватизацией, взяла на себя ФРГ, богатая финансовыми и

кадровыми ресурсами.[13]

В 1990 г. в Германии особым законодательным решением был учрежден

Тройханд (Трастовая компания, ТК) для управления и приватизации

государственного («народно - социалистического») имущества ГДР. Это была

государственная организация, находящаяся под контролем Федерального

министерства финансов. Согласно закону о ТК, принятом в июне 1990 г., почти

вся общенародная собственность бывшей ГДР в сфере промышленности и торговли

(за небольшими исключениями) становилась государственной федеральной

собственностью и передавалась во владение ТК. Приватизация почти 13 тыс.

восточногерманских предприятий с общей численностью занятых более 5 млн.

человек была успешно проведена всего за пять лет.

Одной из важных особенностей ТК явилось то, что Министерство финансов

ФРГ, однажды приняв политическое решение - утвердить состав

Административного совета ТК, в дальнейшем не вмешивалось в оперативную

деятельность компании, сохранив за собой лишь контрольные функции. Кроме

того, политические контрольные функции в ТК имел Комитет региональных

органов, в котором были представлены все 6 новых земель, созданных на

территории бывшей ГДР.

Определенное политическое влияние на принятие решений в ТК могли

оказывать региональные советы, образованные при каждом из 15 региональных

директоратов (6 новых земель объединенной Германии еще со времен ГДР

делились на 15 административных единиц). Следует отметить, что при всей

своей важности политические аспекты никогда не играли доминирующей роли в

повседневной деятельности ТК. Безусловный приоритет отдавался

профессиональной стороне дела.

Большинство концептуальных и оперативных задач приватизации и управления

государственным имуществом выполнялось непосредственно ТК. Это предъявляло

высокие требования к ее организационной структуре. Руководящие органы ТК -

Административный совет и Совет директоров.

Обязанности Административного совета как контролирующего, совещательного

и консультативного органа была четко отделены от обязанностей Совета

директоров. Последнему предоставлялось право выносить вопросы на обсуждение

и решение Административного совета. Это означало, что без предложения со

стороны Совета директоров никаких решений Административный совет

самостоятельно принимать не мог.

Приоритетной задачей ТК была приватизация. Эта деятельность

осуществлялась очень интенсивно, так что к концу 1994 г. почти все

существующие предприятия были или приватизированы, или намечены для

закрытия. До приватизации руководство предприятиями, переданными ТК,

осуществлялось ею на правах владельца государственных пакетов акций.

ТК были предоставлены очень широкие полномочия в управлении

госсобственностью. Принципы управления государственными пакетами акций в

Германии, как правило, не регулируются статьями законов. Их нормативно-

правовую базу создают постановления или директивы министерств, а также

правила, разработанные в самой ТК. Благодаря этому можно было быстро

адаптироваться к требованиям практики, не изменяя законодательства.

Снижение степени вовлеченности государства. Число предприятий с

государственным участием, управляемых и контролируемых государством и

федеральными землями, имело (и имеет) тенденцию к уменьшению и до начала

приватизационной деятельности в Восточной Германии. Это тем более важно,

что инвестиционные затраты государства в среднем намного превышали приток

бюджетных доходов в форме дивидендов и отчислений от прибыли. Например,

чистые затраты Западной Германии по обслуживанию своих долевых участий

только с 1970 по 1982 г. составили 4,2 млрд. марок.

Официальная позиция в последние 20 лет состоит в том, что государственное

управление должно носить лишь временный характер. Управление

государственными предприятиями должно быть ориентировано на достижение

рентабельности и иметь целью повышение конкурентоспособности. Менеджмент

обязан действовать в духе предпринимательства и обладать максимально

возможной независимостью для осуществления практического руководства

предприятиями. Все предприятия, как частные, так и государственные, должны

действовать строго в соответствии с законодательством. Особенно это

относится к трудовому и социальному законодательству, к уплате налогов и

соблюдению экологических норм.

Защита интересов государства. Государство должно иметь достаточную

возможность реально влиять на деятельность предприятий. Для этого ему

необходимо обладать правом отдавать распоряжения менеджменту предприятия. В

Германии такое право существует по отношению к компаньону, владеющему

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты